Эволюция фортепианного стиля А.Н. Скрябина в контексте космогонических идей эпохи
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-452-457
Реферат
Рассматриваются этапы творческого пути композитора, ярчайшего представителя эпохи символизма — А.Н. Скрябина. Как известно, его философия, сосредоточенная вокруг основной миропреобразующей идеи композитора — создании Мистерии, отличается тотальным космическим размахом. На это обращают внимание многие исследователи творчества символиста, однако сам процесс претворения скрябинских глобальных идей именно в модерновой музыке, сквозь призму им же сформулированной философии, остается по сей день в тени. Принято говорить о размахе замыслов его выдающихся симфонических сочинений, о новаторских качествах музыки, о глобальных философских замыслах композитора, берущих начало из реформаторского творчества Р. Вагнера и дионисической философии Ф. Ницше; также подробнейшим образом изучена его биография, история создания сочинений и др. Нас же интересует в большей степени особая проблематика — эволюция музыкального стиля композитора, на каждом этапе которой прослеживается миниатюризованное воплощение позднеромантических идей в рафинированном скрябинском стиле. Другими словами, проблема воплощения позднеромантической философии и мистериальных стремлений символизма в утонченной декоративной музыке модерна — представляет существенный интерес. Таким образом, новаторский принцип предлагаемой статьи заключен в неординарности самого метода рассмотрения творчества А.Н. Скрябина: композитор создает неповторимый стиль, в котором глобальные космогонические идеи удивительным образом находят свое воплощение непосредственно в изящной «модерновой шкатулке».
Ключевые слова
Об авторе
Владислав Сергеевич СтепановРоссия
факультет арт-менеджмента и журналистики, кафедра общегуманитарных и социальных дисциплин, аспирант,
Новозаводская ул., д. 27А, Москва, 121309
Список литературы
1. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. Москва : Классика-XXI, 2000. 390 с.
2. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Сочинения : в 2 т. Т. 1 / пер. с нем. К.А. Свасьян. Москва : Мысль, 1990. С. 57—157.
3. Наумов Л. Под знаком Нейгауза. Москва : РИФ «Антиква», 2002. 336 с.
4. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А.Ф. Форма — Стиль — Выражение. Москва : Мысль, 1995. С. 733—780.
5. Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина : На примере произведений малой формы. Москва : Советский композитор, 1983. 104 с.
6. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания : художественные идеи европейской музыки XVII—XX вв. : учеб. пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2010. 432 с.
7. Скрябин А.Н. Дневниковые записи // Русские пропилеи: Материалы по истории мысли и литературы. Москва, 1919. Т. 6. 250 с.
8. Жукоцкая З.Р. Свободная теургия: Культурфилософия русского символизма. Москва : РГТУ, 2003. 287 с.
9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения : в 2 т. Т. 2 / пер. с нем. К.А. Свасьян. Москва : Мысль, 1990. С. 5—237.
10. Сологуб Ф.К. Театр одной воли / Собрание сочинений : в 12 т. Т. 10 : Сказочки. Сны. Статьи. Санкт-Петербург, 1914. С. 136—141.
11. Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX—XX веков. Москва : Композитор, 2009. 353 с.
Рецензия
Для цитирования:
Степанов В.С. Эволюция фортепианного стиля А.Н. Скрябина в контексте космогонических идей эпохи. Обсерватория культуры. 2017;14(4):452-457. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-452-457
For citation:
Stepanov V.S. The Evolution of A.N. Scriabin’s Piano Style in the Context of the Cosmogonic Ideas of his Period. Observatory of Culture. 2017;14(4):452-457. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-4-452-457