Мода и молодежные субкультуры: читателеведческий аспект
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-569-576
Реферат
Сегодня как никогда актуально говорить о проблемах и дальнейшем развитии молодежи, так как именно ей предопределена историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, цивилизованная культурная интеграция страны в мировое сообщество. Особую роль в социализации молодежи играет чтение. Однако в ситуации бурного развития информационных технологий, коммерциализации культуры, ее дробления на множество субкультурных образований и радикального изменения коммуникативного поведения молодого поколения перед всеми институтами инфраструктуры чтения стоит непростая задача по переосмыслению собственных функций и содержания деятельности, поиска новых путей воздействия на молодежь в целях стимулирования читательской активности. Причем эту работу необходимо осуществлять на основе дифференцированного подхода и с использованием социально-психологических механизмов моды как наиболее динамичного и всепроникающего культурного феномена. В статье обозначен генезис развития молодежной культуры; рассмотрена взаимосвязь моды и молодежных дежных субкультур в контексте читателеведения, разграничены понятия «субкультура» и «интерпретативные сообщества», основные из них охарактеризованы применительно к читательской деятельности молодежи. Приведены также основные результаты исследования, проведенного в апреле—мае 2017 г. на базе Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета. Они вошли в информационный блок, связанный с неформальными характеристиками молодых людей, их принадлежностью к определенным субкультурам и интерпретативным сообществам, отношением внутри данных групп к чтению и читательским предпочтениям.
Ключевые слова
Об авторе
Дамир Михайлович ХафизовРоссия
главный библиотекарь.
Ленина просп., д. 87, корп. 3д, Челябинск, 454080.
Список литературы
1. Crockett L.J. Cultural, Historical, and Subcultural Contexts of Adolescence: Implications for Health and Development // Health Risks and Developmental Transitions During Adolescence eds. J. Schulenberg, J.L. Maggs, K. Hurrelmann. Cambridge University Press, 1997. P. 23—53.
2. Modell J., goodman M. Historical perspectives // At the threshold: The developing adolescent / [eds.] S.S. Feldman, G.R. Elliott. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1990. P. 93—122.
3. Абросимов В.В. Молодежные субкультуры в процессе развития и идентификации [Электронный ресурс] : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. Краснодар, 2006. 150 с. URL : https://goo.gl/psdHyY (дата обращения : 06.06.2017).
4. Беляев И.А., Беляева Н.А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность : сб. науч. ст. / под ред. И.А. Беляева. Оренбург : Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. Вып. 3. С. 5—18.
5. Волкова В.В. Типология субкультур общества: критерии и подходы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 6. С. 166—168.
6. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. СанктПетербург : Университетская книга ; ООО «Алетейя», 1998. Т. 2. С. 236.
7. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. Москва : Институт социологии РАН, 2000. 264 с.
8. Курчашова Т.В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты, социальные роли [Электронный ресурс] : дис. … канд. социол. наук. Тамбов, 2004. 207 с. URL: https://goo.gl/HX6U5U (дата обращения: 20.06.2016).
9. Еремеева В.Ф., Гончаренко К.Н. Современная молодежная субкультура: без ценностей // Система ценностей современного общества. 2011. № 17(2). С. 123— 125.
10. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Москва : ФАИРПРЕСС, 2004. 608 с.
11. Петрова Ю.А. К проблеме сущности и типологии субкультур // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 30—39.
12. Ситникова Е.Н. Субкультура в контексте современного образовательного процесса (диагностический аспект) // Грани познания. 2012. № 5(19). С. 62—66.
13. Сергеев В.К. «Молодежная культура» и «Культура для молодежи»: опыт осмысления проблемы // Просветительская роль культуры: ориентация на молодежную аудиторию : сб. материалов. Москва : Совет при Президенте РФ по культуре и искусству, 2007. С. 49— 69.
14. Янков А. Современные отшельники [Электронный ресурс] // Библиотеки и молодежь: зарубежный опыт / Рос. гос. бка для молодежи. URL: https://goo.gl/ eHaipw (дата обращения: 16.03.2017).
15. Ролевики [Электронный ресурс] // Insurgent. URL: https://goo.gl/18ZJbL (дата обращения: 04.06.2017).
16. Щирова И.А. Текст сквозь призму сложного. СанктПетербург : Политехникасервис, 2013. 216 с.
17. Соколова Н.Л. Трансмедиа и «интерпретативные сообщества» // Междунар. журнал исследований культуры. 2011. № 3(4). С. 16—21.
18. Соколова Н.Л. «Это ваше шоу!»: массовые креативные практики в трансмедийных проектах // Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. 2011. № 6. С. 1—33.
19. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX — начала XXI века: творчество поклонников Дж.К. Роулинг [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03. Калининград, 2009. 261 с. URL: https://goo.gl/TGisCi (дата обращения: 15.06.2017).
20. Doerr Z.C. Abridged series and fandom remix culture // Transformative Works & Cultures. 2012. № 9. P. 2.
21. Chandler-olcott К., Mahar d. Adolescents’ animeinspired «fanfictions»: An exploration of multiliteracies // Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2003. № 46(7). C. 556—566.
22. Хафизов Д.М. Чтение как базовая ценность молодежных субкультур и интерпретативных сообществ // Третий Междунар. интеллект. форум «Чтения на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24–25 сент. 2015 г.) : материалы форума / Мво культуры РФ, Мво культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоциация, Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред.сост. В.Я. Аскарова. Челябинск : ЧГАКИ, 2015. С. 340— 347.
Рецензия
Для цитирования:
Хафизов Д.М. Мода и молодежные субкультуры: читателеведческий аспект. Обсерватория культуры. 2017;14(5):569-576. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-569-576
For citation:
Khafizov D.M. Fashion and Youth Subcultures: Reader’s Aspect. Observatory of Culture. 2017;14(5):569-576. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-569-576