Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ИНКЛЮЗИЯ КАК ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ФИЛОСОФИИ ГУМАНИЗМА

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31

Полный текст:

Реферат

Социокультурные трансформации, затронувшие сегодня все пласты человеческого бытия, обостряют проблему включения в социальную жизнь Другого, где как ответ на нетерпимое отношение человека к человеку рождается новый феномен культуры – инклюзия,  потребность в культурфилософской рефлексии которой предопределяет актуальность данной работы. Инклюзивные практики, общепринятое понимание которых концентрирует внимание на деструктивном характере социального взаимодействия общества и личности с ограниченными возможностями здоровья, требуют сегодня пересмотра своих смыслообразующих координат. Обновлённое понимание инклюзии как ядра философии гуманизма расширяет рамки мнения, что технологии удовлетворения обществом особых социокультурных и образовательных потребностей должны быть обращены к людям с ограниченными возможностями здоровья, смещая акценты в сторону признания «особливости»/уникальности каждой личности для дальнейшего развития человеческой цивилизации.  Авторский подход, предоставляя каждому неограниченные возможности для самореализации, погружает человека в удивительное таинство творчества, устремлённого к созиданию радости совместного бытия. Акцентируется понимание, что творчество есть процесс социального взаимодействия, где лишение сверхценности бытующих в современном обществе парадигм соперничества и результативности, способствует преодолению негативных практик осознания себя / Другого как носителя анормальности, а также утверждению значимости уникальности / «особливости» индивида для социального благополучия человека и общества. Представленный подход к инклюзии, аккумулируя концептуальные смыслы философии гуманизма, позволяет человеку открывать в себе уникальное начало, что способствует как социализации личности, так и обретению новых смыслов для существования. Обращение к последним исследованиям в области нейробиологии, доказывающим социальную природу человека, продиктовано недостаточным вниманием современного общества к воспитанию социально ответственной личности. Социальная наполненность жизни человека, ведущая к утверждению собственной уникальной природы посредством включения в процесс сотворчества, способствуя преодолению кризиса смысла жизни, гармонизирует жизнедеятельность всех социальных институтов, в том числе в масштабе  человечества. 

Об авторе

Наталия Евгеньевна Судакова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Наталия Евгеньевна Судакова, докторант, кандидат педагогических наук 

Институт государственной службы и управления, кафедра ЮНЕСКО

Вернадского пр., д. 84, Москва, 119606

 



Список литературы

1. Куртц П. Инфомедийная революция и перспективы глобального гуманизма // Здравый смысл. 2002. № 3 (24). С. 3—8.

2. Куртц П. Гуманизм и скептицизм — парадигмы культуры третьего тысячелетия [Электронный ресурс] // Здравый смысл. 2000. № 17. URL: http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2000.17-01 (дата обращения: 28.12.2017).

3. Судакова Н.Е. Философия инклюзии: пути в принимающее общество // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы : сб. науч. тр. Москва : РГСУ, 2012. Вып. VII. С. 160—164.

4. Шеманов А.Ю., Востров И.М., Егорова В.А. Творческая деятельность и инклюзия // Современная зарубежная психология. 2013. № 3. С. 5—18.

5. Шеманов А.Ю. Политика инклюзии и этническая идентичность в контексте проблемы открытости другому // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 652—659. DOI: 10.25281/2072-3156-2016-13-6-652—659.

6. Кудишина А.А. Гуманизм — феномен современной культуры. Москва : Академический проект, 2005. 504 с.

7. Борис Кривошей — «Хочу жить завтра» [Электронный ресурс] // Санкт-Петербурская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Электронная версия. URL: http://gaoordi.ru/boris-krivoshej-hochu-zhit-zavtra/ (дата обращения: 28.12.2017).

8. Несуществующий народ Бориса Кривошея [Электронный ресурс] // Planeta — Российская краудфандинговая платформа. URL: https://planeta.ru/campaigns/krivoshey (дата обращения: 28.12.2017).

9. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху : культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. Москва : Прогресс-Традиция, 2011. 1024 с.

10. Астафьева О.Н. Культурная политика: динамика теоретических подходов и фундаментальных концептуализаций // Исторические повороты культуры : сб. науч. ст. (к 70-летию проф. И.В. Кондакова) / общ. ред. и сост. О.Н. Астафьевой. Москва : Согласие, 2018. С. 86—102.

11. Эпштейн М.Н. Транскультура и трансценденция: личность и вещь как странники в иное // И.М. Болотников. Только уникальное глобально : личность и управление : культура и образование : сб. статей в честь 60-летия проф. Г.Л. Тульчинского. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. С. 90—102.

12. Astafyeva O.N., Belyakova I.G., Sudakova N.E. Theoretical Studies of Mass Culture as a Self-Developing System in the Context of the Tasks of Russia’s Cultural Policy // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12, no. 7b. Interdisciplinary Perspective on Sciences. P. 1475—1481. DOI: 10.12973/ejac.2017.00275a.

13. Banerji M., Dailey R. A Study of the Effects of an Inclusion Model on Students with Specific Learning Disabilities // Journal of Learning Disabilities. 1995. Vol. 28, № 8. P. 511—522.

14. Corbett J. Inclusive Education and School Culture // International Journal of Inclusive Education. 1999. Vol. 3, no. 1. P. 53—61.

15. Bennett T., Deluca D., Bruns D. Putting Inclusion into Practice: Perspectives of Teachers and Parents // Exceptional Children. 1997. Vol. 64, № 1. P. 115—131. DOI: 10.1177/001440299706400108.

16. Education & Children with Special Needs : From Segregation to Inclusion / by ed. M. Alur, S. Hegarty. Thousand Oaks (CA, USA) : Sage Publications, Inc., 2002. 220 p.

17. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Альманах института коррекционной педагогики. 2011. № 15. С. 3—14.

18. Астафьева О.Н., Синецкий С.Б. Философские и прикладные аспекты культурной политики на поселенческом уровне // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4(52). С. 70—80.

19. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 6. С.71—78.

20. World Report on Disability 2011 [Электронный ресурс] // World Health Organization. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report.pdf (дата обращения: 28.12.2017).

21. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура : монография. Москва : Академический проект, 2007. 479 с.

22. Астафьева О.Н., Резник Ю.М. Жизнь в настоящем и настоящее в жизни // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13, № 3. С. 318—339.

23. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры. Москва : Красанд, 2012. 216 с.

24. Mandy Harvey: Deaf Singer Earns Simon’s Golden Buzzer With Original Song — America’s Got Talent 2017 [Видеозапись] // YouTube : канал «America’s Got Talent». 2017. 6 июня. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZKSWXzAnVe0 (дата обращения: 28.12.2017).

25. Эвелин Гленни учит слушать [Видеозапись] // YouTube : канал «TED». 2007. 14 мая. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IU3V6zNER4g (дата обращения: 28.12.2017).

26. Судакова Н.Е. Философская рефлексия инклюзии как феномена современной культуры: навстречу Другому // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение : вопросы теории и практики. 2016. № 11-1(73). С. 152—154.

27. Бауэр И. Принцип человечности: почему мы по своей природе склонны к кооперации / [пер. с нем. И. Тарасова]. Санкт-Петербург : Изд-во Вернера Регена, 2009. 150 с.

28. Дорожкин А.М., Тимофеева О.В. Особенности трансляции духовных ценностей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2(34). С. 169—174.

29. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева ; вст. ст. Д.А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 368 с.

30. Судакова Н.Е., Сапельников Д.С., Попова М.В. Творчество в контексте культурфилософского осмысления и педагогического моделирования мировоззрения личности : монография. Москва : Буки-Веди, 2016. 184 с.

31. «Нормальная аномия» в России и современном мире : коллектив. монография / [Н.Н. Зарубина и др.] ; под общ. ред. С.А. Кравченко. Москва : МГИМО-Университет, 2017. 281 с.

32. Межуев В.М. Идея культуры : очерки по философии культуры. Москва : Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.

33. Решетников В.А. Специфика современного гуманизма как культуры // Современный гуманизм: проблемы и перспективы / под общ. ред. В.А. Решетникова. Иркутск : Изд-во Иркутск. ун-та, 2004. С. 227—246.

34. История РООИ «Ковчег» [Электронный ресурс] // Региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов «Ковчег» (РООИ «Ковчег»). URL: http://нашковчег.рф/history.html (дата обращения: 28.12.2017).

35. Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 1. С. 24—34. DOI: 10.17759/psyedu.2016080103.


Для цитирования:


Судакова Н.Е. ИНКЛЮЗИЯ КАК ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ФИЛОСОФИИ ГУМАНИЗМА. Обсерватория культуры. 2018;15(1):21-31. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31

For citation:


Sudakova N.E. INCLUSION AS A VALUE CORE OF THE PHILOSOPHY OF HUMANISM. Observatory of Culture. 2018;15(1):21-31. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31

Просмотров: 248


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)