Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ДРЕВНЕРУССКИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ XV в. КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65

Полный текст:

Реферат

Древнерусские изобразительные источники дают ценный историко-бытовой материал, способствующий уточнению наших представлений об особенностях конструкции и функционирования музыкальных инструментов. Среди дошедших до нашего времени сведений о древнерусских смычковых инструментах особую значимость приобретают фрески и миниатюры рукописных книг.

В статье рассматриваются смычковые инструменты на фреске «Ант Скоморох» западной стены Успенской церкви близ села Мелётово Псковской области (1465) и миниатюре «Царь Давид беседует с певцами» из первой части Следованной Псалтири (1470—1480). Исследуемые иконографические источники содержат не только изображения смычковых инструментов, но и надписи, вследствие чего возрастает их значимость для изучения древнерусской инструментальной культуры.

Впервые предпринята попытка комплексного анализа смычковых инструментов в древнерусском изобра­зительном искусстве XV в. в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими иллюстрациями, а также древнерусскими письменными и археологическими материалами.

Методологическую основу исследования составляют сравнительно-типологический и исторический подходы, позволяющие выделить и соотнести основные типы средневековых смычковых инструментов, их сходство по форме и исполнительским приемам.

В результате сравнительно-типологического анализа древнерусских иконографических памятников XV в. делается вывод о том, что изображения смычковых инструментов представляют некоторый переходный образец — еще не отошли от византийского влияния, содержат признаки западноевропейского инструментария, но уже вбирают специфические национальные древнерусские черты. В XV в. на древнерусских миниатюрах и фресках появляются надписи, поясняющие, что на них народные музыканты. В этот же период впервые в древнерусском искусстве воссоздается вертикальное игровое расположение инструмента, что соответствует русской традиции исполнительства на смычковых инструментах. Ряд конструктивных особенностей сближает изображенные инструменты с гудками XII—XV вв. Новгородской археологической экспедиции (форма корпуса, головки, отсутствие продолженного грифа, наличие трех струн и лукообразный смычок).

Об авторе

Александра Викторовна Устюгова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Россия

Александра Викторовна Устюгова, кандидат искусствоведения, преподаватель теоретических дисциплин

Музыкальное отделение

Урицкого ул., д. 106, Красноярск, 660049



Список литературы

1. Гинзбург Л.С. Народные истоки виолончельного искусства в России // Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Москва : Музгиз, 1957. Т. 2. С. 9—63.

2. Гордиенко Э.А., Семячко С.А., Шибаев М.А. Миниатюра и текст: из истории рукописной Следованной псалтири XV—XVI вв. из РНБ. Санкт-Петербург : Пушкинский дом, 2010. 268 с.

3. Каминская Н.М. История костюма. Москва : Легкая индустрия, 1977. 128 с.

4. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / пер. Б.И. Загурского. Ленинград : Муз. издат., 1935. 191с.

5. Munrow D. Instruments of the Middle Ages and Renaissance. Oxford : Oxford Univ. Press, Music Dept., 1976. 95 p.

6. Богушевский Н.К. Церковь Успения в Мелётове // Псковские губернские ведомости. 1876. № 18. С. 128.

7. Дмитриев Ю.Н. Мелётовские фрески и их значение для истории древнерусской литературы // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; ред. В.П. Адрианова-Перетц. Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1951. Т. 8. С. 403—412.

8. Лихачев Д.С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии : сб. ст. к 70-летию чл.-кор. АН СССР В.М. Жирмунского. Москва : Наука, 1964. С. 462—466.

9. Бобров А.Г. Литературный источник Мелётовской фрески // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Н.В. Понырко. Санкт-Петербург : Наука, 2014. Т. 62. С. 485—499.

10. Miklosich F. von. Lexicon Palaeoslovenico-Graeco-Latinum. Neudruck der Ausgabe Wien, 1862—1865. Aalen : Scientia Verlag, 1977. 1171 p.

11. Поветкин В.И. «Русский» изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые открытия : ежегодник 1989. Москва : Наука, 1990. C. 136—159.

12. Rühlmann J. Atlaszur Geschichteder Bogeninstrumente. Braunschweig : Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1882. 8 S.


Для цитирования:


Устюгова А.В. ДРЕВНЕРУССКИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ XV в. КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Обсерватория культуры. 2018;15(1):58-65. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65

For citation:


Ustyugova A.V. OLD RUSSIAN ICONOGRAPHIC MONUMENTS OF THE 15th CENTURY AS A SOURCE OF INFORMATION ON BOWED INSTRUMENTS. Observatory of Culture. 2018;15(1):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65

Просмотров: 142


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)