ДРЕВНЕРУССКИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ XV в. КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65
Реферат
Древнерусские изобразительные источники дают ценный историко-бытовой материал, способствующий уточнению наших представлений об особенностях конструкции и функционирования музыкальных инструментов. Среди дошедших до нашего времени сведений о древнерусских смычковых инструментах особую значимость приобретают фрески и миниатюры рукописных книг.
В статье рассматриваются смычковые инструменты на фреске «Ант Скоморох» западной стены Успенской церкви близ села Мелётово Псковской области (1465) и миниатюре «Царь Давид беседует с певцами» из первой части Следованной Псалтири (1470—1480). Исследуемые иконографические источники содержат не только изображения смычковых инструментов, но и надписи, вследствие чего возрастает их значимость для изучения древнерусской инструментальной культуры.
Впервые предпринята попытка комплексного анализа смычковых инструментов в древнерусском изобразительном искусстве XV в. в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими иллюстрациями, а также древнерусскими письменными и археологическими материалами.
Методологическую основу исследования составляют сравнительно-типологический и исторический подходы, позволяющие выделить и соотнести основные типы средневековых смычковых инструментов, их сходство по форме и исполнительским приемам.
В результате сравнительно-типологического анализа древнерусских иконографических памятников XV в. делается вывод о том, что изображения смычковых инструментов представляют некоторый переходный образец — еще не отошли от византийского влияния, содержат признаки западноевропейского инструментария, но уже вбирают специфические национальные древнерусские черты. В XV в. на древнерусских миниатюрах и фресках появляются надписи, поясняющие, что на них народные музыканты. В этот же период впервые в древнерусском искусстве воссоздается вертикальное игровое расположение инструмента, что соответствует русской традиции исполнительства на смычковых инструментах. Ряд конструктивных особенностей сближает изображенные инструменты с гудками XII—XV вв. Новгородской археологической экспедиции (форма корпуса, головки, отсутствие продолженного грифа, наличие трех струн и лукообразный смычок).
Об авторе
Александра Викторовна УстюговаРоссия
Александра Викторовна Устюгова, кандидат искусствоведения, преподаватель теоретических дисциплин
Музыкальное отделение
Урицкого ул., д. 106, Красноярск, 660049
Список литературы
1. Гинзбург Л.С. Народные истоки виолончельного искусства в России // Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Москва : Музгиз, 1957. Т. 2. С. 9—63.
2. Гордиенко Э.А., Семячко С.А., Шибаев М.А. Миниатюра и текст: из истории рукописной Следованной псалтири XV—XVI вв. из РНБ. Санкт-Петербург : Пушкинский дом, 2010. 268 с.
3. Каминская Н.М. История костюма. Москва : Легкая индустрия, 1977. 128 с.
4. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / пер. Б.И. Загурского. Ленинград : Муз. издат., 1935. 191с.
5. Munrow D. Instruments of the Middle Ages and Renaissance. Oxford : Oxford Univ. Press, Music Dept., 1976. 95 p.
6. Богушевский Н.К. Церковь Успения в Мелётове // Псковские губернские ведомости. 1876. № 18. С. 128.
7. Дмитриев Ю.Н. Мелётовские фрески и их значение для истории древнерусской литературы // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; ред. В.П. Адрианова-Перетц. Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1951. Т. 8. С. 403—412.
8. Лихачев Д.С. Древнейшее русское изображение скомороха и его значение для истории скоморошества // Проблемы сравнительной филологии : сб. ст. к 70-летию чл.-кор. АН СССР В.М. Жирмунского. Москва : Наука, 1964. С. 462—466.
9. Бобров А.Г. Литературный источник Мелётовской фрески // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Н.В. Понырко. Санкт-Петербург : Наука, 2014. Т. 62. С. 485—499.
10. Miklosich F. von. Lexicon Palaeoslovenico-Graeco-Latinum. Neudruck der Ausgabe Wien, 1862—1865. Aalen : Scientia Verlag, 1977. 1171 p.
11. Поветкин В.И. «Русский» изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые открытия : ежегодник 1989. Москва : Наука, 1990. C. 136—159.
12. Rühlmann J. Atlaszur Geschichteder Bogeninstrumente. Braunschweig : Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1882. 8 S.
Рецензия
Для цитирования:
Устюгова А.В. ДРЕВНЕРУССКИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ XV в. КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Обсерватория культуры. 2018;15(1):58-65. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65
For citation:
Ustyugova A.V. OLD RUSSIAN ICONOGRAPHIC MONUMENTS OF THE 15th CENTURY AS A SOURCE OF INFORMATION ON BOWED INSTRUMENTS. Observatory of Culture. 2018;15(1):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-58-65