Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Особенности социальной коммуникации и этикета в китайской культуре: традиционные основы и современность

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-460-467

Реферат

В статье рассматриваются основы китайского этикета, которые включены в ядро традиционной культуры и составляют неотъемлемую часть системы бизнес-коммуникаций — гуаньси (система межличностных отношений) и мяньцзы (концепция «лица»). Оба концепта являются базисными для понимания особенностей культуры социальной коммуникации китайцев, куда входят как современные формальные официальные компоненты, так и традиционные неформальные. По нашему мнению, китайской деловой культуре удается сохранить все те ценности, которые были присущи китайскому обществу в течение тысячелетий, несмотря на системное, усиливающееся давление глобализации.

В то время когда Китайская Народная Республика находится на пути открытости для внешнего мира, деловой этикет приобретает все большее значение, главным образом это касается международных отношений. Модель «учитель — ученик» становится актуальной не только с точки зрения воспроизводства традиций, но и для поиска путей гармонизации с новыми моделями обучения, идущими от европейских и азиатских государств. Автор исходит из положения о том, что западные и восточные культуры противоположны, и то, что для жителя Китая является нормой, для европейца может быть серьезным нарушением правил приличия. При контролируемом сохранении традиций в Китае распространяются образовательные технологии обучения нормам европейского делового этикета, что рассматривается как путь интеграции в мировое сообщество.

Учитывая усиливающееся влияние процессов глобализации и широкое распространение западных тенденций, китайская деловая культура продолжает сохранять все те ценности и традиции, которыми она обладает на протяжении многих лет, гармонизируя их с современными бизнес-технологиями.

Об авторе

Ляна Ахмедовна Шогенова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

аспирант кафедры ЮНЕСКО,
Вернадского просп., д. 84, Москва, 119571, Россия



Список литературы

1. 全球化视野下的中俄文化. 中国文化发展 = [Развитие российской культуры в Китае]. Beijing : Economic Management Press, 2018. C. 159—160.

2. Shoji N., Anne N., Seppo T. Communication Style and Cultural Features in High // Low Context Communication Cultures: A Case Study of Finland, Japan and India.2008. № 3. P. 783—796..

3. Hofstede G.H. Cultures and organizations: software of the mind. Mc Graw Hill, 2015. 279 p.

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебное пособие. Москва : КноРус, 2015. 254 с.

5. Сергеев Д. «По ту сторону баррикад» в переговорах с китайцами. 08.07.2011 [Электронный ресурс] // Магазета : издание о Китае и китайском языке. URL: https://magazeta.com/2011/07/po-tu-storonu-barrikad/ (дата обращения: 03.03.2018).

6. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. Москва : Алетейя, 2005. 376 с.

7. Xun W.Ch. The problem of mind in Confucianism // Asian Philosophy. 2016. № 26. P. 166—181.

8. Каретина Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). C. 3—9.

9. Шогенова Л.А., Астафьева О.Н., Венцель С.В. Влияние глобализации на культуру Китая // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. 2017. № 4. C. 151—155.

10. Rosker J.S. Is Confucianism a religion? Modern Confucian theories on the ethical nature of classical discourses // Asian Philosophy. 2017. Vol. 27. P. 279—291.

11. Чен М.-Дж. Китайский бизнес изнутри: практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами / [пер. с англ. Н.Г. Печерицы]. Москва : Эксмо, 2009. 282 c.

12. Белозерцева Я.И. Деловой этикет в Китае // Языки. Культуры. Перевод. 2015. № 1. С. 327—333.

13. Mianzi and Guanxi — the keys to learning Chinese business etiquette. URL: https://www.marketmechina.com/mianzi-guanxi-keys-learning-chinese-business-etiquette/ (дата обращения: 11.06.2018).

14. Шогенова Л.А. Статус конфуцианства за пределами Китая // Современный ученый. 2017. № 7. C. 321—322.

15. 案例份折,跨文化商务交流. 北京:对外经济贸易大学出版社 = [Аньли Фэньчжэ. Кросс-культурные бизнес-коммуникации: случаи и анализ]. Пекин : Дуйвай цзиньцзи маои дасюэ чубньшэ, 2007. 310 с.

16. Конфуций. Луньюй: изречения. Москва : Эксмо, 2008. 464 с.

17. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, CA : Sage Publ. 1980. 359 p.

18. Маслов А.А. Наблюдая за китайцами : скрытые правила поведения. Москва : Рипол классик, 2010. 282 с.

19. Ивченко Т. «Лицо» китайца [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2014. № 1 (58). URL: http://www.strana-oz.ru/2014/1/lico-kitayca (дата обращения: 12.07.2018).

20. Xing Y., Razaque A. Modernization of Confucianism: An Ethnographic Observation of Cultural Promoting Community // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2017. Vol. 8. Iss. 2. P. 137—146.

21. Yang F., Tamney J.B. Nationalism, Globalization, and Chinese Traditions in the Twenty-First Century // Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond / eds.: F. Yang, J.B. Tamney. Boston ; Leiden, 2012. P. 1—33.

22. Алексеев В.М. В старом Китае. Москва : Восточная литература, 2012. 509 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шогенова Л.А. Особенности социальной коммуникации и этикета в китайской культуре: традиционные основы и современность. Обсерватория культуры. 2018;15(4):460-467. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-460-467

For citation:


Shogenova L.A. Features of the Social Communication and Etiquette in Chinese Culture: The Traditional Basics and Modernity. Observatory of Culture. 2018;15(4):460-467. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-460-467

Просмотров: 2935


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)