Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Музыкальная иконография частных покоев studiolo и grotta Изабеллы д’Эсте

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-468-478

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена анализу отдельных компонентов исторического интерьера studiolo и grotta мантуанской маркизы Изабеллы д’Эсте (1474—1539). Декоративные элементы её личных покоев в «Герцогском дворце» рассматриваются в имагологическом аспекте как формы личностной и вместе с тем статусной репрезентации супруги правителя государства, а также как отражение некоторых сторон поведенческого норматива ренессансной знатной дамы. Впервые обращение к художественному оформлению мантуанских studiolo (частного кабинета) и grotta (примыкающего помещения для хранения предметов искусства и редкостей) сопряжено с вычленением музыкальных образов и музыкальной символики, имевших особое значение в автомифологизации Изабеллы д’Эсте и отражавших ее личную глубокую увлеченность музыкальным искусством.

В результате анализа содержательной стороны аллегорической картины Лоренцо Косты-старшего «Аллегория двора Изабеллы д’Эсте» (1504—1506) акцентируется приближенность к фигуре Изабеллы д’Эсте музицирующих на «небесных» лютне и цитре персонажей, а в качестве основного смыслового посыла обозначается обретение вечной жизни Изабеллой д’Эсте как центра гармоничного мира мудрости и художественного творчества. Изображения музыкальных инструментов на деревянных интарсиях рассматриваются в связи с собственной музыкальной практикой маркизы и ее окружения, подтверждающейся многочисленными документами мантуанского архива Гонзага. Включение в декор инципита шансон Окегема «Prenez sur moi votre exemple amoreux» («Возьмите меня примером любви») впервые получает расширенную трактовку в качестве непрямого смыслового посыла. Фигуры Эвтерпы и Эрато с их обычными атрибутами — флейтой и лирой, напротив, вполне традиционны и ожидаемы в данном контексте на придверных мраморных медальонах. Энигматическое изображение музыкальных знаков (альтовый ключ, метрические обозначения и паузы), включенное в потолочные импрезы, трактуется в символическом аспекте. В завершение делается вывод о целеполагании включения музыкального декора в оформление studiolo и grotta как указания на статус Изабеллы д’Эсте — правительницы художественного мира, в котором музыка занимает главное положение.

Об авторе

Елена Валериевна Панкина
Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

проректор по учебной работе
Советская ул., д. 31, Новосибирск, 630099, Россия

кандидат искусствоведения, доцент



Список литературы

1. Бойцов М.А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ: очерки потестарной имагологии / отв. ред.: М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский. Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. С. 5—37.

2. Prizer W. Una «virtù molto conveniente a madonne»: Isabella d’Este as a musician // The Journal of Musicology. 1999. Vol. XVII. P. 10—49.

3. Алешин П.А. Семья д’Эсте — покровители искусства и коллекционеры : дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2016. 348 с.

4. Рябова Т.Б. Женщина в итальянском гуманизме XV века : дис. … канд. ист. наук. Нижний Новгород, 1994. 237 с.

5. Caraci Vela M. La dama di palazzo e il «nobile ornamento». L’esercizio della musica come spazio di liberta e di cultura // Costumi educativi nelle corti europee (XIV—XVIII secolo). Pavia : Pavia University Press, 2010. P. 31—42.

6. Campbell S.J. The Cabinet of Eros: Renaissance Mythological Painting and the Studiolo of Isabella d’Este. New Haven ; London : Yale University Press, 2004. 402 p.

7. San Juan R.M. The Court Lady’s Dilemma: Isabella d’Este and Art Collecting in the Renaissance // Oxford Art Journal. Oxford : Oxford University Press, 1991. Vol. 14, № 1. P. 67—78.

8. Meine S. Hofmusik als Herrschaftsraum: Das Beispiel der Isabella d’Este Gonzaga // zeitenblicke : online journal für die Geschichtswissenschaften. 8 (2009). № 2. [30.06.2009]. URL: http://www.zeitenblicke.de/2009/2/meine/index_html (дата обращения: 08.10.2017).

9. Cockram S.D.P. Isabella d’Este and Francesco Gonzaga: Power Sharing at the Italian Renaissance Court. London ; New York : Routledge, 2016. 274 p.

10. Zambotti B. Diario ferrarese dall’ anno 1476 sino al 1504 / A cura di G. Pardi. Bologna : Nicola Zanichelli, 1937. Rerum italicarum scriptores: T. XXIV, p. VII. 500 p.

11. Cartwright J. Isabella d’Este, marchioness of Mantua 1474—1539 : 2 v. A study of the Renaissance. London : John Murray, 1903. V. I. 395 p.

12. Воскобойников О.С. «Мудрость короля рождается на небесах» // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы / отв. ред. Н.А. Хачатурян. Москва : Наука, 2004. С. 411—454.

13. Il codice Stivini: inventario della collezione di Isabella d’Este nello Studiolo e nella Grotta in Corte vecchia nel Palazzo ducale di Mantova. Modena : Il Bulino, 1995. 46 p.

14. Romelli T. Bewegendes Sammeln: Das studiolo von Isabella d’Este und das petit cabinet von Margarete von Österreich im bildungstheoretischen Vergleich : Inauguraldiss. <...> Dr. phil. Berlin : Humboldt-Universität, 2008. 248 S.

15. Данилова И.Е. О категории времени // От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. Москва : Искусство, 1975. С. 63—80.

16. Prizer W.F. Isabella d’Este and Lucrezia Borgia as Patrons of Music: The Frottola at Mantua and Ferrara // Journal of the American Musicological Society. 1985. Vol. 38. № 1. P. 1—33.

17. Woodfield I. The Early History of the Viol. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. 266 p.

18. Bourne M. Renaissance Husbands and Wives as Patrons of Art: The Camerini of Isabella d’Este and Francesco II Gonzaga // Beyond Isabella: Secular Women Patrons of Art in Renaissance Italy / Ed. by Sh.E. Reiss, D.G. Wilkins. Kirksville : Truman State University Press, 2001. Vol. 54. P. 93—123.

19. Гарэн Э. Платонизм и достоинство человека // Проблемы итальянского Возрождения. Москва : Прогресс, 1986. С. 110—148.


Для цитирования:


Панкина Е.В. Музыкальная иконография частных покоев studiolo и grotta Изабеллы д’Эсте. Обсерватория культуры. 2018;15(4):468-478. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-468-478

For citation:


Pankina E.V. The Musical Iconography of the Private Chambers of Studiolo and Grotta of Isabella d’Este. Observatory of Culture. 2018;15(4):468-478. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-468-478

Просмотров: 170


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)