Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Трансформация художественных коммуникаций и арт-рынка в контексте цифровой культуры

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-16-28

Реферат

Статья посвящена проблеме изменения художественных коммуникаций и транс­формации рынка искусства в условиях развития и доминирования цифровой культуры. Новизна исследования состоит в постановке проблемы трансформации культурных коммуникаций. Цифровая культура, переместившая человека в новую «среду обитания» со своими характеристиками, закономерностями, практиками, рассматривается автором как комплексное явление, которое не только открывает перед обществом новые возможности, но и создает вызовы, в силу которых одной из насущных задач для основных субъектов арт-рынка становится поиск эффективного, этичного, комфортного взаимодействия в информационной среде. Задача статьи — показать, что развитие арт-рынка всегда зависит от качества и уровня социокультурных коммуникаций. Автор строит аналитическое обобщение практик современного российского арт-рынка с опорой на работы известных исследователей данной темы. Рассмотрены четыре группы субъектов арт-рынка (коллекционеры, галеристы, художники, кураторы). Основным практическим результатом исследования является анализ преимуществ и угроз использования социальных медиа этими группами. Отмечается, что общество все плотнее взаимодействует с цифровым контентом, и его влияние затрагивает различные аспекты современной культуры. Так, традиционные средства массовой коммуникации утрачивают монополию на производство и распространение информации, уступая «массовым самокоммуникациям». Формируются новые культурные паттерны поведения, видоизменяются устоявшиеся коммуникативные практики. Дела­ются выводы о том, что взаимоотношения художника и публики, а также практика выстраивания художественной карьеры трансформировались под влиянием социальных медиа. В последние годы развитие сетевых структур, растущие возможности цифровых систем хранения данных, криптовалют и блокчейн-реестров значительно изменили устоявшуюся систему художественного рынка.

Об авторе

Екатерина Александровна Карцева
Московский международный университет
Россия

кафедра гуманитарных наук,
доцент,

онлайн-издание об искусстве Artandyou.ru,
главный редактор

Ленинградский просп., д. 17, Москва, 125040, Россия

кандидат культурологии

ORCID 0000-0002-3517-5551; SPIN 7970-8713



Список литературы

1. Долганова Е.А., Хангельдиева И.Г. Арт-рынок: полифункционализм и полифонизм основных субъектов // Социология власти. 2010. № 5. С. 118—128.

2. Долганова Е.А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок : дис. … канд. культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011. 199 с.

3. Гройс Б. Утопия и обмен. Москва : Знак, 1993. 374 с.

4. Пилюк A.B. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия : автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2005. 22 c.

5. Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства. Москва : Artmedia Group, 2008. 158 с.

6. Соколов К.Б., Осокин Ю.В. Художественный рынок и границы искусства // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 165—176.

7. Карцева Е.А. Медиакоммуникации в продвижении искусства и художников // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 2. С. 170—177. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-2-170-177.

8. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5. С. 516—531. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-5-516-531.

9. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 6—10.

10. Бодрийяр Ж. Общество потребления : его мифы и структуры / [ пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской]. Москва : Республика : Культурная революция, 2006. 269 с.

11. Digital in 2018: World’s internet users pass the 4 billion mark [Электронный ресурс] // We Are Social : портал. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (дата обращения: 05.02. 2019).

12. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, М. Кастельс [и др.] ; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2016. 304 с.

13. Каждому возрасту — свои сети [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения : офиц. сайт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 05.02.2019).

14. 30 фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // Сбербанк России : офиц. сайт. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

15. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36—45. URL: http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2016/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

16. Долганова Е.А. Инновационные формы взаимодействия современного художника и публики посредством виртуализации // Историческая динамика российских нравов: консерватизм и модернизация : материалы Всеросс. науч. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 20 февраля 2012 г. ) / отв. ред. Л.Ф. Лихачева, М.В. Капкан. Екатеринбург : изд-во Урал. фед. ун-та, 2012. С. 190—195.

17. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I—III. Oxford : Blackwell Publishers, 1996—1998.

18. Castells M. The Rise of the Network Society : 2-nd ition with a New Preface // The Information Age: Economy, Society and Culture : in 3 vol. Wiley-Blackwell, 2009. Vol. 1. 625 p.

19. Мизиано В. Культурные противоречия тусовки // Художественный журнал. 1999. № 25. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/76/article/1658 (дата обращения: 05.02.2019).

20. Exclusive: Gucci Collaborates With Artists on an Instagram Initiative // Vogue. 2015. October 28. URL: https://www.vogue.com/article/gucci-gram-instagram-project (дата обращения: 05.02.2019).

21. Leonardo DiCaprio Buys Fine Art After Seeing it on Instagram [Электронный ресурс] // Breitbart News : сайт. URL: https://www.breitbart.com/entertainment/2015/03/10/leonardo-dicaprio-buys-fine-art-after-seeing-it-on-instagram/ (дата обращения: 05.02.2019).

22. Christie’s to Close Second London Venue and Downsize Auctions in Amsterdam [Электронный ресурс] // Artnet news. URL: https://news.artnet.com/market/christies-will-close-second-london-venue-downsize-amsterdam-884531 (дата обращения: 10.01.2019).

23. Buying Art Online Is Here to Stay [Электронный ресурс] // The Huffington Post. 09.11.2013. URL: https://www.huffingtonpost.com/stephen-tanenbaum/buying-art-online-is-ere_b_3899972.html (дата обращения: 05.02.2019).

24. Artsy raises $50M in Series D funding [Электронный ресурс] // Artsy.net : сайт. URL: http://files.artsy.net/documents/artsy-series-d-announcement.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

25. Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское филос. о-во, 2008. С. 5—25.

26. Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: Влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО. 2013. № 5 (32). С. 213—220. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/manuel-kastels-vliyanie-setevogo-obschestva-na-harakter-sotsialnyh-kommunikatsiy(дата обращения: 05.02.2019).

27. Ноэль-Нойман Э. Стереотип как средство распространения общественного мнения // Общественное мнение : открытие спирали молчания : [пер. с нем.]. Москва : Прогресс : Весь мир, 1996. 351 с. URL: https://psyfactor.org/lib/stereotype3.htm (дата обращения: 05.02.2019).

28. Чумакова В. В центре циклона: какие этические вызовы ставит информационная перегрузка? [Электронный ресурс] // Новая этика : портал. URL: https://etika.nplus1.ru/privacy/storm (дата обращения: 05.02.2019).

29. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / [пер. с англ. В.Г. Николаева]. Москва : КАНОН-пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003. 464 с.

30. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/report2017/ (дата обращения: 05.02.2019).

31. Мороз О. Онлайн-бытие определяет онлайн-сознание: как научиться жить медленно [Электронный ресурс] // Теории и практики : сайт. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/16852-onlayn-bytie-opredelyaet-onlayn-soznanie-kak-nauchitsya-zhit-medlenno (дата обращения: 05.02.2019).

32. Kirby A. Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure our Culture. New York : Continuum Publ. Corp., 2009. 282 p.


Рецензия

Для цитирования:


Карцева Е.А. Трансформация художественных коммуникаций и арт-рынка в контексте цифровой культуры. Обсерватория культуры. 2019;16(1):16-28. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-16-28

For citation:


Kartseva E.A. Transformation of Art Communications and the Art Market in the Context of Digital Culture. Observatory of Culture. 2019;16(1):16-28. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-16-28

Просмотров: 2110


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)