Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экспериментальные повествовательные стратегии в комиксах

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-476-487

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена современному комиксу, который рассматривается как свое­образная «лаборатория», на базе которой осуществляются эксперименты в области визуальных нарративов. В фокусе внимания оказываются вопросы построения и динамики пространственно-временного континуума повествования. Все перцептивное «пространство» комикса сигнификативно (П. Фрэно-Дерюэль), все элементы этого пространства конституируют нарратив. Речь идет не только о «пространстве» книги или журнала; современный комикс активно осваивает новые медиа, ключевой особенностью которых является интерактивность. В статье исследуется как «классический» способ подачи визуального материала — комикс в виде книжки, «кодекса», так и веб-комикс, по своей форме подобный свитку и обладающий новым (по сравнению с книгой) потенциалом интерактивности. Проводится системное сравнение способов организации хронотопа в комиксе и экранных искусствах (кино, видеоарт, медиапроекты современных художников), а также проводится аналогия между поведением читателя комикса и игрока, раскрывающего для себя сюжет видеоигры. Одним из главных тезисов является следующий: хотя обнаруживаются значимые различия между форматами комикса-книги и веб-комикса, сохраняется базовая общность в характере воздействия на читателя; изображения на страницах комикса и интервалы между ними создают иллюзию времени посредством механизма достраивания, т. е. действительное взаимодействие пространства и времени возможно только при деятельном участии зрителя, который привносит в это уравнение свою телесность, сопрягая ее с регистром визуального и текстуального. Таким образом телесное и интеллектуальное смыкаются в процессе «монтажного» восприятия комикса.

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Фадеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Школа дизайна,
старший преподаватель

Малая Пионерская ул., д. 12, Москва, 115054, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID: 0000-0002-6754-4235; SPIN 3276-0137



Александра Дмитриевна Старусева-Першеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Школа дизайна, кафедра истории искусства и дизайна,
заведующая

Малая Пионерская ул., д. 12, Москва, 115054, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-2969-2720; SPIN 3726-2277



Список литературы

1. Гоген П. Синтетические записки / Мастера искусств об искусстве. Т. 5 ч. 1, М.: Искусство, 1969.

2. Lakassin F. Pour un neuvième art: la bande dessinée. Slatkine, 1982.

3. Макклауд С. Понимание комикса. М.: Белое Яблоко. 2016.

4. McCloud S. Reinventing Comics / McCloud S. HarperCollins, 2000.

5. McCloud S. Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels. William Morrow Paperbacks, 2006.

6. Eisner W. Comics and Sequential Art: Principle and Practices from the Legendary Cartoonist. W. W. Norton & Company, Inc., 2008.

7. Eisner W. Graphic Storytelling and Visual Narrative (Will Eisner Instructional Books). W. W. Norton & Company, 2008.

8. Seldes G. The 7 Lively Arts. Dover Publications, 2001.

9. Sheridan M. Classic Comics and Their Creators ; Life Stories of American Cartoonists from the Golden Age. Post Era Pubns, 1973.

10. Kunzle D. The Early Comic Strip: Narrative Strips and Picture Stories in the European Broadsheet from c.1450 to 1825. University of California Press, 1973.

11. Groensteen T. System of Comics. University Press of Mississippi, 2007.

12. Павловский А. Комикс как букварь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2017/8/komiks-kak-bukvar.html (дата последнего обращения: 04.04.19)

13. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худ. лит., 1975

14. Эйзенштейн С. За кадром / Монтаж. Сост., предисл. и коммент. Н.И. Клеймана. М., 2000.

15. Разлогов К. Кинопроцесс XX-начала XXI века. Искусство экрана в социодинамике культуры. М.: Академический проект, 2016.

16. Зорич А. Экзультет из Бари. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.medievalmuseum.ru/20faq/exultet_di_bari.htm (дата последнего обращения: 04.04.19)

17. Йеспер Ю. Рассказывают ли игры истории? Краткая заметка об играх и нарративах // Логос, № 1 (103), 2015. Стр. 61-79.

18. Буррио Н. Реляционная эстетика. М.: Ад Маргнем Пресс, 2016.

19. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. М.: V-A-C press, 2018.

20. Как жить вместе. Устанавливая отношения, размечая позиции. М.: V-A-C press, 2017.


Для цитирования:


Фадеева Т.Е., Старусева-Першеева А.Д. Экспериментальные повествовательные стратегии в комиксах. Обсерватория культуры. 2019;16(5):476-487. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-476-487

For citation:


Fadeeva T.E., Staruseva-Persheeva A.D. Experimental Narrative Strategies in Comics. Observatory of Culture. 2019;16(5):476-487. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-476-487

Просмотров: 283


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)