Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Музыка как синергия и неклассическая модель человека

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15

Полный текст:

Реферат

В статье рассматривается феномен музыки с точки зрения Человека. Связь с человеком в философии музыки оказывается весьма актуальной и пришедшей на смену позитивизму, а также спекулятизму, свойственным теориям о музыке в прошлом, когда использовались формально-логические методы.

Во внимании оказывается связь между личностным опытом человека, его антропологической энергией, т. е. той, которая связана с сокровенными основами и предельными глубинными переживаниями личности (ужасом, болью, счастьем, восторгом, устремлением за пределы себя) и специфической музыкальной энергией. В этом рассмотрении мы опираемся на философскую концепцию современного выдающегося отечественного мыслителя С.С. Хоружего. В ней человек предстает как энергийное существо, формируемое предельным опытом, т. е. опытом достижения предела существования и сознания. Синергийный подход к человеку продолжает неклассическую философскую традицию описания человека, используя категории «энергия», «практика себя», «предельный опыт», «конституция человека» и исключая категории «сущность», «субстанция», «субъект», свойственные классическому видению человека в европейской философии XVII—XIX веков.

Антропологическая составляющая неклассической синергийной концепции музыки включает понимание человека через определенную типизацию устремлений к границе, пределу. Такая философская антропология рисует человека, размыкающегося к нескольким границам — онтологической, онтической и виртуальной.

Музыка, соответственно, представленная как синергия, выступает проявлением человека, оказываясь музыкой онтологического, онтического или виртуального устремления. С этой точки зрения формируется не только особая философская концепция музыки, отличная от иных концепций — а именно от концепций музыки как числа и как выражения, но и подход ко всему историческому музыкальному наследию, а также к музыкальной практике, включающей композиторскую, исполнительскую, слушательскую деятельность.

Об авторе

Людмила Михайловна Грибанова
Международный Славянский институт
Россия

вокальный факультет,
профессор

Годовикова ул., д. 9, стр. 25, Москва, 129085, Россия

кандидат педагогических наук

ORCID 0000-0003-2605-7649; SPIN 7143-5879



Список литературы

1. Боэций А. М. С. Наставление музыки // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Москва : Музыка, 1966. С. 153—167.

2. Adorno T.W. Aesthetic Theory: (Theory and History of Literature). Minneapolis : University of Minnesota Press, 1998. 376 p.

3. Куренкова Р.А. Этюды к феноменологической эстетике музыки : монография. Владимир :

4. Изд-во ВлГУ, 2015. 200 с.

5. Дильтей В. Наброски и критика исторического разума. Приложение. Понимание музыки // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135—152.

6. Pike A. Foundational Aspects of Musical Perception. A Phenomenological Analysis // Philosophy and Phenomenological Research. 1974. Vol. 34, № 3. P. 429— 434.

7. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследования по эстетике. Москва : Иностр. лит., 1962. С. 403—570.

8. Langer S.K. Philosophy in a New Key: A Study in the Symbolism of Reason, Rite and Art. Cambridge : Harvard University Press, 1974. 313 p.

9. Гартман Н. Эстетика : пер. с нем. / под ред. А.С. Васильева. Москва : Изд-во иностр. лит., 1958. 692 с.

10. Ferrara L. Phenomenology as a Toll for Musical Analysis // The Musical Quarterly. 1984. Vol. LXX, № 3. P. 355—373.

11. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 688 с.

12. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1—2. Ленинград: Музгиз [Ленингр. отд-ние], 1963. 378 с.

14. Консон Г.Р. Болеслав Леопольдович Яворский [Электронный ресурс] // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1. С. 165—170. URL: http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/426/419 (дата обращения: 10.08.2019).

15. Консон Г.Р. А. Лосев — Б. Асафьев: смысловые параллели [Электронный ресурс] // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1 (6). С. 21—25. URL: http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/viewFile/592/591 (дата обращения: 10.08.2019).

16. Курт Э. Основы линеарного контрапункта : Мелодическая полифония Баха / пер. З. Эвальд. Москва : Музгиз, 1931. 304 с.

17. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Москва : Музыка, 1975. 552 с.

18. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва : Академический проект, 2012. 205 с.

19. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки : [в 2 ч.]. Москва : Композитор, 2014. 630 с.

20. Зенкин К.В. Музыка. Эйдос. Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. Москва : Памятники исторической мысли, 2015. 462 с.

21. Клюев А.С. Что такое музыка с точки зрения синергетики [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). 2010. С. 125—129. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/chto-takoe-muzyka-s-tochki-zreniya-sinergetiki (дата обращения: 11.08.2019).

22. Фуко М. Герменевтика субъекта / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. Санкт-Петербург : Наука, 2007. 677 с.

23. Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда XX века // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 6. С. 702—709. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709.

24. Ерохин В. Фономонтаж, прагматроника, логография. Историко-теоретические заметки о некоторых нетрадиционных формах музыкального творчества // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 123–133.

25. Кириллова Н.Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологии // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 5. С. 524 —531. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-524-531.


• Актуальный тренд в современном музыковедении — формирование прогностических моделей развития музыкального искусства, взгляд на музыку через модель человека.
• Синергийный подход, опирающийся на неклассическую философию, рассматривает музыку в сфере человеческой практики (а не как абстрактную сущность).
• Концепция синергийности (синергийная философия) музыки позволяет, минуя жесткие оценочные суждения, разобраться в типах музыки и ответить, почему одно сочинение нам нравится, а другое — нет.

Для цитирования:


Грибанова Л.М. Музыка как синергия и неклассическая модель человека. Обсерватория культуры. 2020;17(1):4-15. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15

For citation:


Gribanova L.M. Music as Synergy and Non-Classical Model of Man. Observatory of Culture. 2020;17(1):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15

Просмотров: 356


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)