Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Ипполит Новский и Владимир Поллак: влюбленные в театр (материалы к творческой биографии)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639

Полный текст:

Реферат

Ипполит Новский и Владимир Поллак — имена, которые ничего не скажут современным театралам, и даже специалисты, хорошо знающие театральное прошлое нашей страны, едва ли их вспомнят. Тем не менее эти люди внесли свой скромный вклад в развитие российского театрального искусства. Образованные, разносторонне одаренные, знатоки антиквариата, они, к сожалению, не оставили мемуаров. Даже их письма практически не дошли до нас. Советская история 1930-х гг. знает немало таких примеров. Новым средневековьем можно назвать то время, когда людям приходилось уничтожать бесценные свидетельства, личную переписку, собственные воспоминания. К сожалению, это в полной мере коснулось и наших героев, особенно В. Поллака — в 1960-е гг. помощника режиссера Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Иначе наверняка мы знали бы об их жизни и дружеском общении значительно больше. А люди, их окружавшие, были более чем достойны нашего внимания.

Потомственный дворянин Ипполит Петрович Семеновский (псевдоним — Новский) был близким другом Е.Б. Вахтангова и Б.М. Сушкевича, вместе с творческим союзом Б.М. Сушкевич — Н.Н. Бромлей разделил их ленинградский творческий период. Играл сначала во МХАТе, а затем на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, преподавал актерское мастерство в Центральном театральном училище, в мастерских Б.М. Сушкевича и E.И. Тиме, в Карело-Финской студии.

В период ленинградской блокады И.П. Новский работал на радио, и звучавшие в его исполнении произведения русской классики поддерживали в ленинградцах силы и надежду. И.П. Новскому и В.М. Поллаку пришлось пережить немало драматических событий, но они сохранили верность и глубокую любовь к театру. Это были люди из числа незаметных, но незаменимых служителей Мельпомены.

Об авторе

Ася Филипповна Векслер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет коммуникаций, медиа и дизайна, департамент интегрированных коммуникаций,
доцент

Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, стр.1, Москва, 101000, Россия

кандидат политических наук

ORCID 0000-0002-8763-4342; SPIN 3263-6597



Список литературы

1. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 354. Оп. 2-1. Д. 165. Л. 29.

2. Ильинский И.В. Сам о себе. 3-е изд., доп. Москва : Искусство, 1984. 535 с.

3. Березарк И.Б. Борис Сушкевич. Ленинград : Искусство, 1967. 187 с.

4. Куинджи В.Е. Воспоминания о Н.Н. Бромлей // Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2960. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

5. Соловьева И.Н. Первая студия. Второй МХАТ: из практики театральных идей XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2016. 667 с.

6. МХАТ Второй: опыт восстановления биографии / [под ред. И.Н. Соловьевой, А. М. Смелянского (гл. ред.), О.В. Егошиной]. Москва : Московский Художественный театр, 2010. 954 с.

7. Московский Художественный театр (2). Москва : [Моск. худож. театр, 2-й], 1925. 177 с.

8. Эфрос Н.Е. Сверчок на печи : инсценированный рассказ Ч. Диккенса / Студия Московского Художественного театра. Петербург : Изд. А.Э. Когана, 1918. 86 с.

9. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 61. Л. 62.

10. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 61. Л. 1 об.—2.

11. Баринова М.Н. Судьба бросала меня как лодочку в океане... (Воспоминания). Санкт-Петербург : Папирус, 2012. 584 с.

12. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 68. Л. 67.

13. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 59. Л. 60.

14. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 69. Л. 70.

15. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 66. Л. 66.

16. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 67. Л. 67.

17. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-354. Оп. 2-1. Д. 165. Л. 48.

18. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 73. Л. 73.

19. Любимов Н.М. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний : [в 3 т.]. Т. 2. Москва : Языки славянской культуры, 2004. 760 с.

20. Ларцева Н.В. Театр расстрелянный. Петрозаводск : Петропресс, 1998. 157 с.

21. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 74. Л. 74.


Для цитирования:


Векслер А.Ф. Ипполит Новский и Владимир Поллак: влюбленные в театр (материалы к творческой биографии). Обсерватория культуры. 2019;16(6):628-639. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639

For citation:


Veksler A.F. Ippolit Novsky and Vladimir Pollak: In Love with Theatre (Biographical Materials). Observatory of Culture. 2019;16(6):628-639. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639

Просмотров: 47


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)