Ипполит Новский и Владимир Поллак: влюбленные в театр (материалы к творческой биографии)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639
Реферат
Ипполит Новский и Владимир Поллак — имена, которые ничего не скажут современным театралам, и даже специалисты, хорошо знающие театральное прошлое нашей страны, едва ли их вспомнят. Тем не менее эти люди внесли свой скромный вклад в развитие российского театрального искусства. Образованные, разносторонне одаренные, знатоки антиквариата, они, к сожалению, не оставили мемуаров. Даже их письма практически не дошли до нас. Советская история 1930-х гг. знает немало таких примеров. Новым средневековьем можно назвать то время, когда людям приходилось уничтожать бесценные свидетельства, личную переписку, собственные воспоминания. К сожалению, это в полной мере коснулось и наших героев, особенно В. Поллака — в 1960-е гг. помощника режиссера Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
Иначе наверняка мы знали бы об их жизни и дружеском общении значительно больше. А люди, их окружавшие, были более чем достойны нашего внимания.
Потомственный дворянин Ипполит Петрович Семеновский (псевдоним — Новский) был близким другом Е.Б. Вахтангова и Б.М. Сушкевича, вместе с творческим союзом Б.М. Сушкевич — Н.Н. Бромлей разделил их ленинградский творческий период. Играл сначала во МХАТе, а затем на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, преподавал актерское мастерство в Центральном театральном училище, в мастерских Б.М. Сушкевича и E.И. Тиме, в Карело-Финской студии.
В период ленинградской блокады И.П. Новский работал на радио, и звучавшие в его исполнении произведения русской классики поддерживали в ленинградцах силы и надежду. И.П. Новскому и В.М. Поллаку пришлось пережить немало драматических событий, но они сохранили верность и глубокую любовь к театру. Это были люди из числа незаметных, но незаменимых служителей Мельпомены.
Ключевые слова
Об авторе
Ася Филипповна ВекслерРоссия
факультет коммуникаций, медиа и дизайна, департамент интегрированных коммуникаций,
доцент
Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, стр.1, Москва, 101000, Россия
кандидат политических наук
ORCID 0000-0002-8763-4342; SPIN 3263-6597
Список литературы
1. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 354. Оп. 2-1. Д. 165. Л. 29.
2. Ильинский И.В. Сам о себе. 3-е изд., доп. Москва : Искусство, 1984. 535 с.
3. Березарк И.Б. Борис Сушкевич. Ленинград : Искусство, 1967. 187 с.
4. Куинджи В.Е. Воспоминания о Н.Н. Бромлей // Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2960. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.
5. Соловьева И.Н. Первая студия. Второй МХАТ: из практики театральных идей XX века. Москва : Новое литературное обозрение, 2016. 667 с.
6. МХАТ Второй: опыт восстановления биографии / [под ред. И.Н. Соловьевой, А. М. Смелянского (гл. ред.), О.В. Егошиной]. Москва : Московский Художественный театр, 2010. 954 с.
7. Московский Художественный театр (2). Москва : [Моск. худож. театр, 2-й], 1925. 177 с.
8. Эфрос Н.Е. Сверчок на печи : инсценированный рассказ Ч. Диккенса / Студия Московского Художественного театра. Петербург : Изд. А.Э. Когана, 1918. 86 с.
9. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 61. Л. 62.
10. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 61. Л. 1 об.—2.
11. Баринова М.Н. Судьба бросала меня как лодочку в океане... (Воспоминания). Санкт-Петербург : Папирус, 2012. 584 с.
12. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 68. Л. 67.
13. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 59. Л. 60.
14. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 69. Л. 70.
15. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 66. Л. 66.
16. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 67. Л. 67.
17. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-354. Оп. 2-1. Д. 165. Л. 48.
18. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 73. Л. 73.
19. Любимов Н.М. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний : [в 3 т.]. Т. 2. Москва : Языки славянской культуры, 2004. 760 с.
20. Ларцева Н.В. Театр расстрелянный. Петрозаводск : Петропресс, 1998. 157 с.
21. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТ и МИ). Ф. 245. Оп. 806. Д. 74. Л. 74.
Рецензия
Для цитирования:
Векслер А.Ф. Ипполит Новский и Владимир Поллак: влюбленные в театр (материалы к творческой биографии). Обсерватория культуры. 2019;16(6):628-639. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639
For citation:
Veksler A.F. Ippolit Novsky and Vladimir Pollak: In Love with Theatre (Biographical Materials). Observatory of Culture. 2019;16(6):628-639. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-628-639