Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Стратегические документы в музейной сфере: международный опыт

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-242-250

Полный текст:

Реферат

Наличие документов стратегического развития в настоящее время уже стало официально зафиксированным стандартом музейной деятельности в некоторых странах Европы и постепенно становится обязательным элементом музейного менеджмента в Российской Федерации. В связи с этим возникает насущная необходимость хотя бы в общем описании ситуации с подготовкой и структурированием подобных документов. Как показывает практика, проблема создания документов стратегического планирования по-прежнему актуальна для отечественной музейной сферы. Одним из вариантов ее разрешения является обращение к современному международному опыту. Статья посвящена анализу форматов стратегических планов в музейной сфере Великобритании и США, созданных как отдельными музеями, так и музейными объединениями. Всего рассмотрено девять подобных документов. Основное внимание было уделено их структуре, т. е. основным смысловым элементам и формату представления. Можно отметить следующие моменты в подготовке стратегических документов музеев: очевидна тенденция к их сокращению и представлению в итоговом тексте самых важных элементов. В число последних, как правило, попадают следующие разделы: миссия (и/или ценности), основные цели/направления деятельности и задачи, образ будущего. Гораздо реже включаются принципы и анализ основных вызовов. Аналитическая часть обычно не выделяется в отдельный раздел и либо выносится в приложение, либо оформляется в виде врезок к соответствующим частям текста. Большое внимание уделяется внешнему виду стратегических документов и их воздействию на реальных и потенциальных стейкхолдеров: и тексты, и дизайн в первую очередь ориентированы на внешнюю аудиторию. Практика показывает, что современная музейная стратегия становится не просто инструментом музейного менеджмента, но и крайне важным инструментом public relations.

Об авторе

Иван Александрович Гринько
ГАУК «МОСГОРТУР»
Россия

управление музейно-туристского развития,
начальник управления

Огородная слобода пер., д. 9, стр. 1, Москва, 101000, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0000-0002-1594-0244; SPIN 1477-6946



Список литературы

1. Исследование некоммерческих и низовых инициатив в сфере сохранения культурного наследия России / под ред. А.Р. Тукаевой. Москва : Благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия “Крохино”», 2019. 44 с.

2. Комлев Ю.Э. Формирование стратегии управления музейными коммуникациями // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30). С. 373—377.

3. Зиновьева Ю.В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (16). С. 102—107.

4. Михайлова А.В. Стратегия работы с социальными сетями // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 8. С. 54—56.

5. Шмуратко Д.В. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 42—43.

6. Museum marketing and strategy: designing missions, building audiences, generating revenue and resources / N.G. Kotler, P. Kotler, W.I. Kotler. 2nd ed. San Francisco : Jossey-Bass, 2008. 545 р.

7. Gardner J.B., Merritt E.E. The AAM Guide to Collections Planning. Washington, DC : American Association of Museums, 2004. 93 с.

8. Crimm W.L., Morris M., Wharton L.C. Planning successful museum building projects. Lanham : AltaMira Press, 2009. 304 с.

9. Ковриков Р.В. Механизмы стратегического планирования в музее (на примере ГМЗ «Петергоф») // Государственное управление и развитие России: модели и проекты : сборник статей Международной научно-практической конференции / Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2017. С. 245—252.

10. Федькович А.Г. Стратегическое планирование в музее: анализ программы развития Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Государственное управление и развитие России: модели и проекты : сборник статей Международной научно-практической конференции / Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2017. С. 357—364.

11. Иванова Б. Ведущие музеи Софии: концепция, стратегия, ситуация // Вопросы музеологии. 2013. № 1. С. 148—155.

12. Accreditation Scheme for Museums and Galleries in the United Kingdom : Accreditation Standard. URL: https://www.artscouncil.org.uk/sites/default/files/download-file/Accreditation_Standard_Nov2018_0.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

13. Музейные стандарты: международный опыт : коллективная монография / под ред. И.А. Гринько, М.Б. Гнедовского. Москва : Перспектива, 2019. 97 с.

14. Heritage, Museums & Archives Strategy 2014—2023. URL: http://www.destinationmiltonkeynes.co.uk/upload/managerFile/Downloads/Heritage%20Strategy%20NEW%20v4%20FULL.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

15. The Museum Association of New York : Strategic Plan. URL: https://nysmuseums.org/Strategic-Plan (дата обращения: 20.03.2020).

16. National Strategy for Scotland’s Museums and Galleries. URL: https://www.museumsgalleriesscotland.org.uk/media/1094/going-further-the-national-strategy-for-museums-and-galleries-in-scotland.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

17. Museum of London Strategic Plan 2018—2023. URL: https://www.museumoflondon.org.uk/application/files/4215/2646/1105/Museum_of_London_Strategic_Plan_2018-2023.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

18. Cashman S. Thinking Big!: A Guide to Strategic Marketing Planning for Arts Organisations. Arts Council England. Cambridge : The Arts Marketing Association, 2010. 90 p.

19. Inspiring Futures Strategic Priorities: The Science Museum Group 2017—2030. URL: https://www.sciencemuseumgroup.org.uk/wp-content/uploads/2017/06/Inspiring-Futures-Strategic-Priorities-2017-2030.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

20. Manchester Museum Strategic Plan 2015—2018. URL: http://documents.manchester.ac.uk/DocuInfo.aspx?DocID=24713 (дата обращения: 20.03.2020).

21. Стратегия развития ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина» на 2014 — 2025 годы. Константиново, 2013. 42 с.

22. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года. Екатеринбург, 2012. 174 с.

23. Mottner S., Ford J.B. Measuring nonprofit marketing strategy performance: the case of museum stores // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58, № 6. Р. 829—840.

24. Jacobsen J.W. Measuring museum impact and performance. Lanham : Rowman & Littlefield Publishers, 2016. 186 с.


  • «Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами» считал классик теории стратегии Карл фон Клаузевиц. Именно поэтому в современном менеджменте уделяется столько внимания стратегии.
  • Без ясно и четко написанной стратегии развитие музея, как и любого другого института невозможно. Актуальная задача – понять оптимальный формат стратегических документов для культуры.
  • Современность требует нового подхода не только к составлению, но и оформлению стратегии. Стратегия нового типа – не просто документ, но и инструмент public relations.

Для цитирования:


Гринько И.А. Стратегические документы в музейной сфере: международный опыт. Обсерватория культуры. 2020;17(3):242-250. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-242-250

For citation:


Grinko I.A. Strategic Documents in the Museum Sphere: International Experience. Observatory of Culture. 2020;17(3):242-250. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-242-250

Просмотров: 396


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)