Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Виртуальные государства и символические рынки идентичности

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-116-124

Полный текст:

Реферат

Автор анализирует виртуальные государства в контекстах рынков идентичности. Предполагается, что виртуальные государства могут играть роль как субъектов, так и объектов современного символического обмена. В статье показано, что единого определения виртуальных государств не существует, а их исследователи предлагают различные подходы, которые варьируются от экономического до культурного, от социального до антропологического. С одной стороны, виртуальные государства могут продавать свои идентичности. Автор полагает, что рынки могут быть определены как культуры, а культуры как рынки. С другой стороны, «продукция» виртуальных государств, которая актуализирует их идентичность, также может быть товаром. Предполагается, что процессы глобализации и виртуализации существенно изменили векторы и траектории развития идентичностей, превратив их в часть рыночной экономики. Предполагается, что государство-нация пос­тепенно утрачивает монопольное право представлять идентичность нации, а новые акторы пытаются оспорить это право, предлагая свои проекты развития идентичности.

Автор полагает, что появление виртуальных государств на рынках идентичности стало результатом перформативного поворота и крафтовой революции, потому что виртуальные государства стали последствиями крафтивизации экономики, предложив различные механизмы монетизации идентичностей и их превращения в сакральный и символический политический товар. Виртуальное государство стало последствием крафтивизации серийных массовых идентичностей, предложенных в XIX в. как столетии национализма. Предполагается, что виртуальное государство стало попыткой оспорить монополию регулярного государства, унаследованного от эпохи модерна, в строительстве национальных идентичностей. Поэтому виртуальные государства описаны как попытки одновременной ревизии модерного государства-нации в контекстах культурного поворота в экономике, который превратил ее в сферу производства смыслов и идентичностей. В целом автор полагает, что виртуальные государства стали новой и альтернативной формой функционирования экономики, где товаром становятся смыслообразующие и смыслогененирующие конструкты, которые изобретают и воображают новые типы и формы идентичностей.

Об авторе

Максим Валерьевич Кирчанов
Воронежский государственный университет
Россия

факультет международных отношений, кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран,
доцент

Пушкинская ул., д. 16, Воронеж, 394000, Россия

доктор исторических наук

ORCID 0000-0003-3819-3103; SPIN 6547-1027



Список литературы

1. Ryan J., Dunford G., Sellars S. Micronations: The Lonely Planet Guide to Self-Proclaimed Nations. New York : Lonely Planet, 2006. 156 p.

2. Buitrago P.F., Duque I. The Orange Economy: An Infinite Opportunity. Washington, DC : Inter-American Development Bank, 2013. 242 р.

3. Caves R. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce // The Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17, № 2. Р. 73—84.

4. Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. New York : Basic Books, 2002. 416 р.

5. De Beukelaer Ch., Spence K.-M. Global Cultural Economy. London : Routledge, 2018. 184 р. DOI: 10.4324/9781315617800.

6. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money From Ideas. London : Penguin, 2001. 288 р.

7. Burke P. Performing history: the importance of occasions // Rethinking history. 2005. Vol. 9, № 1. P. 35—52.

8. Crane M. What was performance? // Criticism. 2001. Vol. 43, № 2. P. 169—187.

9. Dirksmeier P., Helbrecht I. Time, Non-representational Theory and the “Performative Turn”: Towards a New Methodology in Qualitative Social Research // Forum: Qualitative Social Research. 2008. Vol. 9, № 1. P. 1—24.

10. Menefee S. Republics of the Reefs: Nation-Building on the Continental Shelf and in the World’s Oceans // California Western International Law Journal. 1994. Vol. 25, № 1. P. 81—111.

11. Garavaglia Ch. Birra, identità locale e legame territorial [Электронный ресурс] // Agriregionieuropa. 2010. Vol. 6, № 20. URL: https://agriregionieuropa.univpm.it/en/content/article/31/20/birra-identita-locale-e-legame-territoriale (дата обращения: 26.12.2019).

12. Garavaglia Ch., Swinnen J. The Craft Beer Revolution: An International Perspective // Choices. 2017. Vol. 32, № 3. P. 1—8.

13. Mateer J. Digital Cinematography: Evolution of Craft or Revolution in Production? // Journal of Film and Video. 2014. Vol. 66, № 2. P. 3—14.

14. Menefee S. Republics of the Reefs: Nation-Building on the Continental Shelf and in the World’s Oceans // California Western International Law Journal. 1994. Vol. 25, № 1. P. 81—111.

15. Akerlof G., Kranton R. Economics and Identity // Quarterly Journal of Economics. 2000. Vol. CVX, № 3. P. 715—753.

16. Akerlof G., Kranton R. Identity Economics. How Our Identities Shape Our Work, Wages, and Well-Being. Princeton : Princeton University Press, 2011. 200 p.

17. Greif A. Institutions and the Path to the Modern Economy: Lessons from Medieval Trade (Political Economy of Institutions and Decisions). Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 526 p.

18. Greif A. Institutions and Trade During the Late Medieval Commercial Revolution. New York : Cambridge University Press, 2005. 249 p.

19. Greif A. Institutions, Innovation, and Industrialization: Essays in Economic History and Development. Princeton : Princeton University Press, 2015. 440 p.


  • Государства – универсальные акторы современных международных отношений, но процессы глобализации и виртуализации культуры способствовали возникновению нового феномена – виртуального государства.
  • Сегодня виртуальные государства создаются культурными активистами и интеллектуалами, которые воспринимают их как альтернативу регулярному государству-нации эпохи модерна.
  • Виртуальное государство не является полноценной альтернативой государству-нации, но активно конкурирует с ним в современных рынках символических услуг, предлагая и продавая новые формы идентичностей.
  • Автор раскрывает культурное значение символики виртуальных государств в развитии современных символических рынков идентичности.

Для цитирования:


Кирчанов М.В. Виртуальные государства и символические рынки идентичности. Обсерватория культуры. 2020;17(2):116-124. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-116-124

For citation:


Kirchanov M.V. Virtual States and Symbolic Markets of Identity. Observatory of Culture. 2020;17(2):116-124. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-116-124

Просмотров: 168


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)