Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
№ 1 (2015)
Скачать выпуск PDF

КОНТЕКСТ

4-11 169
Реферат
Представлены результаты социально­философского и культурологического анализа идейного наследия отечественного космиста «второго поколения» - Валериана Николаевича Муравьева (1885-1930), автора оригинальных как для своего времени, так и в рамках нынешнего мировоззрения, представлений, которые постепенно входят в научный оборот, становятся достоянием российской и мировой интеллектуальной среды. Раскрывается содержание и глобально­культурное значение главных интенций мыслителя: его наметок ипостасийной логики и антропологической математики, образов соборно­ипостасийного социального единого , идеи цикличности бытия сущего и ряда других. Рассматривается подход Муравьева к вопросу совершенствования человека, прослеживаются основные треки культурно­эволюционного восхождения биологического вида homo sapiens. Предпринимается попытка целостного осмысления и теоретической систематизации творчества Муравьева в контексте современной системы миропредставления, при этом обнаруживается единая логика и внутренняя сопряженность его космистских взглядов и идей. Аргументируется вывод, что прозрения Муравьева оказываются в тренде исторически достоверного научно­технологического движения человечества, они полностью согласуются с тенденциями развития информационных технологий.
11-17 226
Реферат
На примере и материале Античности показано, что культура архаичного (примитивного) общества сосредоточена на внешнем. В то время как культура развитого общества - на внутреннем, что находит свое выражение в широком спектре институтов и артефактов. Автор рассматривает проявления экстраинтенциональности и интраинтенциональности в религиозных представлениях и практиках, этическом комплексе, в особенностях репрезентации и восприятия себя и другого, в сфере права, эстетике, в искусствах и литературе. Проводится историческое сравнение (противопоставление) отдельных видов социально­культурной деятельности, художественных произведений и памятников, принадлежащих к типологически различным периодам архаики и зрелого общества в рамках античной культуры.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

18-24 392
Реферат
Анализируются постмодернистские концепты «трансгрессия» и «бриколаж» применительно к современному искусству. На примере стрит-арта и соц-арта автор показывает, как работает в современной культуре модель бриколажа с элементами трансгрессии-профанации. Массовая аудиовизуальная культура диктует новый способ восприятия произведений изобразительного искусства, и все они становятся отражением медиакультуры, то есть ее бриколажным отскоком. Медиакультура и в целом общество глобализации создает такую синкретическую среду, бриколажную среду с системой «мягких запретов», опережающих трансгрессивные состояния, где происходит всеобщее размывание границ, что и создает иллюзию трансгрессивных шагов, которые могут превращать искусство в политические действия, балансирующие на грани преступления закона. Однако в таком состоянии культуры любому трансгрессивному состоянию противопоставляется уже не запрет, а другое трансгрессивное состояние, заведомо вписанное в систему рыночных отношений.
24-29 210
Реферат
Рассматриваются социокультурные аспекты фотографического автопортрета «селфи», который исследуется в ракурсе проблематики DIY (Do It Yourself). В XXI веке практики DIY реализуются не только в сфере материального, но и в значительной степени в сфере виртуального. Селфи представляет собой один из способов современного выражения культуры DIY, который заключается в создании медийного образа «Я» и собственной «реальности» своими руками.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

30-34 456
Реферат
Рассматриваются объект­языковые законы изобразительного искусства и взаимодействие художественных знаков, используемых в произведениях искусства кино, и знаков языка живописи. На материале фильма «Век невинности» режиссера Мартина Скорсезе исследуется детерминированность речевого высказывания на языке кино объект­языком живописи импрессионизма, пуантилизма, модерна и других направлений. Художественная культура предстает в статье как диалогичное пространство, где язык различных видов искусства демонстрирует происхождение из единого источника, обеспечивающего мировоззренческое единство и универсальность понимания тех сообщений, которые создаются в культуре
35-40 152
Реферат
Рассматривается отражение темы Холокоста в искусстве. Автор анализирует, как историческое явление преломляется в сознании Художника­творца с точки зрения общечеловеческих, гуманитарных позиций и становится «предлагаемыми обстоятельствами» (термин К.С. Станиславского) для создания художественного произведения. В статье освещены ключевые факты отечественного кинематографа, которые, по мнению автора, претендуют на первенство в отражении исследуемой темы, а также обнаруживают некие эстетические, идеологические парадигмы и общекультурные закономерности, взаимосвязи и обстоятельства, не очевидные при отражении темы Холокоста в других жанрах, например в литературе, в театральном и музыкальном искусстве. Именно эти закономерности позволяют, в конечном счете, сформулировать некие выводы и принципы этно­культурной теории кино , как визуального овеществления глубинных архетипов и стереотипов национальных культур. Представлен также современный культурный срез отражения темы Холокоста в жанре массовых зрелищ. Рассматриваются творческие и технологические приемы создания современного музыкального зрелища.
40-45 245
Реферат
Представлено исследование тех произведений Игоря Стравинского, в которых используется классическая гитара. Рассмотрена партия гитары в авторском переложении четырех русских песен (версия 1953-1954 гг.). Выявлены специфика трактовки тембра, возможности инструмента, осознанные композитором, а также черты его авторского стиля, проявившиеся в музыке цикла. Определено, что одна из основных особенностей сочинения - воссоздание композитором в музыке эффекта колокольности.

НАСЛЕДИЕ

46-51 275
Реферат
Рассматривается история музыкальной культуры Дальнего Востока России с учетом исторических, геополитических, социальных факторов развития российского государства, оказавших решающее воздействие на специфику содержания и динамики музыкальной культуры на региональном уровне в течение двух периодов: от момента включения Амурского и Уссурийского краев в состав Российской империи и начала освоения новой территории до завершения Гражданской войны и интервенции.
52-61 216
Реферат
Рассмотрена история древнерусской домры в контексте средневековой русской культуры. Обобщены имеющиеся на сегодняшний день данные и различные взгляды на вопросы происхождения и исчезновения этого загадочного инструмента. Подтверждена широкая распространенность домры на Руси в XVI-XVII веках и ее тесная связь с искусством скоморохов. Исследуется характер исполнительства на древнерусской домре.
61-65 117
Реферат
Характеризуются два направления в изучении орнаментации керамики Левобережной Украины: этнокультурное и мировоззренческое. Выделены восемь периодов расцвета орнаментированной керамики, б о льшая часть которых связана с инокультурными влияниями. Проанализирована вероятная семантика отдельных орнаментальных элементов.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

66-69 148
Реферат
В тексте эссе предложены два варианта герменевтической работы с визуальным текстом картины Д. Гирландайо «Портрет старика с внуком». Один пример основан на создании новой условно­художественной реальности и содержит целостный подход понимания как реконструкции­переживания. Другой пример выполнен в категориях собственно герменевтического анализа. Который из них более глубокий и содержательный? Судить читателю.
69-76 119
Реферат
Представлена история сотрудничества композитора Рихарда Вагнера с самыми знаменитыми вагнеровскими тенорами его времени: Йозефом Тихачеком, Людвигом Шнорром фон Карольсфельдом и Альбертом Ниманом. На основе обширного документального материала предпринимается попытка охарактеризовать идеал героического тенора, о котором Вагнер мечтал всю жизнь.
77-82 137
Реферат
Рассматриваются произведения художника И.Я. Билибина, основанные на творческом осмыслении традиций Русского Севера. Цель статьи - выявить пути переработки народного искусства в индивидуальном творчестве. Введены термины «синергизм северных традиций» и «традиционно­индивидуальное творчество». Автор полагает, что северное искусство - одна из важнейших основ творчества Билибина, живительный исток отечественной культуры.
83-87 118
Реферат
Данная статья - часть фундаментальной научной работы по изучению творчества выдающегося русского художника Ф.А. Малявина. На материале архивных документов, периодики и других публикаций рассматривается последний период дореволюционного творчества мастера и детали его эмиграции в 1922 году.

КАФЕДРА

88-94 226
Реферат
В системе форм социального взаимодействия «флорошифры» представляют особого рода эстетическую коммуникацию - традицию, бытовавшую и развивавшуюся на протяжении целого столетия. Автор статьи ставит целью исследовать принципы включения «языка цветов» в типологическое единство поведенческих практик в тот период развития русской культуры, когда их присутствие оказалось наиболее заметным и продуктивным.
94-98 143
Реферат
Статья посвящена проблеме формирования в российском регионе современной хоровой исполнительской школы. После предварительного выявления параметров, характеризующих школу в искусстве на примере становления и развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области представлен сам процесс формирования региональной школы академического хорового пения, обладающей к настоящему времени всеми признаками сложившегося феномена.
99-103 106
Реферат
На основе анализа публикаций общественно­политического характера рассматривается отношение западногерманского общества к проблеме нацистского прошлого и его «преодоления». Исследованы интерпретации темы «коллективной вины» и воздействие национальной историографии на формирование послевоенного немецкого национального и исторического самосознания. Автор останавливается на послевоенных интерпретациях роли Вермахта во Второй мировой войне и ее отдельных военных событий, а также на «перспективе жертвы», присутствующей в учебных пособиях по истории и в подходах к теме немецких беженцев.

ORBIS LITTERARUM

104-109 457
Реферат
Феномен отечественной церковной (святоотеческой) литературы рассматривается с позиций педагогического осмысления. На конкретных примерах анализируются характерные особенности церковной литературы с точки зрения ее педагогического потенциала: опора на Священное Писание и личный опыт организации духовной жизни, обращение к проблемам духовно­нравственного развития и воспитания личности.
110-114 108
Реферат
Автор анализирует житийные произведения матери Марии, написанные в 1920-1930-е годы, в целях выявления образа Церкви, создаваемого персонажами произведений. Рассматриваются как собственно житийные, так и житийноподобные художественные произведения. Церковь представлена как святой, общинный, соборный, единый организм, которому свойственны жертвенное отношение к миру, свобода, ответственность, эсхатологическая направленность и творчество.
115-118 208
Реферат
Осуществлен анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» средствами научной фольклористики. С опорой на труды исследователей народного творчества В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского и ряда других показана связь данной авторской сказки через народное творчество с исторической реальностью - с жизнедеятельностью родовой общины времен неолита. В качестве научной гипотезы предложено увидеть за сюжетом и персонажами «Сказки о царе Салтане …» проведение свадебного ритуала членами двух экзогамных родов.
118-125 211
Реферат
Рассматриваются две фольклорные темы: свечение и противостояние светлых и темных сил в погоне за светом. Текстами, составившими основу для исследования обозначенных явлений, стали работы, прежде всего, конца эпохи Второго Храма - апокрифы «Иосиф и Асенет», «Четвертая книга Ездры» и последняя книга Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова. Особое внимание уделено анализу и интерпретации основных образов Откровения Иоанна Богослова.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

126-134 276
Реферат
«Начала истории» ознаменованы дуализмом, представленным, с одной стороны, «священным безумием» элит, с другой — практиками дрессуры «непосвященных»; эти начала, формирующие символические, политические и социальные узлы реальности, последовательно сближаются, формируя общую «реальность» исторических интерференций.
134-141 292
Реферат
Рассматриваются факторы, пути и сроки ранних миграций цыганских групп на территорию России, а также типы миграций цыган, с учетом особенностей их уклада и хозяйствования. Особое внимание уделяется миграциям цыган в составе украинцев и их расселению на Слобожанщине и в южных областях России, началу интеграции цыган в российскую сословную систему. В числе введенных автором статьи новых источников - купчая 1699 года - самое раннее из известных в настоящее время свидетельств о цыганах в границах Российского государства.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)