Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Начальные этапы и истоки становления теории народного искусства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-538-548

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена осмыслению истоков становления и развития теории народного искусства. Актуальность темы детерминирована существующим противоречием: с одной стороны, позиционированием народного искусства и традиционных народных художественных промыслов как значимой части национальной художественной культуры, самостоятельной области искусствоведения, что прослеживается в нормативно-правовых документах, научно-популярной литературе и научных трудах XX в., и, с другой — ограниченностью круга современных исследований в этой сфере, недостаточной разработанностью теоретического аспекта проблемы.

На основании анализа широкого круга источников автором разработана периодизация становления теории народного искусства. Выделено пять этапов: (начало XVIII в. — 1870-е гг.; 1870—1910-е гг.; 1917—1930-е гг.; 1930—1990-е гг.; 1990—2020-е гг.), дана их краткая характеристика, названы основные итоги исследований каждого из периодов. Положения теории народного искусства наиболее полно и системно были сформулированы и обоснованы М.А. Некрасовой в 1980-х годах.

Процесс формирования интереса к произведениям народного искусства в середине XVIII — последней трети XIX в. и в следующий период «начального накопления фактов» (до 1910-х гг.) рассматриваются как первый опыт складывания научных подходов к анализу специфики народного искусства. Отмечено значение петровских преобразований в области культуры для формирования общественного интереса к русским традициям; определен вклад исследователей русского фольклора (песен, обрядов, сказок) в привлечении внимания к проблемам сохранения национальных черт русской культуры и их интерпретации в произведениях словесности; охарактеризована деятельность художников, критиков, общественных деятелей по созданию первых коллекций произведений народного искусства, их анализу и описанию с научных позиций.

Об авторе

Ирина Игоревна Куракина
Высшая школа народных искусств (академия)
Россия

кафедра истории искусств, доцент Канала Грибоедова наб., д. 2, лит. А, Санкт-Петербург, 191186, Россия кандидат педагогических наук ORCID 0000-0001-9321-4515; SPIN 9487-1469



Список литературы

1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

2. Народное искусство России в современной культуре / авт.-сост., науч. ред. М.А. Некрасова. Москва : Коллекция М, 2003. 254 с.

3. Народные мастера. Традиции, школы [сборник]. Выпуск 1 / под ред. М.А. Некрасовой. Москва : Изобразительное искусство, 1985. 295 с.

4. Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии) : коллективная монография / науч. ред. В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств (академия), 2018. 164 с.

5. Куракина И.И. Методологические основания теории народного искусства как фундамент развития современной подготовки художников традиционных народных художественных промыслов // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 4 (31). С. 123—150. URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-16.pdf (дата обращения: 23.08.2021).

6. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Москва : Эксмо, 2008. 408 с.

7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию 1812 г. // Собрание сочинений : в 12 т. Т. 7. Москва : Издательство АН СССР, 1959. С. 435—732.

8. Мороз А. Фольклор и всплеск интереса к культуре простого народа // Arzamas. academy. История русской культуры. Лекция 4. От Николая I до Николая II. URL: https://arzamas.academy/materials/1314 (дата обращения: 23.08.2021).

9. Стасов В.В. На выставке в Москве // Избранные сочинения : в 3 т. Живопись. Скульптура. Музыка. Т. 2. Москва : Искусство, 1952. URL: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1882_na_vystavkah_v_moskve.shtml (дата обращения: 23.08.2021).

10. Суворова Е.И. В.В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Ленинград : Лениздат, 1956. 152 с.

11. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева / редколлегия: Е.Д. Стасова [и др.]. Санкт-Петербург : Издание Общества поощрения художников, 1872. 129 с.

12. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1948. 803 с.

13. Городцов В.А. Русская доисторическая керамика // Труды 11 Археологического съезда в Киеве 1899. 1901. Т. 1. C. 576—672.

14. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве // История культуры древней Руси. Т. 2. Домонгольский период. Общественный строй и духовная культура / под ред. Н.Н. Воронина, М.К. Каргера. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1951. С. 465—491.

15. Билибин И.Я. Народное творчество Русского севера // Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост. С.В. Голынец. Ленинград : Художник РСФСР, 1970. С. 31—46.

16. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов : [сборник статей] / сост. И.Я. Богуславская. Ленинград : Художник РСФСР, 1981. 374 с.

17. Богуславская И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства // Народное искусство России в современной культуре / авт.-сост., науч. ред. М.А. Некрасова. Москва : Коллекция М, 2003. С. 115—126.

18. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы [таблицы]: исследование историческое, техническое и статистическое Софии Давыдовой. Санкт-Петербург : Типография С.А. Суворина, 1892. 84 с. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/davyi/dova/#4 (дата обращения: 23.08.2021).

19. Соболев Н.Н. Набойка в России: история и способ работы. Москва : Товарищество И.Д. Сытина, 1912. 107 с.

20. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву / под общ. ред. А.В. Луначарского, А.М. Эфроса. [Москва] ; [Ленинград] : Academia, 1934. 240 с. (Искусствоведение / под общ. ред. А.В. Луначарского и А.М. Эфроса).

21. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. Москва : Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1911. 2-е изд. 22 с.

22. Бартрам Н.Д. Игрушечный промысел Московской губернии // Кустарная промышленность России. Разные промыслы : [в 2 т.]. Т. 1. Санкт-Петербург : Типо-литография «Якорь», 1913. С. 225—299.

23. Бартрам Н.Д. Игрушечный промысел в деревне Богородское Владимирской губернии // Кустарная промышленность России. Разные промыслы : [в 2 т.]. Т. 1. Санкт-Петербург : Типо-литография «Якорь», 1913. С. 301—320.

24. Овчинникова Е.С. Николай Дмитриевич Бартрам // Н.Д. Бартрам : избранные статьи. Воспоминания о художнике / сост. Е.С. Овчинникова, А.Н. Изергина. Москва : Советский художник, 1979. С. 5—11.

25. Голышев И.А. Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре, Вязниковскаго уезда, Владимирской губернии [изоматериал] : [альбом]. Слобода Мстёра : Литография И. Голышева, 1870. 20 с.

26. Голышев И.А. Альбом русских древностей Владимирской губернии. Голышевка, Владимирской губернии : Типография Владимирской губернии, 1881. 40 с.

27. Голышев И.А. Материалы для статистики: Золотошвейная промышленность в слободе Мстёре, Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости. 1875. № 5, 31 января. С. 1.

28. Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1896. 184 с.

29. Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной… : [в 4 т.]. Т. 1. Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1881. 86 с.

30. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. : [в 2 т.] Часть 1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Москва : Ступин, 1918. 792 с.

31. Сомов А.И. Елена Дмитриевна Поленова. 1850 † 1898 : [очерк жизни и творчества]. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, ценз. 1902. 60 с.

32. Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества академика архитектуры В.В. Суслова. Санкт-Петербург : Типография А.Ф. Маркса, 1889. 124 с.

33. Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы. Москва : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1894. 22 с.

34. Гагарин Г.Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Санкт-Петербург : [б. и.], 1897. 52 с.

35. Воронов В.С. Русское народное искусство и его собиратели // Среди коллекционеров : журнал для любителей искусства и старины. 1922. № 4. С. 23—27.

36. Некрасов А.И. Русское народное искусство. Москва : Государственное издательство, 1924. 164 с.


  • Народное искусство — это значимый компонент духовной и художественной культуры. Виды народного искусства — фольклор и традиционные художественные промыслы — воплощают национальные особенности страны.
  • С научных позиций народное искусство стало изучаться в 1920-е гг., его теория была сформулирована М.А. Некрасовой во второй половине XX века.
  • Автор выявляет пять этапов в процессе формирования теории народного искусства и подробно анализирует первые два, ставшие фундаментом для научного осмысления своеобразия его произведений в XX веке.

Для цитирования:


Куракина И.И. Начальные этапы и истоки становления теории народного искусства. Обсерватория культуры. 2021;18(5):538-548. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-538-548

For citation:


Kurakina I.I. Initial Stages and Origins of the Theory of Folk Art. Observatory of Culture. 2021;18(5):538-548. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-538-548

Просмотров: 50


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)