Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социокультурное воспроизводство поколения через событийность детства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466

Полный текст:

Реферат

Одной из важнейших характеристик поколений в современных гуманитарных науках является указание на воссоздание традиционных культурных ценностей при одновременном производстве новых культурных практик. В статье аккумулированы данные социологического исследования молодых людей (2018 г., онлайн-опрос 774 респондента в возрасте 18—21 года), родившихся на стыке двух условных поколений. В качестве одного из критериев социокультурного воспроизводства предлагается использовать возраст дебюта и закрепления в постоянную практику различных событий, связанных с полем культуры. С опорой на количественные данные (возраст начала, средний возраст, доля охвата или исключения из события) доказывается, что традиционные практики (чтение, организация дополнительного образования, посещение библиотек, театра и т. п.) закрепляются в более раннем возрасте (дошкольном и младшем школьном). Новыми социокультурными практиками обозначаются не являвшиеся нормативными, типичными, повсеместно распространенными для детей, но уже достаточно массовые события по сравнению с историко-социальной ситуацией XX столетия. Это инновационные практики — сюда относятся практики освоения информационно-коммуникационных технологий и интернет-пространства, самостоятельные действия юных акторов в сфере потребительской культуры и некоторые манипуляции с телом (татуирование, пирсинг и др.), которые, по данным исследования, проявляются в подростковом и юношеском возрасте. Определена устойчивая группа молодежи (из полных городских семей среднего экономического уровня), которая проходит традиционную событийность и поэтому близка поколению родителей. Обосновывается необходимость работы по сопровождению социокультурного воспроизводства в подростковом возрасте.

Об авторах

Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

факультет «Социальная коммуникация», кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью,
профессор

Сретенка ул., д. 29, Москва, 127051, Россия

доктор социологических наук, профессор

ORCID 0000-0003-4935-9148; SPIN 8853-6817



Елена Андреевна Колосова
Российский государственный гуманитарный университет;Российская государственная детская библиотека
Россия

Российский государственный гуманитарный  университет
Социологический факультет, кафедра теории и истории социологии,
доцент

Миусская пл., д. 6, Москва, 125993, Россия

Российская государственная детская библиотека,
отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения,
заведующая

Калужская пл., д. 1, Москва, 119049, Россия

кандидат социологических наук, доцент

ORCID 0000-0003-1183-0766; SPIN 7869-0324



Александра Юрьевна Губанова
Российская государственная детская библиотека
Россия

отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения,
ведущий научный сотрудник

Калужская пл., д. 1, Москва, 119049, Россия

кандидат социологических наук

ORCID 0000-0002-5875-4070; SPIN 5029-4195



Список литературы

1. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8, № 1. C. 108—114.

2. Артюхина Л.В. Жизненные и профессиональные ценности поколений — основа корпоративной культуры компании в условиях кризисов и конкуренции // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 5. С. 179—183.

3. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний 2015. № 1. C. 94—97.

4. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80—88.

5. Шамионов Р.М., Федусенко А.В. Соотношение субъективных оценок событий детства и социально-психологических установок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, № 2 (22). С. 148—152. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-148-152.

6. Шурбе В.З. Поколение Хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 100—106.

7. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668—681. Doi: 10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681.

8. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. М.Г. Ярошевского. Москва : Педагогика, 1984. С. 224—269.

9. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 5—10. doi: 10.17759/jmfp.2016050201.

10. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71—80. doi: 10.17759/sps.2018090308.

11. Воронков В.М. Проект «шестидесятников»: движение протеста в СССР // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. Москва : Новое литературное обозрение, 2005. С. 168—200.

12. Селиверстова Н.А. Культурное воспроизводство: вопросы методологии и методики исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 59—63.

13. Гидденс Э. Социология. Москва : Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

14. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр. ; предисл. Б.В. Бирюкова. Москва : Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.

15. Мелик-Гайказян И.В. Ошибки трактовок концепта «событие» в педагогических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 50. С. 65—74. DOI: 10.17223/1998863Х/50/.

16. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 1. С. 11—19.

17. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 4—13.

18. Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка // Педагогика искусства. 2016. № 2. С. 92—97.

19. Акулич М.М. Традиционная и инновационная культура в полиэтническом обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 3. С. 34—40.

20. Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах новой теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 3—15. DOI: 10.31857/S013216250008796-8.

21. Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13, № 1. С. 25—39. DOI: 10.21638/spbu12.2020.102.

22. Галимзянова М.В., Романова Е.В. Эмоциональные переживания, связанные с событиями детства и партнерскими отношениями // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2011. № 1. С. 209—216.

23. Ермолаева М.В. Опосредствование в диалоге через поколение между детьми и пожилыми людьми // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 55—59.

24. Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти // Психологические исследования. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/462-vasilevskaya-kabardov-nurkova16.html (дата обращения: 12.07.2021).

25. Хохлова А.М. «Текучая» повседневность: трансформация культурных практик в условиях глобализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2013. № 1. С. 95—102.

26. Абушенко В.Л. Культура // Социология : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. Минск, 2003. С. 478—480.

27. Подгайская Л.И. Социокультурный феномен модификаций тела // Социальные коммуникации в современном мире : сборник научных статей по материалам работы Первого белорусского философского конгресса (Минск, 18—20 октября 2017 г.). Минск : Белорусский государственный университет, 2018. С. 247—249.

28. Большаков В.П. Особенности гендерных культурных практик // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 60—64. DOI 10.30725/2619-0303-2018-4-60-64.

29. Разработка региональных программ поддержки детского и юношеского чтения : методические рекомендации / Российская государственная детская библиотека ; сост. Е.В. Хорошавина, Е.А. Колосова ; под ред. О.П. Мезенцевой. Москва, 2019. 77 с.

30. Колосова Е.А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 123—130.

31. Зубок Ю.А. Традиционное и современное в социально-политических идентификациях молодежи // Власть. 2014. № 11. С. 39—43.

32. Аскарова В.Я. Национальная программа поддержки детского, подросткового и юношеского чтения в контексте федеральной и региональной культурной политики: необходимые шаги // Подготовка Программы поддержки детского и юношеского чтения: подходы и решения : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 22 ноября 2016 г.). Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017. С. 62—84.

33. Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия : коллективная монография / науч. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. Москва : РОС, 2017. 206 с.


Для цитирования:


Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Социокультурное воспроизводство поколения через событийность детства. Обсерватория культуры. 2021;18(5):452-466. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466

For citation:


Mayorova-Shcheglova S.N., Kolosova E.A., Gubanova A.Yu. Socio-Cultural Reproduction of a Generation through the Eventfulness of Childhood. Observatory of Culture. 2021;18(5):452-466. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466

Просмотров: 57


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)