Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Голландский цветочный натюрморт XVII века: интерес и забвение на протяжении столетий

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-496-505

Полный текст:

Реферат

На протяжении трех с половиной веков жанр цветочного натюрморта, созданного голландскими мастерами, переживал взлеты интереса и забвение: максимальную оценку общества в виде высоких гонораров художников в XVII в., критику ценителей и теоретиков искусств, пренебрежение в XIX в., взлет аукционных цен и пристальное внимание искусствоведов, проявившееся с середины XX в. до настоящих дней. В середине XVII в. уже существовала иерархия жанров, связанная и с сюжетом, и с размером картин, что отражалось на цене. Натюрморты вместе с пейзажами стоили дешевле аллегорических и исторических сцен, но были и исключения, например в творчестве Яна Брейгеля Старшего и Яна Давидса де Хема. Теоретики искусства Виллем ван Хоогстратен и Арнольд Хоубракен, опираясь на академические вкусы, принижали значимость натюрморта, тогда как сами художники, определяя ценностные опоры своей живописи, стремились к максимальному натурализму, и такие картины прекрасно продавались.

В XX в. этот жанр привлекал внимание коллекционеров Европы и США. Возрождение интереса к голландским натюрмортам вообще и цветочным в частности началось с XX в., картины дорожали на аукционах, а их коллекционирование стало почти модой. Художественными обществами и арт-дилерами Нидерландов и Бельгии было организовано несколько небольших выставок натюрмортов. Заданный Ингваром Бергстрёмом курс на изучение символических посланий в натюрмортах продолжает Эдди де Йонг и подчеркивает многообразный характер символизма в голландской живописи XVII века. Светлана Альперс, напротив, критикует иконологический метод и представляет живопись Нидерландов этого периода как пример визуальной культуры. Взгляд Нормана Брайсона на голландский натюрморт формируется на фоне развития общества потребления, экономического процветания и изобилия. Наконец, в исследованиях последних двадцати лет проявляется все больший интерес к естественно-научному аспекту натюрмортов. Любознательность, мастерство и восхищение природой — эти импульсы до сих пор чувствуются в изображениях букетов и фруктов.

Об авторе

Ольга Юрьевна Кулакова
Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина
Россия

факультет теории и истории изобразительного искусства, кафедра зарубежного искусства,
соискатель

Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, 199034, Россия

ORCID 0000-0003-2860-2487; SPIN 9939-1968



Список литературы

1. Brenninkmeijer-De Rooij B. Roots of seventeenth-century flower painting: miniatures, plant books, paintings. Leiden: Primavera Pers, 1996. 96 p.

2. Segal S., Alen K. Dutch and flemish flower pieces: paintings, drawings and prints up to the nineteenth century. In 2 vol. Leiden-Boston : Brill, 2020. 1232 p.

3. Woude van der A. The volume and value of paintings in Holland at the time of the Dutch republic // Art in history — history in art: studies in seventeenth-century Dutch culture / ed. by Freedberg D. and Vries de J. Issues & debates. USA : The Getty Center for the history of art and the humanities, 1991. P. 285—331.

4. Мандер Карел ван. Книга о художниках / [пер. с голланд. В.М. Минорского]. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. 542 с.

5. Weststeijn T. The visible world Samuel van Hoogstraten’s art theory and the legitimation of painting in the Dutch golden age / [transl. by B. Jackson and L. Richards]. Amsterdam University Press, 2008. 475 p.

6. Les Conférences de l’Académie royale de peinture et de sculpture au XVII-e siècle / ed. établie par Mérot A. Paris : Ecole nationale supérieure des Beaux-Arts, collection Beaux-arts histoire, 1996. 542 p.

7. Lairesse de G. Groot schilderboek. Haarlem, 1707. 400 p.

8. Sluijter E.J. Didactic and disguised meanings? Several seventeenth-century texts on painting and the iconological approach to northern Dutch paintings of this period // Art in history — history in art: studies in seventeenth-century Dutch culture / ed. by Freedberg D. and Vries de J. The Getty Center for the history of art and the humanities, 1991. P. 175—209.

9. Vries de L. Jan van Gool als kunstcriticus // Oud Holland. Vol. 97, is. 4. Leiden : Brill, 1983. P. 266—283.

10. Gool van J. De Nieuwe Schouburg der Nederlantsche kunstschilders en schilderessen: Waer in de Levens — en Kunstbedryven der tans levende en reets overleedene Schilders, die van Houbraken, noch eenig ander schryver, zyn aengeteekend, verhaelt worden : In 2 vol. Hague, 1750. Vol. 1. XXII, 480 p.; Vol. 2. XVI, 576 p. [Reprint, 1971].

11. Warner R. Dutch and Flemish fruit and flower painters of the XVII-th and XVIII-th centuries. Amsterdam : Israel B.M., 2-nd edition, 1975. 250 p.

12. Bol L.J. Een Middelburgse Brueghel-groep // Oud Holland. 1955. Vol. 70, no. 1. P. 1—20.

13. Bol L.J. The Bosschaert dynasty, painters of flowers and fruit. Leigh-on-Sea : F. Lewis Publ., 1960. 108 p.

14. Meijer F.G., Willigen van der A. A dictionary of Dutch and Flemish still-life painters in oils, 1525—1725. Leiden : Primavera Pers in cooperation with the RKD, 2003. 232 p.

15. Bergström I. Dutch still-life painting in the seventeenth century / translat. C. Hedstrom, G. Taylor. London : Faber and Faber Limited, 1956. 330 p.

16. Panofsky E. Early Netherlandish painting. Its origins and character. USA : Harvard University Press, 1953. 358 p.

17. Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории / [сост.: Т. Атнашев, М. Велижев]. Москва : Новое литературное обозрение, 2018. 632 с.

18. Jongh de E. Questions of meaning. Theme and motif in Dutch seventeenth-century painting / translat. M. Hoyle. Leiden : Primavera pers, 2000. 296 p.

19. Alpers S. The art of describing: Dutch art in the seventeenth century. Chicago : University of Chicago Press, 1984. XXVII, 302 p.

20. Bryson N. Looking at the overlooked: four essays on still-life painting. London : Reaktion Books Ltd, 1990. 192 p.

21. Taylor P. Dutch flower painting, 1600—1720. Yale University Press, 1995. 240 p.

22. Segal S. A flowery past: a survey of Dutch and Flemish flower painting from 1600 until the present // Exhibition catalog Noordbrabants Museum, and Kunsthandel P. de Boer. Amsterdam : Gallery P. de Boer, 1982. 128 p.

23. Segal S. A fruitful past: a survey of the fruit still lifes of the northern and southern Netherlands from Brueghel till Van Gogh // Exhibition catalog Herzog Anton-Ulrich — Museum Braunschweig, Kunsthandel P. de Boer. Amsterdam : Gallery P. de Boer, 1983. 147 p.

24. Berger Hochstrasser J. Still lively: recent scholarship on still-life painting // The Ashgate research companion to Dutch art of the seventeenth century / ed. W. Franits. London : Routledge, 2016. P. 43—73.

25. Blunt W. The art of botanical illustration. London : Collins, 1950. 304 p.

26. Swan C. The uses of botanical treatises in the Netherlands, с. 1600 // The Art of natural history: illustrated treatises and botanical paintings, 1400—1850 / ed. A.R.W. Meyers, National Gallery of Art. Washington : NGW-Stud Hist. Art, 2010. P. 63—82.

27. Swan C. Art, science, and witchcraft in early modern Holland: Jacques de Gheyn II (1565—1629). Cambridge University Press, 2005. 272 p.

28. Swan C. The preparation for the Sabbath by Jacques de Gheyn II // Print Quarterly. Vol. 16. № 4. Print Quarterly Publications, 1999. P. 327—339.

29. Европейская поэзия XVII века / [сост. И. Бочкаревой и др.]. Москва : Художественная литература, 1977. 926 с. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 41).


  • На протяжении трех с половиной веков жанр голландского цветочного натюрморта переживал взлет интереса и забвение: высокие гонорары художников в XVII в., критика теоретиков искусств и пренебрежение в XVIII—XIX вв. и, наконец, рост аукционных цен и пристальное внимание искусствоведов с середины XX в. до настоящих дней.
  • Заданный Ингваром Бергстрёмом курс на изучение символических посланий в натюрмортах продолжает Эдди де Йонг, подчеркивая многообразный характер символизма в голландской живописи XVII века.
  • Взгляд Нормана Брайсона определяет феномен голландского натюрморта через знаковые системы: развитие общества потребления, экономического процветания и изобилия.
  • В исследованиях последних двадцати лет появляется все больший интерес к естественнонаучному аспекту цветочных натюрмортов, возникает некоторая критика идей Светланы Альперс, ведь натурализм изображения далеко не всегда совпадает с научным, объективным методом познания мира.

Для цитирования:


Кулакова О.Ю. Голландский цветочный натюрморт XVII века: интерес и забвение на протяжении столетий. Обсерватория культуры. 2021;18(5):496-505. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-496-505

For citation:


Kulakova O.Yu. Dutch Flower Still Life of 17th Century: Interest and Oblivion through the Centuries. Observatory of Culture. 2021;18(5):496-505. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-496-505

Просмотров: 66


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)