Сонаты для фортепиано в четыре руки Муцио Клементи
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-506-519
Реферат
В статье рассмотрены семь сонат для фортепиано в четыре руки Муцио Клементи. Актуальность исследования обусловлена вниманием концертирующих фортепианных дуэтов к четырехручному репертуару. В связи с этим необходимо теоретическое осмысление данной темы, которая до сих пор не разрабатывалась в музыковедческой науке. Цель статьи — проследить эволюцию сонат Клементи для фортепиано в четыре руки, обозначить исторический контекст их появления и выявить типические черты. В исследовании предлагается двойной подход к рассмотрению сонат: они проанализированы с точки зрения эволюции стиля композитора в период 1779—1786 гг., а также в аспекте тематического процесса, воплощения сонатной структуры, четырехручной фортепианной фактуры.
Дуэтные сонаты Клементи (принадлежащие к числу первых четырехручных сонат, наряду с сонатами В.А. Моцарта, И.К. Баха, Ч. Берни) выстраиваются в линию, во многом отражающую его жизненные впечатления и репрезентирующую творческие искания. Первые три сонаты для фортепиано в четыре руки — как составной части op. 3 — написаны и опубликованы в Лондоне в период становления Клементи как виртуоза и педагога. Соната, открывающая op. 6, появилась в Париже, где он начал свое европейское турне; она отражает взаимодействие с корпусом современных музыкальных явлений. Ор. 14, состоящий из трех четырехручных сонат, воплотил романтические переживания молодого композитора во время пребывания в Лионе (посвящен Марии-Виктории Имбер-Коломе). В нем Клементи демонстрирует итоговые достижения в данном жанре. Исследователи относят сонаты op. 14, являющиеся полноценными концертными сочинениями, к числу лучших произведений Клементи и ставят их в один ряд с четырехручными произведениями Моцарта. В сонатах проявляется типичное для Клементи стремление к целостности формы, общности тематизма внутри частей и между частями, разнообразию фактуры.
Можно утверждать, что сонаты для фортепиано в четыре руки, наряду с сонатами для фортепиано соло, стали для композитора полем эксперимента в области фортепиано — инструмента, которому он посвятил свою исполнительскую, педагогическую и впоследствии коммерческую деятельность. Темперамент и экспрессия сонат Клементи в сочетании с виртуозностью делают их концертными сочинениями, которые в современной ситуации способны эффектно прозвучать на большой сцене. В то же время они могут быть и прекрасным учебным материалом для исполнителей различного уровня.
Об авторе
Ксения Сергеевна КемоваРоссия
кафедра философии, истории, теории культуры и искусства,
аспирант
Маршала Соколовского ул., д. 10, Москва, 123060, Россия
ORCID 0000-0002-8647-5212; SPIN 4610-7072
Список литературы
1. Щукина Т.В. Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели : автореферат дис. ... канд. искусствоведения. Москва : Российская академия музыки имени Гнесиных, 2006. 26 c.
2. Николаев А. Муцио Клементи. Москва : Музыка. 1983. 94 с.
3. Dipiazza J.A. The Piano Sonatas of Clementi : DMA dissertation. Madison : University of Wisconsin, 1977. 116 p.
4. Tighe A.E. Muzio Clementi and His Sonatas Surviving as Solo Piano Works : PhD dissertation. Ann Arbor : The University of Michigan, 1964. 261 p.
5. Plantinga L. Clementi: His Life and Music. London : Oxford University Press, 1977. 346 p.
6. Poppen M.M. A Survey and Analysis of Selected Four-Hand, One Keyboard, Piano Literature : DMA dissertation. Bloomington : Indiana University, 1977. 400 p.
7. Georgii W. Klaviermusik, Geschichte der Klaviermusik zu zwei und vier Händen von den Anfängen bis zur Gegenwart. Zürich : Atlantis-Musikbuch-Verlag, 1976. 652 S.
8. Van Lear M.T. Four Hands at One Piano. Los Angeles : University of Southern California, 1962. 104 p.
9. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: история жанра. Москва : Музыка, 1988. 319 с.
10. Macgraw C. Piano Duet Repertoire. Second Edition : Music Originally Written for One Piano, Four Hands. Bloomington : Indiana University Press, 2016. 734 p.
11. Eisen C. Mozart and the Four-Hand Sonata K. 19d // Haydn, Mozart, & Beethoven : Studies in the Music of the Classical Period : Studies in Honor of Alan Tyson / ed. by S. Brandenburg. Oxford : Clarendon Press, 1998. P. 91—101.
12. Burney Ch. Four Sonatas or Duets for Two Performers on One Piano Forte or Harpsichord. Farmington Hills : Gale Ecco, 2018. 50 p.
13. Eskenazi J. Clementi’s Life and Work // Muzio Clementi Society website. URL: http://www.clementisociety.com/clementis-life-and-work/ (дата обращения: 27.07.2021).
14. Saint-Foix G. de, Martens F.H. Muzio Clementi (1752—1832) // The Musical Quarterly. 1923. Vol. 9, no. 3. P. 350—382. URL: https://www.jstor.org/stable/738494 (дата обращения: 27.07.2021)
15. Plantinga L. Clementi, Virtuosity, and the “German Manner” // Journal of the American Musicological Society. 1972. Vol. 25, no. 3. P. 303—330.
16. Brownell A. The English Piano in the Classical Period: Its Music, Performers, and Influences: Music Doctoral Theses. City University London, 2010. URL: http://openaccess.city.ac.uk/12134/ (дата обращения: 27.07.2021).
17. Plantinga L., Sala L. Clementi, Muzio // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. 2nd ed. / ed. by S. Sadie. London : Macmillan, 2001. DOI: 10.1093/gmo/9781561592630.article.40033.
18. Newman W.S. The Sonata in the Classic Era. 3rd Ed. New York : W.W. Norton & Company. 1983. 958 p.
19. Saint-Foix G. de, Herter Norton M.D. Clementi, Forerunner of Beethoven // The Musical Quarterly. 1931. Vol. 17, no. 1. P. 84—92.
20. Muzio Clementi and British Musical Culture: Sources, Performance Practice and Style / ed. by L.L. Sala, R. Stewart-MacDonald. New York : Routledge, 2019. 230 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кемова К.С. Сонаты для фортепиано в четыре руки Муцио Клементи. Обсерватория культуры. 2021;18(5):506-519. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-506-519
For citation:
Kemova K.S. Sonatas for Piano Four Hands by Muzio Clementi. Observatory of Culture. 2021;18(5):506-519. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-506-519