Инструменты фиксации коммуникативного пространства научных школ
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-520-530
Реферат
Выработка актуального инструментария, позволяющего быстро и качественно оценивать эффективность функционирования научного пространства, своевременна для менеджмента научно-исследовательской деятельности. Обострились противоречия между новой индустрией научной коммуникации и традиционными формами сохранения и преумножения интеллектуального капитала, появились новые точки взаимодействия между институциональными структурами науки: научными школами, «невидимыми колледжами», экспертными и экспериментальными (реальными и виртуальными) лабораториями и пр. Изменились понятия о культурных кодах представления и трансляции субъектов (индивидуальных и коллективных) научной коммуникации, и появилась необходимость актуализировать требования к культуре их выявления и позиционирования в век цифровых технологий. Научная школа является многоцелевым коллективом, одновременно реализующим функции производства, распространения, защиты научного знания и воспроизводства ученых. Трансформируются культурные традиции ее функционирования, а также культурные нормы институциализации.
На материале библиографической фиксации становления и развития культурологической научной школы Южного Урала (центр — Челябинский государственный институт культуры) показаны возможности наукометрического и информационного анализов. Представлены для обсуждения и использования библиографические издания (каталог научной школы и библиографический навигатор), которые включают сведения об исследовательских темах, состоявшихся ученых, научных лидерах, аспирантах и соискателях, оппонентах, ведущих организациях коммуникативного поля культурологии Южного Урала, а также знаковых публикациях культурологов, инновационно выявленных методом самоанализа. Издания рассматриваются как инструменты в системе культурологических исследований позиционирования научной школы.
Выводы сформулированы на основе изучения и сопоставления конфигураций связей персон (научный руководитель, аспирант, оппонент), ведущих организаций, научных лидеров и их геолокации, предметных рубрик: «соискатель — научный руководитель — оппонент», «предметная рубрика/тема — ведущая организация — оппонент, номер специальности» и др. Эти связи являются частными для связанных понятий: «управление — координация», «интерпретация коммуникативного вызова — адекватность коммуникативного ответа», «практический смысл — цель коммуникации». Подобные направления анализа функционирования научной школы дают видение пересечения коммуникативных полей научного взаимодействия, приращения и экспертизы научного знания, базы для принятия управленческих решений по организации науки.
Ключевые слова
Об авторе
Юлия Владимировна ГушулРоссия
факультет документальных коммуникаций и туризма, кафедра библиотечно-информационной деятельности,
доцент
Орджоникидзе ул., д. 36а, Челябинск, 454091, Россия
кандидат педагогических наук, доцент
ORCID 0000-0001-8749-3757; SPIN 7687-8556
Список литературы
1. Засурский И.И., Трищенко Н.Д. Инфраструктура открытой науки в России и мире // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 84—100. DOI: 10/33186/1027-3689-2019-4-84-100.
2. Наука в условиях глобализации : сборник статей / под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. Москва : Логос, 2009. 520 с.
3. Олейник А.Н. Научные трансакции: сети и иерархии в общественных науках : монография. Москва : ИНФРА-М, 2019. 300 с.
4. Коробкина З.В. Наука, которую мы можем потерять: размышления о судьбах ученых в современной России. Моска : Логос, 2003. 304 с.
5. Антопольский А.Б. Проблемы и перспективы российской научной инфосферы // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 8. С. 1—9. DOI: 10.36535/0548-0019-2020-08-1.
6. Ляпкина Т.Ф. От научного направления — к научной школе: формирование научной школы культурологии профессора С.Н. Иконниковой // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 9—13.
7. Рябинина Е.П. От библиографических ресурсов — к новому знанию // Библиография. 2017. № 3. С. 65—70.
8. Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов (Научная школа доктора философских наук, профессора В.С. Цукермана). Челябинск : Гротеск, 2008. 304 с.
9. Научная школа Владимира Яковлевича Рушанина : Диалоги об истории. Челябинск, 2012. 270 с.
10. Современная действительность сквозь призму культурологического знания : сборник научных трудов. Челябинск, 2020. 123 с.
11. Петербургская культурологическая школа С.Н. Иконниковой: история и современность : к юбилею заведующей кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры Светланы Николаевны Иконниковой // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 210. С. 7—284.
12. Культурологические школы России: В.С. Цукерману — 80 лет : [раздел] // Вопросы культурологии. 2012. № 9. С. 4—22.
13. Захарова С.С. Авторские библиографические профили Института математических проблем биологии РАН // Библиография. 2015. № 6. С. 42—46.
14. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 : постановление от 17 окт. 2019 г. № 1340 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 42. Ч. I—III. Ст. 5929.
15. Свешников А. Научная школа как шуба // Новое литературное обозрение. 2014. № 129 (5). С. 352—356.
16. Загребин С.С. Культурология и культурологи в контексте научной дискуссии // Вопросы культурологии. 2012. № 9. С. 7—11.
17. Флиер А.Я. Историческое развитие культуры познания // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3 (39). С. 31—40.
18. Синецкий С.Б. Культурная политика XXI века: теоретико-методологические основания и условия осуществления : дис. … доктора культурологии. Челябинск, 2012. 387 с.
19. Культурологическое пространство Челябинского государственного института культуры в лицах : каталог. Челябинск : ЧГИК, 2020. 163 с.
20. Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры: 1994—2020 гг. : библиографический навигатор. Челябинск : ЧГИК, 2020. 94 с.
21. Каширина О.В. Практическая философия управления коммуникацией в контексте культуры времени // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 13—20. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-13-20.
22. Синецкий С.Б. Личность как субъект ответственного цивилизационно-культурного выбора // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3 (59). С. 47—55.
23. Астафьева О.Н. Формирование научных школ и научно-исследовательских направлений в современном вузе: коммуникативные стратегии // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3 (23). С. 6—12.
24. Синецкий С.Б. Гуманитарные науки — от государственных стандартов к профессиональному саморегулированию // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 143—149.
- В условиях трансдисциплинарности научного знания важно определить действенные формы организации исследований, науки в целом, которые смогли бы гарантировать необходимые глубину и качество проводимых исследований, открытий, научного знания.
- Насколько институт формировавшихся с XVIIв. научных школ способен возделывать ученого в веке цифровых технологий и коммуникаций?
- Приглашаем обсудить логику формирования и функционирования научных школ в цифровую эпоху, современные организационные формы обеспечения воспроизводимости научного знания и кадров, а также культурные коды представления данных о научной школе.
- Разрабатываемая нами методология выявления и представления научных школ, выявленные законы и закономерности их развития позволят видеть и обеспечивать качественное воспроизводство кадров.
- В результате применения методологии появится возможность создавать прозрачные карты связей представителей научных школ в рамках меж-, полидисциплинарных и трансдисциплинарных взаимодействий, подчеркивать уникальность структуры научной школы, ее коммуникационных полей и каналов.
- Движение к открытой науке актуализирует культурные основания выбора источников информации, критериев качества ресурсов, определения культуры организованного познания.
- Предлагаемая и апробируемая нами методика создания библиографических каталогов и навигаторов, баз данных на их основе позволит наглядно демонстрировать организационную и содержательную коммуникацию («научный руководитель — аспирант — оппонент», «место защиты — ведущая организация» и др.) как внутри, так и вне научных школ.
Рецензия
Для цитирования:
Гушул Ю.В. Инструменты фиксации коммуникативного пространства научных школ. Обсерватория культуры. 2021;18(5):520-530. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-520-530
For citation:
Gushul Yu.V. Tools for Describing the Communicative Space of Scientific Schools. Observatory of Culture. 2021;18(5):520-530. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-520-530