Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Эскиз паркового павильона Доменико Жилярди: аспекты атрибуции

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-280-290

Реферат

Статья посвящена проблеме атрибуции архитектурной графики, выявлению и анализу индивидуальной графической манеры Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди, мастера швейцарского происхождения, главного зодчего послепожарной Москвы. Несмотря на формально-стилистическую и иконографическую изученность московского ампира, проблема атрибуции сопутствующей данному периоду архитектурной графики остается открытой. Не является исключением в этом вопросе и творчество Д. Жилярди.

Цель настоящего исследования — на основе стилистического и иконографического анализа наиболее ярких работ мастера сформировать представление о характере авторской графики и особенностях стиля. Актуальность темы диктуется необходимостью отделить графические работы самого Д. Жилярди от листов, созданных его учеником — архитектором А. Григорьевым (а в перспективе — выявить и руку А. Григорьева).

Выбран метод формально-стилистического и иконографического анализа и сопоставления. Художественными источниками послужили наиболее яркие архитектурно-графические работы Д. Жилярди, до настоящего времени подробно не изучавшиеся: несколько подписных чертежей, а также эскизный проект паркового павильона из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева (впервые вводится автором статьи в научный оборот и является центральным с точки зрения репрезентативности). Так, стиль нереализованного проекта паркового павильона отражает историческую перспективу зарождения, развития и упадка московского ампира в одном из его вариантов; в нем отчетливо прослеживаются отсылки к античным, ренессансным и классическим памятникам.

В рамках исследования решается комплекс задач: представлен генезис стиля послепожарной Москвы, дается его историческая оценка, характеризуются особенности архитектурной графики первой четверти XIX в.; описываются и анализируются эскиз паркового павильона и серия из нескольких чертежей (так называемой образцовой графики мастера) как основа для проведения атрибуции; творчество Д. Жилярди рассмотрено в контексте развития общемирового стиля неоклассицизма.

Проведенное исследование, в котором ключевую роль играет вопрос соотношения архитектурно-графической манеры и стиля, позволяет сформировать представление об индивидуальной манере Д. Жилярди и подойти к более сложному вопросу атрибуции, хронологии и стиля в его постройках. При этом единство гармонии, красоты и техничности произведений Д. Жилярди выражается в соприкосновении его манеры с идеалом вневременной классики.

Об авторе

Светлана Евгеньевна Цыщук
Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова;Государственный научно-исследовательский
Россия

Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Исторический факультет, кафедра истории отечественного искусства,
аспирант

Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991, Россия

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева,
отдел хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX вв.,
научный сотрудник

Воздвиженка ул., д. 5/25, Москва,119019, Россия,

ORCID 0000-0001-6248-7545; SPIN 9099-9521



Список литературы

1. Афанасий Григорьевич Григорьев (1782—1868) / Е.А. Белецкая, С.А. Зомбе // Архитектура СССР. Москва, 1939. № 5. С. 66—71.

2. Згура В.В. Старые русские архитекторы. Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1923. 62 с. (Искусство; вып. 9).

3. Введенская А.Г. Архитектор А.Г. Григорьев и его графическое наследие // Архитектурное наследство. Москва ; Ленинград : 1959. Вып. 9. С. 106—116.

4. Архитектор А.Г. Григорьев: каталог выставки / под общ. ред. В.И. Балдина. Очерк жизни и творчества А.Г. Григорьева Е.А. Белецкой. Москва : Стройиздат, 1976. 96 с.

5. Седов Вл.В. Только Италия. Открытие страны в архитектурной графике // Только Италия! Архитектурная графика XVIII—XXI веков. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Москва. 17 апреля — 17 июля 2014 г. Москва : Искусство — XXI век, 2014. С. 9—30.

6. Борисова Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. Москва : Наука, 1993. 222 с.

7. Белецкая Е.А., Покровская З.К. Д.И. Жилярди. Москва : Стройиздат. 1980. (Мастера архитектуры) 168 с.

8. Пфистер А. Доменико Жилярди между Италией и Москвой Александра I // От мифа к проекту: влияние итальянских и тичинских архитекторов в России эпохи классицизма : [каталог выставки : к 300-летию Санкт-Петербурга] / под ред. Л. Тедески, Н. Навоне. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2004. С. 399—408.

9. Императорская Академия художеств и ее пенсионеры в Италии. Каталог 58—73 // От мифа к проекту: влияние итальянских и тичинских архитекторов в России эпохи классицизма : [каталог выставки : к 300-летию Санкт-Петербурга] / под ред. Л. Тедески, Н. Навоне. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2004. С. 168—172.

10. Pfister A., Angelini P. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. Mendrisio : Mendrisio Academy Press, 2007. 244 p.

11. Бенуа А.Н. Рассадник искусства // Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины. 1909, апрель — июнь. С. 175—202.

12. Percier C., Fontaine P.F.L. Recueil de decorations intérieures, comprenant tout ce qui a rapport à l’amenblement […]. Paris : Louvre, 1812. 43 p., 72 pl.

13. Fouché M. Percier et Fontaine: Les Grands Artistes. Paris : Librairie Renouard, 1904. 128 p.

14. Турчин В.С. Ампирное… новое искусство в Европе // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 5. Стиль ампир / отв. ред. И.А. Бондаренко. Москва : Рохос, 2003. С. 12—28.

15. Файбисович В.М. Наполеоновская эпоха и стиль Империи // Под знаком орла. Искусство ампира : [выставка] / сост. Т.В. Раппе, А.С. Булкина, В.М. Файбисович. Санк-Петербург : Государственный Эрмитаж : Славия, 1999. С. 14—31.

16. Курбатов В.Я. Классицизм и ампир // Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины. 1912, июль — сентябрь. С. 105—119.

17. Аркин Д.Е. Классицизм и ампир в Москве // Архитектура СССР. 1935. № 10—11. С. 82—89.

18. Чекмарев А.В. Новые атрибуции церковных построек А.Г. Григорьева // Русская усадьба. 2014. Вып. 19 (35). С. 374—409.

19. Белецкая Е.А., Покровская З.К. Малоизвестные проекты Доменико Жилярди // Архитектурное наследство : [сборник статей]. Русская архитектура. Москва : Стройиздат, 1988. Вып. 36. С. 237—244.

20. Некрасов А.И. Русский ампир. Москва : Изогиз, 1935. 128 с.

21. Алленов М.М. Русское искусство XVIII — начала XX века // История русского искусства : в 2 кн. Кн. 2. Москва : Трилистник, 2000. С. 122—151.

22. Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России : стиль империи или империя как стиль. Москва : Жираф, 2001. 511 с.

23. Седов Вл.В. Московский ампир // Проект классика : [сайт]. 22.01.2004. URL: http://www.projectclassica.ru/school/09_2003/school2003_09_01e.htm (дата обращения: 05.06.2023).

24. Нащокина М.В. Неизвестный альбом построек московского ампира // Архитектура в истории русской культуры : [сборник статей]. Вып. 5. Москва : УРСС, 2003. С. 54—67.

25. Чекмарев А.В. Ранее неизвестные произведения семьи Жилярди в России // Русская усадьба : [сборник Общества изучения русской усадьбы]. Вып. 17 (33). Санкт-Петербург ; Москва : Коло, 2012. С. 192—247.

26. Чекмарев А.В. Два ранее неизвестных мавзолея Доменико Жилярди // Материалы научно-практической конференции МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование» 9—13 апреля 2012 года. История архитектуры и градостроительства. Тезисы докладов секции № 4. Москва, 2012. С. 27—32.

27. Клименко Ю.Г. К 225-летию Доменико Жилярди // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, 12—16 апреля 2010 г. : [в 2 т.]. Т. 2. Москва : Архитектура-С, 2010. С. 259—260.

28. Тедески Л., Клименко Ю.Г. Восстановленная Москва (1813—1843) : Архитектура, источники, взаимовлияние. Международная научная конференция (5—6 декабря 2016 г.) // Искусствознание. 2017. № 3. С. 276—291.

29. Караулов Е.В. Дом Луниных в Москве // Архитектурное наследство : сборник / отв. ред. О.Х. Халпахчьян, П.Н. Максимов. Москва : Стройиздат, 1972. Вып. 20. С. 75—84.

30. Белецкая Е.А. «Высокие горы». К характеристике творчества Д. Жилярди // Архитектура СССР. 1939. № 4. С. 65—69.


Рецензия

Для цитирования:


Цыщук С.Е. Эскиз паркового павильона Доменико Жилярди: аспекты атрибуции. Обсерватория культуры. 2023;20(3):280-290. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-280-290

For citation:


Tsyshchuk S.E. Domenico Gilardi’s Sketch of a Park Pavilion: Aspects of Attribution. Observatory of Culture. 2023;20(3):280-290. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-3-280-290

Просмотров: 326


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)