Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

«Система координат» в музыке П. Булеза и С. Шаррино: к проблеме эстетического осмысления музыкальной композиции (к 90-летию Пьера Булеза)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2015-0-2-84-90

Реферат

Исчезновение тональной системы как унифицирующего принципа для различных эстетик и техник привело композиторов новой музыки, П. Булеза, С. Шаррино и др., к осмыслению альтернативных идей композиции. Концепт «жестуализации» Пьера Булеза и две его композиции, «Ритуал памяти Мадерны» (1974-1975) и «Посланиэскиз» (1976), рассмотрены в философско­эстетическом контексте. Тенденции новой сольной музыки как «система координат» (новая трактовка звука, концертность, виртуозность, инструментальный театр) показаны на примере четырех пьес из цикла «L’оpera per flauto» С. Шаррино (1977-2000). Новый концепт жестуализации Булеза, «фактическое поле операций» Шаррино требуют мыслить науку о композиции как искусство.

Об авторе

Надежда Андреевна Петрусёва
Информационный центр современной музыки ФГОУ ВПО «Пермская государственная академия искусств и культуры»
Россия


Список литературы

1. Boulez P. Leitlinien. Gedankengänge eines Komponisten. - Bärenreiter. Metzler. Kassel, 2000.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. - М.: Рудомино, 2001.

3. Беньямин В. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка. - М.: Ad Marginem, 2000.

4. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993.

5. Петрусёва Н.А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Исследование. - Москва; Пермь: Реал, 2002.

6. Петрусёва Н.А. Музыкальная композиция ХХ века: структуры, методы анализа: В 2 ч. - Пермь, 2006.- Ч. 1.

7. Петрусёва Н.А. Траектории: Лахенман, Адорно, Арто, Бодрийяр. 9 тезисов к интерпретации музыки Лахенмана // Обсерватория культуры. - 2012. - № 6.

8. Катунян М. Новый звук и нотация // Теория современной композиции: учеб. пособие / общ. ред. В.С. Ценовой. - М.: Музыка, 2007.

9. Петрусёва Н.А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. - 2011. - № 1.

10. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966-1995. - Wiesbaden; Leipzig; Paris: Breitkopf & Härtel, 2004.

11. СоМа (группа композиторов «Сопротивление материала») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stres.iscmrussia.ru/somaonas.html

12. Пластика звука. Инициативная группа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soundp.ru/ru/

13. Штокхаузен К. Четыре критерия электронной музыки / пер. с англ. Н.А. Петрусёвой // Н.А. Петрусёва. Музыкальная композиция XX века: структуры, методы анализа: в 2 ч. - Пермь, 2006. - С. 225-238. - Ч. 1.

14. Танцов О. Новая исполнительская техника игры на флейте (метод. пособие). - М.: МГК, 2009. - (на правах рукописи).

15. Караев Ф. Лекция об инструментальном театре, прочитанная в МГК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karaev.net/t_lection_instrumtheater_r.html

16. Шаррино Сальваторе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шаррино Сальваторе.

17. Композиторы от а до я. Шаррино Сальваторе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ccmm.ru/index.php?page=composers&composer=sciarrino

18. Sciarrino S. L’opera per flauto. - Milan: Ricordi [б.г.]. - Vol. I, II.

19. Lanz Megan. Silence: Exploring Salvatore Sciarrino’s style through L’opera per flauto (2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://digitalcommons.library.unlv.edu/thesesdissertations/ 730


Рецензия

Для цитирования:


Петрусёва Н.А. «Система координат» в музыке П. Булеза и С. Шаррино: к проблеме эстетического осмысления музыкальной композиции (к 90-летию Пьера Булеза). Обсерватория культуры. 2015;(2):84-90. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2015-0-2-84-90

For citation:


Petrusyeva N.A. A System of Coordinates in Pierre Boulez’s and Salvatore Sciarrino’s Music: A Problem of Aesthetic Conceptualisation of Musical Composition. Observatory of Culture. 2015;(2):84-90. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2015-0-2-84-90

Просмотров: 752


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)