Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
№ 2 (2015)
Скачать выпуск PDF

КОНТЕКСТ

4-13 135
Реферат
Осуществлен социально­философский и культурологический анализ идейного наследия отечественного космиста «второго поколения» - Валериана Николаевича Муравьева (1885-1930), автора оригинальных как для своего времени, так и в рамках нынешнего мировоззрения, представлений, которые постепенно входят в научный оборот, становятся достоянием российской и мировой интеллектуальной среды. Раскрывается содержание и глобально­культурное значение главных интенций мыслителя: его наметок ипостасийной логики и антропологической математики, образов соборно­ипостасийного социального единого , идеи цикличности бытия сущего и ряда других. Рассматривается подход Муравьева к вопросу совершенствования человека, прослеживаются основные треки культурно­эволюционного восхождения биологического вида homo sapiens. Предпринимается попытка целостного осмысления и теоретической систематизации творчества Муравьева в контексте современной системы миропредставления, при этом обнаруживается единая логика и внутренняя сопряженность его космистских взглядов и идей. Аргументируется вывод, что прозрения Муравьева оказываются в тренде исторически достоверного научно­технологического движения человечества, они полностью согласуются с тенденциями развития информационных технологий.
13-19 312
Реферат
Рассматриваются вопросы обоснованности и результативности применения метода фрактального анализа к социокультурным объектам различной природы. На основе анализа специальной литературы по теме показано, что принципиально возможно получение практически значимых результатов для прогнозирования динамики культурных процессов и, в том числе, изучения эволюции социокультурных систем. Метод требует выполнения относительно сложных математических процедур, неоднозначных при анализе социокультурных объектов, и значительного количества исходных данных, что, в свою очередь, накладывает строгие обязательства на исследователя.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

20-23 208
Реферат
Анализируются проблемы межкультурного взаимодействия. Рассматриваются исследовательские подходы, осуществляемые в парадигме «Запад-Восток». Определяются преимущества и недостатки - интеграционных и различающих подходов. Уточняется культурфилософское значение понятия «всеразличие». Проводится ряд компаративных сопоставлений западных и восточных (небиблейских) культур. Утверждается, что различающий интерес к Другому - это прямой путь к самопознанию. Делается вывод, что тектонические культурные сдвиги современности требуют усилий в понимании сохраняемых на Востоке альтернатив. Для глобального развития мира значимы заинтересованное обнаружение культурных несовпадений и разумный подход к заимствованиям. Только в осознанном синтезе, умножающем мир при помощи всеразличия, возможна взаимно обогащающая интеграция народов и культур. Предполагая, что цель этой общей работы - достижение всеединства, следует помнить, что речь может идти лишь о таком единстве, которому присуща как полная взаимопроникнутость, так и полная взаиморазличность всех составляющих его элементов.
24-28 181
Реферат
Рассматриваются способы концептуализации молодежной социальности в рамках постсубкультурной теории. Центральной идеей постсубкультурной парадигмы является недоверие к метанарративу «субкультура». Предметом исследования становится эвристический потенциал новейшего категориального аппарата, призванного заменить традиционное понятие «субкультура».
28-34 226
Реферат
Анализируются культурные изменения и их отражение в социально­гуманитарном знании. Рассматривается топофилия как явление культуры и как исследовательская стратегия. Культурный поворот в географии соотносится с пространственным поворотом в социально­гуманитарном знании как части более общих парадигмальных изменений, происходящих в современной культуре.
34-41 143
Реферат
Рассматривается предыстория документальных жанров кино и телевидения. Предложена концепция синкретизма документального и художественного в древней культуре, прежде всего в мифе и зрелищных формах. Рассматриваются и позднейшие формы искусства, либо отсылающие к достоверным историческим фактам, либо содержащие игровые симуляции документальности.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

42-46 170
Реферат
Статья посвящена исследованию социокультурной интеграции как способа разрешения конфликтов идентичностей в современной России. Автор рассматривает основные факторы возникновения конфликтов идентичностей и подчеркивает дестабилизирующую роль политизации этничности. В качестве системных условий эскалации конфликтов идентичностей автор выделяет кризис гражданской идентичности, традиционализацию, этническую напряженность.
47-52 209
Реферат
Рассматриваются вопросы реинтерпретации культурного наследия в Казахстане в 1980-2010­е годы. Утверждается, что в казахском музыкальном искусстве этот процесс выразился в формировании новых подходов к изучению фольклора; в возрождении традиций; активизации творческого обмена с зарубежьем; обновлении академической музыки; формировании национально специфической массовой культуры. В результате возникает новое представление о месте и роли казахстанской музыки в мировой культуре, усложняется структура музыкальной культуры республики.
53-58 267
Реферат
Статья посвящена музыкальной культуре русской провинции. Рассматриваются звуко­аудиальные параметры культурного ландшафта как объективно­природной основы формирования ее музыкального пространства. На основе дихотомии «музыка - литература» выявляются культурологические компоненты семантизации образа провинции в различных сферах отечественной музыки - фольклоре, композиторском творчестве.
58-63 157
Реферат
Рассматриваются вопросы влияния художественных и философских произведений на концепцию Третьей симфонии Густава Малера. Автор статьи приводит отрывки из текстов, использованных в симфонии, и анализирует различные варианты интерпретации симфонии с точки зрения пантеистического, ницшеанского и христианского мировоззрений. Особое внимание уделено восприятию материала самим Малером, о котором можно судить по его переписке и воспоминаниям современников.

НАСЛЕДИЕ

64-69 202
Реферат
Рассматриваются основные понятия, раскрывающие содержание исторического духовного бытия. Вопрос соотношения понятий «историческое сознание» и «историческая культура» раскрывается на основании анализа современных подходов к пониманию исторического сознания и исторической культуры, а также подходов к пониманию культуры. Понятие «историческое сознание» представлено в нескольких значениях. Понятие исторической культуры рассматривается в контексте типологического культурного многообразия.
69-73 133
Реферат
Рассматривается феномен парных изображений на северорусских сундуках XVII-XVIII веков - одного из наиболее популярных сюжетов в народном искусстве того времени. Молодцы и девицы, дамы и кавалеры в живописных композициях на сундуках, их костюмы, аксессуары и другие детали позволяют проследить переход от древнерусской традиционной одежды к европейскому платью.
73-77 181
Реферат
Анализируются особенности современного частного коллекционирования как явления культуры, рассматриваемого на институциональном и духовно­содержательном уровнях. Исследуется механизм функционирования частной коллекции, включающий сбор, хранение, систематизацию и экспонирование артефактов. Подчеркивается значимость воплощения ценностей культуры, наделенных особым символическим значением в объектах частного коллекционирования.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

78-83 140
Реферат
Статья посвящена выдающемуся отечественному пианисту, дирижеру, педагогу, общественному деятелю Александру Зилоти. Представлена общая характеристика творческой жизни музыканта. Особое внимание уделено периоду становления его личности. Отмечены международное признание его пианистической уникальности, вклад в распространение русской музыки за рубежом. Подробно исследован петербургский период жизни А.И. Зилоти, связанный с организацией антрепризы «Концерты А. Зилоти», а также его деятельность в Америке после эмиграции.
84-90 170
Реферат
Исчезновение тональной системы как унифицирующего принципа для различных эстетик и техник привело композиторов новой музыки, П. Булеза, С. Шаррино и др., к осмыслению альтернативных идей композиции. Концепт «жестуализации» Пьера Булеза и две его композиции, «Ритуал памяти Мадерны» (1974-1975) и «Посланиэскиз» (1976), рассмотрены в философско­эстетическом контексте. Тенденции новой сольной музыки как «система координат» (новая трактовка звука, концертность, виртуозность, инструментальный театр) показаны на примере четырех пьес из цикла «L’оpera per flauto» С. Шаррино (1977-2000). Новый концепт жестуализации Булеза, «фактическое поле операций» Шаррино требуют мыслить науку о композиции как искусство.

КАФЕДРА

92-96 133
Реферат
Раскрывается полемический характер русского опыта осмысления ключевых проблем субъекта художественного творчества. При этом особый акцент ставится на присущей отечественной культуре взаимообусловленности мировоззренческих исканий художников (в широком смысле слова) и процессов обновления языков искусства.
97-103 167
Реферат
Рассмотрены основные междисциплинарные подходы к изучению феномена одежды, а также базовые концептуальные модели социологического анализа костюма. Авторы полагают, что в социологических исследованиях не оправдано использование лишь какого­то одного подхода и следует выбирать оптимальное для решения конкретной задачи их сочетание, однако семиотический подход предлагает наиболее интересные и эффективные инструменты интерпретации функций и кодов одежды в изменяющемся культурно­историческом контексте.
104-108 294
Реферат
Статья посвящена изучению типов «культурной предрасположенности коммуникации» современных студентов на основе концепции медиа канадского ученого Герберта Маршалла Маклюэна, которая становится актуальной в эпоху Интернета и мобильных технологий. Опираясь на теорию Маклюэна и его последователей, автор показывает, что «культурная предрасположенность коммуникации» усиливает те или иные практики работы с информацией в ходе получения образования. Теоретические рассуждения автор иллюстрирует наблюдениями из своей педагогической практики.
109-113 192
Реферат
Статья посвящена исследованию эффективных подходов к художественной организации экспозиции музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Определена роль музейных экспозиций, описаны приемы и средства формирования художественного образа. Рассмотрены дизайнерские приемы организации и процесс художественного формирования экспозиции музея.

ORBIS LITTERARUM

114-119 176
Реферат
Представлен анализ археографической и библиофильской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) в Константинопольский и Палестинский периоды его жизни.
119-124 261
Реферат
С позиций культурной антропологии (антропологии литературы) рассматривается телевизионный сериал как форма массовой культуры. Особое внимание уделено проблеме взаимодействия литературы с этим жанром. В этой связи анализируется телевизионный сериал В. Бортко по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» как частный случай интерпретации, в свою очередь связанный с проблемой «перевода» одного культурного кода в другой.
125-129 117
Реферат
Обозначаются и определяются принципы формирования и распространения медиаконтента на новых медиаплатформах, которые влияют на среду общения пользователей в социальных сетях. Рассматривается процесс самоидентификации как основная мотивация деятельности пользователя в соцсети. Самоидентификация определяется как нарративный рассказ пользователя о самом себе, конституирование им своей картины мира и определение своей самости. Также в статье названы факторы, обусловливающие структуру нарративного процесса в социальной сети. Процессы самоидентификации и идентификации также представлены в контексте проблемы существования в сети аккаунтов людей, которые ушли из жизни (на примере Фейсбука). Поднимаются морально­этические вопросы, обусловленные существованием таких аккаунтов. Описываются проблемы этического характера, возникающие в психологии восприятия и отношении пользователей к аккаунтам умерших людей, а также обозначается философский контекст восприятия ухода из жизни пользователя соцсети.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

130-136 210
Реферат
Рассматривается «японизм» как явление европейской культуры 1860-1910­х годов. Японизм был феноменом сильнейшего визуального воздействия японской культуры на культуру западную. Впервые Запад стал воспринимать чужую культуру как равную себе. Японизм в западной культуре был эстетической рецепцией японского искусства, опосредованной европейской мечтой о царстве красоты.
137-141 176
Реферат
Ладакх - интереснейший с точки зрения истории и культуры регион, который расположен в Гималаях и в настоящее время входит в состав Индии, штат Джамму и Кашмир. Уникальна и языковая ситуация, сложившаяся здесь. Местные жители говорят на языке ладакхи, который относится к тибето­бирманской языковой семье. С точки зрения современной лингвистики ладакхи - отдельный язык, но под влиянием разных политических, культурных и религиозных факторов большинство местных жителей не признает собственный язык, считая его «испорченным» вариантом тибетского. В данной статье речь пойдет о языковой ситуации, сложившейся в Ладакхе, точнее о том, как эта неоднозначная ситуация отразилась на судьбе единственного журнала, издававшегося на языке ладакхи.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)