

Визуализация моды в европейской гравюре XVI — начала XVIII века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-502-515
Реферат
Изображения людей разных стран в их традиционных костюмах как жанр возникли во второй половине XVI в. и активно существовали в виде эстампов до появления первых модных журналов в конце XVIII века. В статье предпринята попытка построения на основе ряда источников теоретического, исторического и изобразительного характера хронологии знаковых образцов костюмной гравюры XVI — начала XVIII века. Определены функции, которые она как разновидность графического искусства выполняла в свое время, и художественно-технологические особенности ее создания. В исследовании рассматриваются работы художников и граверов Германии, Нидерландов, Англии и Франции, поскольку именно в этих странах искусство костюмной гравюры получило наибольшее развитие. Не являясь в большинстве своем высокохудожественными произведениями искусства, не имея портретного сходства с изображаемыми персонажами, протомодные иллюстрации не вызывали пристального внимания со стороны искусствоведческой науки, которая рассматривала их как один из многих рядовых источников, как элементы прикладного творчества, что в значительной степени препятствовало их детальному анализу. Однако эти многочисленные костюмные гравюры (ксилографии и офорты) достойны внимания как образцы графического искусства, дающие представление о моде того времени. Упадок популярности костюмных гравюр в середине XVIII в., несмотря на развитие технологий печати и рост населения в городах, предполагающий спрос на продукцию такого рода, связан, по нашему мнению, с отсутствием описательной части — текста как пояснения к картинке. Ибо в эпоху становления модной журналистики в XVIII в. костюмная гравюра возродилась как часть женского журнала, приобретя ту форму модных картинок-иллюстраций, которая будет существовать на протяжении XIX — первой половины XX века.
Ключевые слова
Об авторе
Владимир Александрович КраснощековРоссия
кафедра дизайна и искусства,
доцент
Гагарина ул., д. 4, Тольятти, 445017, Россия
кандидат исторических наук, доцент
ORCID 0000-0003-0275-4490; SPIN 3097-7485
Список литературы
1. Брылов Г.А. Иллюстрация в книге, журнале и газете. Москва ; Ленинград : Огиз-Изогиз, 1931. 85 с.
2. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX вв. Москва : Искусство, 1987. 367 с.
3. Harthan J. The history of the illustrated book : The Western tradition. London : Thames & Hudson, 1981. 288 p.
4. McMurtrie D.C. The Book. The Story of Printing and Bookmaking. London : Bracken books, 1989. 676 p.
5. Blackburn H. The Art of Illustration. W.H. Allen & Company, 1894. 240 p. URL: https://www.gutenberg.org/files/32320/32320-h/32320-h.htm (дата обращения: 15.08.2024).
6. Кристеллер П. История европейской гравюры XV—XVIII века / пер. А.С. Петровского ; ред. пер. и вступ. ст. [с. 5—7] В.Н. Лазарева. [Москва] : Искусство, 1939 (Ленинград). 520 с.
7. Clair C. A history of European printing. London ; New York : Academic Press, 1976. 526 p.
8. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле / под ред. М.В. Доброклонского. Ленинград ; Москва : Искусство, 1939. 208 с.
9. Шульц А.К. Художественные печатные формы. Петроград : Издание автора, 1923. 174 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007986354/ (дата обращения: 15.08.2024).
10. Griffiths A. Prints and printmaking : an introduction to the history and techniques. Berkeley ; Los Angeles : University of California Press, 1996. 160 p.
11. Lambert S. Prints : art and techniques. London : V & A Publications ; New York : Distributed in North America by Harry N. Abrams, Inc., 2001. 95 p.
12. Hind A.M. A history of engraving and etching from the 15-th century to the year 1914 ; 3-d and fully revised edition. New York : Dover Publications, 1963. 514 p.
13. Nevinson J.L. Origin and Early History of the Fashion Plate // United States National Museum Bulletin 250. Contributions from The Museum of History and Technology. Washington, D.C. : Smithsonian Press, 1967. P. 65—92. URL: https://www.gutenberg.org/files/34472/34472-h/34472-h.htm (дата обращения: 15.08.2024).
14. Davis E. Habit de qualité: Seventeenth-Century French Fashion Prints as Sources for Dress History // Dress. 2014. Vol. 40, Issue 2. P. 117—143.
15. Benhamou R. Clothing in the Age of Watteau // Antoine Watteau: Perspectives on the Artist and his Time / ed. M. Sheriff. Newark, DE : University of Delaware, 2006. P. 133—149.
16. Reed S.W., Clark A.L. French prints from the age of the musketeers. Boston : Museum of Fine Arts, 1998. 277 p.
17. Wouk E., Schmidt S.K. (eds.). Prints in Translation, 1450—1750 : Image, Materiality, Space. London ; New York : Routledge, 2017. 252 p.
18. Арутюнян Ю.И. «Некоторые обычаи английских дам» Венцеля Холлара и гравюра «мод и нравов» в XVII веке // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. № 4 (25). С. 150—156.
19. Жабрева А.Э. Русский костюм в западноевропейской гравюре XVI в.: правда и вымысел // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2014. № 5. С. 177—195.
20. The new Hollstein: German engravings, etchings and woodcuts 1400—1700: Heinrich Aldegrever / comp. by U. Mielke; ed. by H. Bevers and C. Wiebel. Rotterdam : Sound & Vision Interactive, 1998. 265 p.
21. Bruyn A. de. Imperii ac sacerdotii ornatus. Diversarum item gentium peculiaris vestitus... URL: https://books.google.ru/books?id=Nf9LAAAAcAAJ (дата обращения: 15.08.2024).
22. Bruyn A. de. Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae gentium habitus, 1581 // BnF. Gallica. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b55001874r/f1.item (дата обращения: 24.08.2024).
23. Illustrations de Diversarum gentium armatura equestris. Ubi fere Europae, Asiae atque Africae equitandi ratio propria ewpresaa est / A. de Bruyn, aut. du texte // BnF. Gallica. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b2000007r/f1.item (дата обращения: 15.08.2024).
24. Weigel H. Habitus Praecipuorum Populorum... Trachtenbuch, Nuremberg, 1577 // University of Cambridge. The Fitzwilliam Museum. Trinity College, Cambridge. URL: https://treasured-possessions.fitzmuseum.cam.ac.uk/discover/costume-book/ (дата обращения: 15.08.2024).
25. Boissard J.J. Habitus variarum orbis gentium = Habitz de nations estrãges = Trachten mancherley Völcker des Erdskreysz, 1581 // The Internet Archive (digital library). URL: https://archive.org/details/gri_33125008666188/page/n5/mode/2up (дата обращения: 15.08.2024).
26. Habitus variarum orbis gentium / Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae Gentium Habitus. 1581 // The Metropolitan Museum of Art. Accession Number: 21.44. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/346232 (дата обращения: 15.08.2024).
27. Vermeer and the Delft school / by W. Liedtke ; with M.C. Plomp and A. Rüger ; contributions by R. Baarsen, M.J. Bok, J. Daniël van Dam, J.D. Draper, E. Hartkamp-Jonxis, and K. Kaldenbach. NY : The Metropolitan Museum of Art ; New Haven : Yale University Press, 2001. 626 p.
28. Widerkehr L. Jacob Matham Goltzij Privignus: Jacob Matham Graveur et Ses Rapports Avec Hendrick Goltzius // Netherlands Yearbook for History of Art. 1991—1992. Vol. 42—43. Issue 1 (Jan 1991). Brill publishes. P. 219—260. URL: https://brill.com/view/journals/nkjo/42-43/1/article-p219_8.xml (дата обращения: 15.08.2024).
29. Прокофьев В.Н. Искусство Франции XVII века // Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. Москва : Советский художник, 1985. С. 20—25.
30. Valabregue A. Abraham Bosse. Paris : Librairie de l’Art, 1892. 116 р. URL: https://archive.org/details/abrahambosse00vala/mode/2up (дата обращения: 15.08.2024).
31. Join-Lambert S., Préaud M. (eds.). Abraham Bosse: savant graveur. Tours, vers 1604—676, Paris (catalogue accompanying concurrent exhibitions). Paris & Tours : Bibliothèque nationale de France : Musée des beaux-arts de Tours, 2004. 335 p.
32. About Wenceslaus Hollar // University of Toronto Libraries. URL: http://link.library.utoronto.ca/hollar/index.cfm (дата обращения: 15.08.2024).
33. Harding R.J.D. Hollar Wenceslaus (1607—1677), etcher // Oxford Dictionary of National Biography. DOI: 10.1093/ref:odnb/13549.
34. Nicholson K. Fashioning Fashionability // Fashion Prints in the Age of Louis XIV: Interpreting the Art of Elegance. Lubbock, TX : Texas Tech University Press, 2014. P. 15—54.
35. Norberg K. Louis XIV: King of Fashion? // Fashion Prints in the Age of Louis XIV: Interpreting the Art of Elegance. Lubbock, TX : Texas Tech University Press, 2014. P. 135—166.
- В статье исследуется костюмная гравюра XVI — начала XVIII века как предтеча модной журнальной иллюстрации, выстраивается хронология знаковых образцов этого жанра.
- Костюмная гравюра XVI — начала XVIII века украшала интерьеры, была источником информации об облике и обычаях народов, а также отражала социально-культурные ценности того времени.
- Данная работа дополняет искусствоведческое знание по истории гравюры, графики, костюма, модной иллюстрации.
Рецензия
Для цитирования:
Краснощеков В.А. Визуализация моды в европейской гравюре XVI — начала XVIII века. Обсерватория культуры. 2024;21(5):502-515. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-502-515
For citation:
Krasnoshchyokov V.A. Visualization of Fashion in European Engravings of the 16th — Early 18th Century. Observatory of Culture. 2024;21(5):502-515. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-502-515