Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Роль черновика в европейском изобразительном искусстве: функциональная эволюция и формальные метаморфозы

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-330-338

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена весьма редкой в искусствознании теме - эволюции черновика как художественного и социокультурного явления от Средних веков до эпохи модерна. Основание и механизмы для эволюции черновика лежали в сфере онтологии культуры и были связаны, в частности, с субъектно-объектными отношениями внутри целостных культурных эпох и творческими методами, которые они порождали. Прослеживается функциональная эволюция черновика, начиная с теоцентрической культуры Средневековья, в которой он существовал в форме универсального образца, был необходим мастеру не только как начальная визуализация творческой идеи, но и для выработки иконографии и канона. В эпоху Возрождения, когда радикальному пересмотру подверглись место и роль человека в мире и из цехового ремесленника и «анонимного украшателя Дома Божьего» творец превратился в гуманиста, аристократа духа и «царя, созерцающего свои владения», черновик индивидуализируется и приобретает функцию инструмента для более глубокого знакомства с окружающим миром, формализуется в виде тщательных натурных зарисовок, т. е. штудий. С наступлением Нового времени, когда автор все более идентифицировал себя как свободный художник, следующий своему видению, черновик, визуализировавший стадии творческого процесса, стал существовать в основном в виде зарисовки, наброска, эскиза и этюда. Специфика функций черновика в эстетико-художественной парадигме модерна состояла в том, что черновик, кроме композиционно-колористических задач, стал выступать инструментом создания того верного (с точки зрения художника) ментального переживания архаики, которое было столь востребовано эстетикой модерна.

Об авторе

Франциска Викторовна Фуртай
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Россия


Список литературы

1. Panofsky E. Gothic Architecture and Scholasticism. New-York : Meridian Books, 1957. 215 р.

2. Evans J. Art in Medieval France. 987-1498. London : Oxford University Press, 1948. 317 p.

3. Woodruff H. The Illustrated Manuscripts of Prudentius // Art Studies. 1929. № 7. 80 p.

4. Scheller R.W. Survey of Medieval Model Books. Haarlem, 1963. 311 p.

5. Ancient Book Illustration. Cambridge (MA), 1959. 319 p.

6. Friedman L.G. Text and Iconography of Joinville’s Credo. Cambridge (MA), 1958. 297 p.

7. Ives S.A., Lehmann-Haupt H. An English 13-th Century Bestiary. New-York : H.P. Kraus, 1942. 401 p.

8. Фуртай Ф. Записки средневекового масона : Альбом Виллара де Оннекура. Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. 248 c.

9. Cassiodori Senatoris Institutionis / ed. R.A. Mynors. Oxford, 1934. 187 p.

10. Fedden R. Crusader Castels. London, 1950. 204 р.

11. Муратова К.М. Мастера французской готики. Москва : Искусство, 1988. 452 с.

12. Théophile prêtre et moine, Essais sur divers arts. Paris, 1843. 287 p.

13. Quicherat J. Notice sur l’Album de Villard de Honnecourt, architecte du XIII siècle: (Avec 3 planches) (Extrait de la Revue archéologique, 6-e année). Paris : A. Leleux, 1849. 66 p.

14. Bonaventura S. Sermones aures subtilis sanctissimu Bonaventura doctoris Seraphici Sacrosancte Ecclesia Cardinalis, opi ex ordine minori Feliciter incipit. Basel, 1502. 692 p.

15. Эшенбах В. фон. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. Москва, 1974. С. 287.

16. Фуртай Ф.В. Искусство как антропология: Автор vs Герой в контексте художественной истории Европы [Электронный ресурс] // IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29-31 октября 2013 г. URL: http://culturalnet.ru/main/congress_person/1302 (дата обращения: 01.03.2015).

17. Leonardo, d. Vinci. I manoscritti di Leonardo da Vinci: Codice sul volo degli uccelli e varie altre materie. Parigi : E. Rouveyre, 1893. 156 p., 3, incl. 1 illus., 47 mounted pl. (facsims.) facsim., diagr.

18. Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / пер. Ц.Г. Нессельштраус. Санкт-Петербург : Азбука, 2000. 704 с.

19. Письма 1907 года [Электронный ресурс] // Валентин Александрович Серов. URL: http://valentinserov.ru/perepiska07/ (дата обращения: 01.03.2015).


Для цитирования:


Фуртай Ф.В. Роль черновика в европейском изобразительном искусстве: функциональная эволюция и формальные метаморфозы. Обсерватория культуры. 2016;13(3):330-338. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-330-338

For citation:


Foortai F.V. Role of the Draft in the European Art: its Functional Evolution and Formal Metamorphoses. Observatory of Culture. 2016;13(3):330-338. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-330-338

Просмотров: 305


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)