Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Традиции прошлого в современном гончарстве Японии

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-232-239

Полный текст:

Реферат

В статье представлены материалы по современному гончарству Японии, собранные автором в 2015 году. Район исследований — префектура Симанэ на западном побережье о. Хонсю. Объектами исследования стали — гончарные мастерские и их продукция. Рассматриваются аспекты социальной организации, техники и технологии гончарного производства, художественно-стилистические особенности керамики и ее роль в повседневной жизни. Установлено, что в сферах организации гончарства и технологического цикла наиболее устойчивы те черты, которые были характерны для керамического производства Японии в XIX — первой половине XX века. Технико-технологические приемы и принципы изготовления керамики, сложившиеся в течение веков, определяют ее внешние особенности и художественное своеобразие. Использование современных технических средств формовки и обжига не меняет общей ориентации гончарства на сохранение традиций. Гончарная продукция Симанэ в большинстве своем представляет стиль ива мия ки, своеобразие которого состоит, главным образом, в особом характере декоративного оформления цветными глазурями. Отдельные мастера работают в других стилях (например, ха ги). В ассортименте гончарных мастерских представлены как традиционные формы, так и изделия европейского типа. В настоящее время наиболее востребованными категориями керамической продукции являются посуда для сервировки стола, в том числе для чайной церемонии, и предметы средового дизайна.

 

 

Об авторе

Ирина Сергеевна Жущиховская
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ДВО РАН)
Россия
ведущий научный сотрудник,доктор исторических наук


Список литературы

1. Ксенофонтова Р.А. Японское традиционное гончарство XIX — первой половины XX в. Москва, 1980. 191 с.

2. Мазурик В.П. Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе (тяною) // Вещь в японской культуре. Москва, 2003. С. 137—168.

3. Cort L.A. Shigaraki, Potters’ Valley. New York, 1980. 423 p.

4. Cort L.A. Seto and Mino Ceramics. Washington, D.C., 1992. 254 p.

5. Егорова А.А. Марки и надписи на японской керамике эпохи Эдо // Кюнеровский сборник: материалы восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований: этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение, 2011—2012. Вып. 7. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2013. C. 58—68.

6. Егорова А.А. Керамика «раку»: японская традиция в интерпретации западных мастеров ХХ века // Обсерватория культуры. 2014. № 6. С. 136—141.

7. Шишкина Г.Б. Художественные музеи Японии // Россия — Япония: на путях взаимопонимания культур. Москва, 2009. С. 105—119.

8. Николаева Н.С. Япония — Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI — начало XX века. Москва, 1996. 400 с.

9. Leach B.H. A Potter in Japan, 1952—1954. Chicago, 2015. 300 p.

10. Leach B.H. Beyond East and West: Memoirs, Portraits, and Essays. New York, 1978. 320 p.

11. Marsh T. The Folk Potters of Mashiko // Ceramics Monthly. 1962. Vol. 10, no. 8. P. 12—15.

12. Munsterberg H. Contemporary Japanese ceramics // Ceramics Monthly. 1965. Vol. 13, no. 1. P. 18—21.

13. Barth С. Bizen // Ceramics Monthly. 1975. Vol. 23, no. 10. P. 27—29.

14. Егорова А.А. Керамика Миягава Кодзан (1842—1916): поиск художественной идентичности в эпоху культурных перемен // Вестник СПбГУКИ. 2014. № 1. С. 153—158.

15. Harris М. Jomon Pottery in Ancient Japan // Pottery in the making. World ceramic traditio ns. London, 1997. P. 20—25.


Для цитирования:


Жущиховская И.С. Традиции прошлого в современном гончарстве Японии. Обсерватория культуры. 2017;14(2):232-239. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-232-239

For citation:


Zhushchikhovskaya I.S. The Traditions of the Past in the Contemporary Pottery of Japan. Observatory of Culture. 2017;14(2):232-239. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-232-239

Просмотров: 221


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)