Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Предостережения и предвидения русских классиков: между абсурдом и трагедией

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-644-652

Полный текст:

Реферат

В статье обобщаются представления о парадоксальной корреляции абсурда как характерного кода русской культуры и трагедии, являющейся не просто жанром, но ментально детерминированным модусом бытия. Русский абсурд определяется на двух основных уровнях: личности творца и механизма создания художественного образа. Психологические, философско-эстетические грани русского абсурда актуализируются применительно к творческому и, что особенно важно в нашем случае, социальному, политическому бытию русских классиков: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.М. Горького, И.С. Тургенева и И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кобылина, А.И. Солженицына. Доказывается, что «русская трагедия» является не просто жанровой характеристикой литературных и театральных произведений, но специфическим, принятым массовым сознанием концептом и способом миропонимания, граничащим с гротеском. В контексте абсурдного и трагического начал русской культуры выстраивается парадигма своего рода «контрреволюционности», которую буквально могли проявлять русские эмигранты-литераторы; отмечены опасения в отношении бунтов и переворотов, эгоистически и нелепо понятого прогресса, которые вылились в систему предвидений и предостережений, представленных в русской классике относительно социальных катаклизмов и ниспровергательства. Автор видит основания для того, чтобы современное, легковерное и подчас агрессивное массовое сознание восприняло импульсы русских классиков.

Об авторе

Татьяна Семеновна Злотникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Татьяна Семеновна Злотникова, кафедра культурологии, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ

Республиканская ул., д. 108, Ярославль, 150000



Список литературы

1. Злотникова Т.С. Русский абсурд: классические истоки и актуальные практики // Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков. Москва : Наука, 2005. С. 442—480.

2. Злотникова Т.С. Абсурд // Культурология. Энциклопедия: в 2 т. Москва : РОССПЭН, 2007. Т. 1. С. 20—23.

3. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы русской драмы : научная монография. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2011. 288 с.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. Москва : Междунар. отношения, 1990. 336 с.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1992. 414 с.

6. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы : Смех как мировоззрение и др. работы. СанктПетербург : Алетейя, 1997. 508 с.

7. Терц А. В тени Гоголя // Собр. соч. : в 2 т. Москва : Старт, 1992. Т. 2. 354 с.

8. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Москва : Прогресс : Универс, 1996. 329 с.

9. Тайна Пушкина: из прозы и публицистики первой эмиграции. Москва : Эллис Лак, 1998. 541 с.

10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений : в 10 т. Москва ; Ленинград : Наука, 1949. Т. 7. 767 с.

11. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. Москва : Гос. изд-во худож. лит., 1957. 184 с.

12. Соболев Ю. "Ревизор" // Спектакли и годы : сборник. Москва : Искусство, 1969. 520 с.

13. Гроссман Л. Трагедия-буфф // Гоголь и Мейерхольд. Москва : Никитинские субботники, 1927. 88 с.

14. Свободин А. Большой круг! // Театр. 1972. № 10. С. 17—28.

15. Вахтангов 091 „…Е.Б. Записки, письма, статьи. Москва ; Ленинград : Искусство, 1939. 403 с.

16. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. Москва : Всерос. театр. о-во, 1967. 354 с.

17. Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. Москва : Всерос. театр. о-во, 1964. 346 с.

18. Солженицын А.И. Размышления над Февральской революцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/fevral.txt (дата обращения: 16.08.2017).


Для цитирования:


Злотникова Т.С. Предостережения и предвидения русских классиков: между абсурдом и трагедией. Обсерватория культуры. 2017;14(6):644-652. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-644-652

For citation:


Zlotnikova T.S. Warnings and Foresights of Russian Classics: Between Absurdity and Tragedy. Observatory of Culture. 2017;14(6):644-652. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-644-652

Просмотров: 184


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)