Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Исполнительское искусство концертмейстера: методологические принципы подготовки пианиста­-ансамблиста

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-686-693

Полный текст:

Реферат

Предметом статьи является выявление базовых методологических принципов деятельности профессионального концертмейстера. Анализируется ряд публикаций, охватывающий рассмотрение данного вопроса в методическом и прикладном ракурсе. Раскрываются основные этапы работы концертмейстера — полноценного артиста ансамбля, что принципиально отличает его от аккомпаниатора, выполняющего функцию гармонического сопровождения солиста (солистов). При таком подходе концертмейстер должен обладать всеми качественными характеристиками музыканта-профессионала, иметь развитый тембровый и фактурный слух, владеть грамотным редактированием нотного текста, уметь моментально ориентироваться во внештатных сценических ситуациях. Важную роль играет способность концертмейстера найти общую концепцию интерпретации сочинения, без которой не представляется возможным формирование цельного художественного образа.

Об авторе

Виталий Валерьевич Калицкий
Российская государственная специализированная академия искусств
Россия

Виталий Валерьевич Калицкий, кафедра инструментального исполнительства, кандидат философских наук, профессор 

Резервный проезд, д. 12, Москва, 121165



Список литературы

1. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. Москва : Музыка, 1971. 94 с.

2. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы : [учеб. пособие] / Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск : НГК, 1985. 86 с.

3. Калицкий В.В. Функциональная дифференциация профессий "концертмейстер" и "аккомпаниатор" // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 4. С. 480— 484.

4. Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача : метод. очерк. Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. 307 с.

5. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства : очерки, статьи, воспоминания. Москва : Музыка, 1965. Вып. 1. С. 35—71.

6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. Москва : Музыка, 1981. 143 с.

7. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретации выдающихся пианистов прошлого и настоящего. Москва : Музыка, 1991. 104 с.

8. Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // Сов. музыка. 1969. № 12. С. 56—60.

9. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Композитор — Санкт-Петербург, 2008. 367 с.

10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. Москва : Музыка, 1988. 234 с.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва : Смысл, 1997. 365 с.

12. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Москва : Сов. композитор, 1988. Кн. 1. 384 с.

13. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. Москва : РАМ им. Гнесиных, 2014. 232 с.

14. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. Москва : Музыка, 1969. 598 с.

15. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке : Худож. возможности. Структура. Функции. Москва : Музыка, 1985. 285 с.


Для цитирования:


Калицкий В.В. Исполнительское искусство концертмейстера: методологические принципы подготовки пианиста­-ансамблиста. Обсерватория культуры. 2017;14(6):686-693. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-686-693

For citation:


Kalitsky V.V. The Performing Art of Concertmaster: The Methodological Principles for Ensemble Pianist Training. Observatory of Culture. 2017;14(6):686-693. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-686-693

Просмотров: 140


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)