Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда ХХ века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709
Реферат
В статье рассматриваются идейно-теоретические и экспериментальные основания творчества одного из наиболее радикальных композиторов американского музыкального авангарда ХХ в. Джона Милтона Кейджа (1912—1992), охватывающего область воплощения идеи свободной музыкальной композиции, где в равном положении оказываются звук и шум, звук и молчание, а также эксперименты Кейджа, повлиявшие на мир танца, изобразительного искусства, театра, оперы, альтернативного рока. Освещаются взаимоотношения Дж. Кейджа с одним из лидеров французского музыкального авангарда П. Булезом, представителями американского авангарда: художником Р. Раушенбергом, хореографом М. Каннингемом и др. Творчество композитора открыло инновационный ключ новых стилистических изменений, проложивших путь современному искусству постмодерна, художественным запросам, возникшим в конце 1960-х гг., когда сама жизнь Дж. Кейджа определялась многочисленной и интенсивной дружбой с художниками авангардного сообщества. Композитор также радикально изменил восприятие музыки. Его музыкальные идеи во многом определили развитие не только новых тенденций в музыке, но и саму культуру послевоенного авангарда, а экспериментальное музыкальное творчество способствовало разрушению барьеров между такими сферами художественного производства, как музыка, живопись, исполнение танца и др., позволяя осуществляться новой междисциплинарной работе между различными видами искусств. Дж. Кейдж стремился рассматривать все виды звуков в качестве потенциально музыкальных, призывая аудиторию к принятию всех звуковых явлений как равноценных. Он осуществил революцию в музыке таким образом, чтобы сталовозможным сочинять и исполнять любую музыку, какую только можно себе представить, и утверждал, что необходимо стремиться к музыке, в которой звуки не просто звучат.
Об авторе
Анатолий Николаевич ЛиповРоссия
Анатолий Николаевич Липов, сектор эстетики, научный сотрудник, кандидат философских наук
Гончарная ул., д. 12, корп. 1, Москва, 109240
Список литературы
1. Hicks M. John Cage’s Studies with Schoenberg // American Music. 1990. Vol. 8, № 2. P. 125—140.
2. Cage J. An Autobiographical Statement // John Cage Writer: Previously Uncollected Pieces / ed. by R. Kostelanetz. New York, 1993. P. 255—267.
3. Cage J. Talking to Hans G. Helms on Music and Politics : annotation for audio recordings. Frankfurt am Main, 1975. Cassette. Mono. P. 90.
4. Sayre H.M. The Object of Performance : The American Avant-Garde Since 1970. Chicago : University of Chicago Press, 1992. 324 р.
5. Hаrris M.E. The Arts at Black Montans Collеge. Cambridg : The MIT Press, 1987. 290 р.
6. John Cage and Roger Reynolds : A Conversation // Musical Quarterly. 1979. Vol. 65, № 4. P. 573— 594.
7. Barthes R. Responsibility Forms : Critical Essays on Music, Art and Representation. Oxford : Basil Blackwell, 1985. 312 p.
8. Rainer Y. A Woman Who... : Essays, Interviews, Scripts. Baltimore : University Press, 1999. 437 p.
9. Adorno T.W. Aesthetic Theory : (Theory and History of Literature). Minneapolis : University of Minnesota Press, 1998. 376 р.
10. Goer L. The Imaginary Museum of Musical Works : An Essay in the Philosophy of Music. Oxford : Oxford University Press, 1994. 324 р.
11. Maffina G.F. Luigi Russolo e l’arte dei rumori. Martano, Torino. 1978. 340 р.
12. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge : Cambridge University Press, 1993. 223 р.
13. Nattiez J. Music and Discourse : Toward a Semiology of Music. Princeton : Princeton University, 1993. 228 р.
14. Петрусева Н.А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. 2011. № 1. C. 18—29.
15. Gresham-Lancaster S. The Aesthetics and History of the Hub : The Effects of Changing Technology on Network Computer Music // Leonardo Music Journal. 1998. Vol. 8. P. 39—40.
16. Nyman M. Experimental Music: Cage and Beyond : (Music in the Twentieth Century). 2nd ed. New York, 1999. 218 р.
17. Cardew C. John Cage: Ghost or Monster? // Leonardo Music Journal. 1998. Vol. 8. P. 3—4.
18. Холопов Ю. Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения : материалы науч. конф. Москва, 2004. С. 79—90.
19. Переверзева М.В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. Москва : Русаки, 2006. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда ХХ века. Обсерватория культуры. 2017;14(6):702-709. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709
For citation:
Lipov A.N. The Composer John Cage’s Experimental Music and the Problems of the American Musical AvantGarde of the 20th Century. Observatory of Culture. 2017;14(6):702-709. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709