Проблемы рецепции литературного текста: в поисках новых образовательных технологий
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-730-735
Реферат
В статье раскрывается авторская позиция различия между классическим и постмодернистским литературоведением с точки зрения культур-философского анализа глубинных художественных смыслов и задач литературных произведений, а также изменения философии литературного образования и практик преподавания. Классическое русское и зарубежное литературоведение характеризуется проникновением в подтекст литературного произведения, а процесс литературной интериоризации связан с авторской позицией по отношению к изображаемым событиям. В постмодернизме происходит переосмысление принципов классического литературоведения, связанное с воздействием быстроменяющегося мира на человека и зависимости восприятия этих изменений от состояния и настроения читателя, его личных проблем. Встает вопрос о соотношении литературы, культуры и окружающего мира, вопрос о художественной экстериоризации — трансформации образов, их анализа и оценки во внешние формы, вне которых нет художественного произведения. Развитие "экранной культуры", вызванная им визуализация образов и распад вербальной доминанты ведут к формированию новых взаимосвязей между словом и визуальным образом, обогащающим восприятие и выявляющим дополнительные оттенки смысла. Их изучение становится предметом нового научного направления —"ощущенческой культурологии", все заметнее влияющего на образовательное пространство. Постижение литературы как образовательного процесса в целом, предполагает коллективное сотрудничество учителя и ученика, а их взаимоотношения между собой и с действительностью определяют тип образования и направление обновления образовательных технологий, включая подготовку преподавателей. Методики обучения должны быть направлены на поиски художественных смыслов с точки зрения их возможностей для гуманизации общества и окружающего мира в целом.
Об авторе
Елена Викторовна ВалееваРоссия
Елена Викторовна Валеева, кафедра русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент
К. Маркса ул., д. 36, Арзамас, Нижегородская обл., 607220Список литературы
1. Фортунатова В.А. Магия классики: Классич. Наследие в прозе писателей ГДР 60—80-х гг. Горький : ВолгоВят. кн. изд-во, 1989. 295 с.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва : Изд-во МГУ, 1972. 576 с.
3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Москва : АСТ, 2002. 506 с.
4. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций : монография. Москва : Гнозис, 2008. 416 с.
5. Фортунатова В.А. Человек в мире культуры : учеб. пособие по культурологии. Нижний Новгород : Издво НГПУ, 1998. 97 с.
6. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. 189 с.
7. Балашова Т.В. Поток сознания // Художественные ориентиры зарубежной литературы 20 века. Москва : ИМЛИ РАН, 2002. С. 158—193.
Рецензия
Для цитирования:
Валеева Е.В. Проблемы рецепции литературного текста: в поисках новых образовательных технологий. Обсерватория культуры. 2017;14(6):730-735. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-730-735
For citation:
Valeeva E.V. The Problems of Literary Text Reception: In Search of New Educational Technologies. Observatory of Culture. 2017;14(6):730-735. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-730-735