Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Византийский» проект Гагарина: от иллюстраций повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-756-763

Полный текст:

Реферат

Князь Г.Г. Гагарин, получивший известность благодаря своим иллюстрациям к повести В.А. Соллогуба «Тарантас», посвятил свою жизнь воплощению содержавшейся в повести идеи «водворения» в России «народного искусства». «Народное искусство» художник нашел в древней Византии, а к осуществлению идеи его «водворения» в России приступил на Кавказе, сначала попытавшись (впрочем, безуспешно) основать там «особенную художественную школу», а затем расписав в византийском стиле тифлисский Сионский собор. Разрабатывая проект росписи, художник отказался от первоначального варианта, найдя его, вероятно, не соответствовавшим «чистым византийским началам», и последовал классической системе декора византийского храма, ориентируясь в то же время на Софию Константинопольскую. В средний регистр росписи алтаря художник поместил композицию «Послание апостолов на проповедь», имевшую особое значение для Грузии, находившейся в окружении языческих народов. В византийском стиле настенных композиций художник стремился соединить «греческую христианскую мысль» с «греческой языческой формой», претворив заимствованную от французских художников романовизантийского направления идею христианизации античного искусства. Свой метод обращения с византийскими образцами художник назвал «свободным подражанием». При росписи Сионского собора он использовал, в частности, миниатюры византийских рукописей. Статья представляет интерес в связи с современной проблемой возрождения в России церковного искусства.

 

Об авторе

Константин Ильич Маслов

Россия
Константин Ильич Маслов, кандидат искусствоведения


Список литературы

1. Соллогуб В.А. Тарантас. Путевые впечатления. СанктПетербург, 1845. 286 с.

2. Белинский В.Г. Библиографическая хроника // Отечественные Записки. 1845. Т. 39, № 4. Отд. 6. С. 19—20.

3. Самарин Ю.Ф. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В.А. Соллогуба // Собр. соч. : в 5 т. Т. 1 : Литература и история. Санкт-Петербург, 2013. С. 62— 84.

4. Круглихина Т.М. Григорий Григорьевич Гагарин : (К портрету творческой личности) // Русское искусство Нового времени. Москва, 1993. С. 146—196.

5. Корнилова А.В. Григорий Гагарин : От романтизма к русско-византийскому стилю. Москва : Искусство, 2001. 256 с.

6. Кадочникова В. Григорий Гагарин — "художник живой и интересный" // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. Санкт-Петербург, 2010. С. 5—31.

7. Капарулина О. Рисунки и акварели Г.Г. Гагарина в собрании Русского музея // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. Санкт-Петербург, 2010. С. 33—43.

8. Маслов К.И. Об "офранцуженном византийстве" князя Г.Г. Гагарина // Искусство христианского мира. Москва, 2003. № 7. С. 323—326.

9. Маслов К.И. Баварский византинизм и его эхо в России // Eicon kai texnh : Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры : Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. Москва : Новый ключ, 2011, Т. 2. С. 206—217.

10. Маслов К.И. Об одном источнике "Византийского проекта" князя Г.Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 6. С. 696—702.

11. Ткемаладзе М., прот. Тифлисский Сионский кафедральный собор. Тифлис, 1904. 160 с.

12. Соллогуб В.А. Возобновление Сионского собора в Тифлисе. Тифлис, 1854. 10 с.

13. Teteriatnikov N.V. Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul : The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute.Washington, 1998. 80 p.

14. Гагарин Г. Церковь Бетания // Кавказ. 1851. № 72. С. 294—295.

15. Г.Г.Г. Воспоминания о Карле Брюллове // Зурна. Закавказский альманах. Тифлис, 1855. C. 85—108.

16. Gagarin G. Caucase pittoresque. Paris, [1847]. LXXX p.

17. Краткая хронологическая таблица в пособие истории Византийского искусства / сост. Г.Г.Г. Тифлис, 1856. [2], X, 87 с.

18. Иосселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. 315 с.

19. Gregoire de Nazianze. Manuscript dedie a l’emperuer Basile I-er le Macedonier (879—883) // Biblioteque national de France. Item Grec. 510.

20. Гагарин Г.Г. Изображения из Святых Евангелий в свободных подражаниях по древнейшим источникам. [Б. м.], [б. г.]. 40 с.

21. Маслов К.И. Афонское иконописание и проект восстановления традиции церковной живописи в России А.Н. Муравьева // Материальная база сферы культуры : К 30-летию Отдела монументальной живописи : Науч.-информ. сб. Москва, 2001. Вып. 3. С. 105—121.

22. Дондуков-Корсаков А.М. Мои воспоминания // Старина и новизна. 1903. Кн. 6. С. 41—207.

23. Дзуцова И. Живописные работы Микиртума Овнатоняна в Тбилисском Сионском соборе в 1-й половине XIX века // II Международный симпозиум по армянскому искусству. Ереван, 1978. 12 с.

24. Демус О. Мозаики византийских храмов : Принципы монументального искусства Византии / пер. с англ. Э.С. Смирновой ; ред. и сост. А.С. Преображенский. Москва : Индрик, 2001. 160 с.

25. Babic G. Les programmes absidaux en Georgie et dans les Balkans entre le XI et le XIII siecle // Atti del Terzzo Simposio internazionale sull arte giorgiana. Bari, 1981. P. 117—136.

26. Аладашвили Н. Композиции алтарной конхи в церквах Сванетии // IV Междунар. симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. 21 c.

27. Привалова Е.Л. Роспись Тимотесубани. Исследование по истории грузинской монументальной живописи. Тбилиси, 1980. 255 с.

28. Didron N. Manuel d’iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845. 483 p.

29. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. Москва : Искусство, 1960. 214 с.

30. Seeliger St. Gaben des Geistes // Lexikon der Christlischen Ikonographie. Rom ; Freiburg, 1970. Bd. 2. S. 72—74.

31. Pigler A. Barockthemen. Budapest, 1954. Bd.1. 543 s.

32. Seibert J. Kindersegnung Jesu // Lexikon der Christlischen Ikonographie. Rom ; Freiburg, 1970. Bd. 2. S. 513—514.

33. Gargiulo R. Collection of the Remarkable Monuments of the National Museum. Naples, 1869. Vol. 1. 60 tav.

34. Menologium graecorum, jussu Basilii imperatoris graece olim editum... / Albani Annibal. Urbinum, 1727. Pars. 1. 223 p.

35. Oeuvres choisies des peintres de l’antiquite. Paris, 1846. 146 p. 36. Стасов В.В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. Санкт-Петербург, 1885. Т. 3, № 4. С. 320—360.


Для цитирования:


Маслов К.И. Византийский» проект Гагарина: от иллюстраций повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе. Обсерватория культуры. 2017;14(6):756-763. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-756-763

For citation:


Maslov K.I. Gagarin’s “Byzantine” Project: From the Illustrations for the Novel “Tarantas” to the Frescoes of the Tiflis Sioni Cathedral. Observatory of Culture. 2017;14(6):756-763. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-756-763

Просмотров: 181


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)