Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ДРАЙВЕР ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187

Полный текст:

Реферат

Современная социология рассматривает культурный капитал как один из существенных факторов культурного потребления. Однако использование этого понятия в эмпирических исследованиях культурологической направленности до сих пор наталкивается на серьезные трудности, связанные с концептуальной неоднозначностью термина и невозможностью измерения культурного капитала методами, традиционно используемыми в социологии культуры и искусства. Рассматриваются методологические проблемы концептуализации понятия «культурный капитал» с точки зрения культурологии как одного из ключевых драйверов, определяющих объемы и характер культурного потребления. Смысловую доминанту статьи составляет обоснование и изложение практического опыта определения количественной меры культурного капитала с использованием современных аналитических методов, которое было осуществлено автором в ходе масштабного конкретно-социологического исследования аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи. В ходе изучения было проверено несколько гипотез о связи меры культурного капитала с индивидуальными особенностями его передачи и накопления, а также о его влиянии на характер и масштабы культурного потребления, в частности, посещаемости учреждений культуры и искусства. Полученные результаты опровергают некоторые устоявшиеся стереотипы о влиянии образования и возраста на потребление искусства и уточняют представления о поведенческих особенностях аудитории художественного музея. Выводы, сделанные по материалам данного исследования, представляются не частным результатом отдельно взятого эмпирического опыта; они вскрывают некоторые общие закономерности культурного потребления и полностью вписываются в широкий контекст мировой практики научных исследований аудитории искусства. Приводимые результаты исследования убедительно показывают потенциал и высокую объясняющую способность культурного капитала как движущего фактора потребления искусства.

Об авторе

Александр Анатольевич Ушкарев
Государственный институт искусствознания
Россия

Ушкарев Александр Анатольевич, кандидат искусствоведения, доцент. старший научный сотрудник

Отдел общей теории искусства и культурной политики 

Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009



Список литературы

1. Ateca-Amestoy V. Determining heterogeneous behavior for theatre attendance. Journal of Cultural Economics. 2008, № 3 (2). P. 127—151.

2. Brida J.G., Meleddu M., Pulina M. Factors Influencing the Intention to Revisit a Cultural Attraction: The Case Study of the Museum of Modern and Contemporary Art in Rovereto // Journal of Cultural Heritage. 2012. Vol. 13, № 2. P. 167—174.

3. Frateschi C., Lazzaro E., Palma Martos L. A Comparative Econometric Analysis of Museum Attendance by Locals and Foreigners: the Case of Padua and Seville // Estudios de Economia Aplicada. 2009. Vol. 27, № 1. P. 175—196.

4. Seaman Bruce A. Attendance and Public Participation in the Performing Arts: A Review of the Empirical Literature / Georgia State University. Andrew Young School of Policy Studies. Research Paper Series. Working Paper, 2005, 06—25 August. 165 p.

5. Ушкарев А. Третьяковская галерея: детерминанты посещаемости // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 558—568. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568.

6. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge : Cambridge University Press, 1977. 256 p.

7. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60—74.

8. Stigle G.J., Becker G.S. De Gustibus Non Est Disputandum // American Economic Review, 1977. № 67 (2). P. 76—90.

9. Большаков Н.В. Измерение культурного капитала: от теории к практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6 (118). С. 3 — 12.

10. Нестик Т. Культурный, социальный и символический капиталы (обзорный материал) [Электронный ресурс] // Альманах «Восток». 2004. № 2 (14). URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_325.htm#_ftn2 (дата обращения: 16.03.2017).

11. Di Maggio P. Cultural Capital and School Success: The Impact of Status Culture Participation on Grades of U.S. High School Students // American Sociological Review. 1982. Vol. 47 (2). P. 189—201.

12. Notten N., Lancee B., van de Werfhorst H.G., Ganzeboom H.B.G. Educational stratification in cultural participation: Cognitive competence or status motivation? // GINI Discussion Paper. 2013. № 77. 46 p.

13. Brida J.G., Dalle-Nogare C., Scuderi R. How Often to a Museum? Motivations matter [Электронный ресурс] // Bozen Economics & Management Paper Series. 2014. № 16. URL: http://pro1.unibz.it/projects/economics/repec/bemps16.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

14. Ушкарев А.А. Аудитория посетителей Государственной Третьяковской галереи: Программа социологического исследования. Москва : Государственный институт искусствознания, 2015. 48 с.

15. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения за рубежом // Культура и искусство. 2017. № 6 (37). С. 63—77.

16. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России // Культура и искусство. 2017. № 7 (38). С. 36—49.

17. Колб Б. Исследование аудитории Лондонского Филармонического Оркестра [Электронный ресурс] // Арт-менеджер : журнал. 2003. № 2(5). URL: http://www.artmanager.ru/articles/howto/157-007.html (дата обращения: 28.11.2016).

18. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии / ред. А.Я. Рубинштейн. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998. 352 с.

19. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес : в 3 т. Т. 1. Рынок культурных услуг: Публика театра 90-х годов / отв. ред. : А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Санкт-Петербург, 2002. 634 с.

20. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт-марафона»: опыт социологического исследования. Москва : Институт экономики РАН, 2014. 80 с.

21. Ушкарев А.А. Современный опыт социологических исследований театральной публики // Культура в фокусе научных исследований. По материалам конференции памяти Б.Ю. Сорочкина : сборник статей. Москва : Государственный институт искусствознания, 2017. С. 63—88.

22. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste / Transl. by R. Nice. Cambridge : Harvard University Press, 1984. 613 p.

23. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 198 с.

24. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. Санкт-Петербург, 2001. 557 с.


Дополнительные файлы

1. Сравнение кривых распределения совокупной аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи по уровню образования и по культурному капиталу
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (113KB)    
Метаданные

Для цитирования:


Ушкарев А.А. КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ДРАЙВЕР ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА. Обсерватория культуры. 2018;15(2):178-187. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187

For citation:


Ushkarev A.A. CULTURAL CAPITAL AS A DRIVER OF ART CONSUMPTION. Observatory of Culture. 2018;15(2):178-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187

Просмотров: 435


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)