Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Аудитория художественного музея: аргументы потребительского выбора

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-444-459

Полный текст:

Реферат

Диверсификация художественного предложения и растущая конкуренция на рынке культурных услуг ведут к тому, что качество художественного продукта (спектакля, концерта, выставочной экспозиции) воспринимается как все более относительное и теряет свое прежнее значение решающего аргумента потребительского выбора. Чем руководствуется человек в своем общении с искусством? Что является детерминантами его потребительского поведения и есть ли в нем закономерности? От того, будут ли найдены ответы на эти и другие вопросы, зависит возможность преодоления коммуникационных барьеров и налаживания конструктивного диалога между культурными институциями и их потенциальной аудиторией. В статье рассматривается культурологический аспект этого взаимодействия — роль мотиваций и индивидуальных предпочтений в потреблении искусства, их влияние на культурную активность человека.

Материалом для статьи послужили результаты масштабного социологического исследования посетителей Государственной Третьяковской галереи, проведенного научным коллективом Государственного института искусствознания. Аудитория музея изучалась не только по традиционно описываемым социологами искусства объективным параметрам, но и по ряду трудноизмеримых содержательных признаков, далеко выходящих за пределы социально-демографических описаний. Исследование позволило приблизиться к пониманию некоторых общих закономерностей потребительского поведения в искусстве, определить характер влияния на культурный выбор потребительских мотиваций и индивидуальных предпочтений. Доказано существование статистически значимой связи этих субъективных поведенческих детерминант с мерой культурного капитала личности. Использование методов математической статистики и эконометрики расширяет традиционные возможности социологии искусства и обеспечивает качественно новый уровень достоверности результатов.

Об авторе

Александр Анатольевич Ушкарев
Государственный институт искусствознания
Россия

Старший научный сотрудник Отдела общей теории искусства и культурной политики
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009, Россия

кандидат искусствоведения, доцент



Список литературы

1. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения за рубежом // Культура и искусство. 2017. № 6. С. 63—77.

2. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России // Культура и искусство. 2017. № 7. С. 36—49.

3. Falk J.H. Understanding Museum Visitors’ Motivations and Learning [Электронный ресурс]. URL: https://slks.dk/fileadmin/user_upload/dokumenter/KS/institutioner/museer/Indsatsomraader/Brugerundersoegelse/Artikler/John_Falk_Understanding_museum_visitors__motivations_and_learning.pdf (дата обращения: 26.06.2018).

4. Scott C., Dodd J., Sandell R. Cultural Value. User Value of Museums and Galleries: A Critical View of the Literature [Электронный ресурс] // University of Leicester, Research Center for Museums and Galleries, 2014. URL: http://www2.le.ac.uk/departments/museumstudies/rcmg/publications/cultural-value-of-museums (дата обращения: 26.06.2018).

5. Gallup Kompas [Электронный ресурс] // Kantar Gallup. URL: http://www.gallup.dk/services/gallup-kompas (дата обращения: 02.02.2018).

6. Motivaction. Research and Strategy [Электронный ресурс]. URL: https://www.motivaction.nl/ (дата обращения: 26.06.2018).

7. Museums: Knowledge, Democracy and Transformation. Copenhagen : Danish Agency for Culture, 2014, 260 p.

8. Jensen J.T., Lundgaard I.B. Knowledge, Democracy and Transformation // Museums: Knowledge, Democracy, Transformation. Copenhagen : Danish Agency for Culture, 2013. P. 8—67.

9. Falk J.H., Dierking L.D. The Museum Experience Revisited. Walnut Creek, CA : Left Coast Press, 2013, 416 p.

10. Jones C. Enhancing Our Understanding of Museum Audiences: Visitor Studies in the Twenty-first Century // Museum & Society. 2015. Vol. 13, № 4. P. 539—544.

11. Solomon M.R., Bamossy G., Askegaard S., Hogg M.K. Mentality-model van Motivaction // Consumentengedrag. Deel 5 : Cultuur en Europese levensstijlen,.Amsterdam : Pearson Benelux, 2013. P. 317—319.

12. Brida J.G., Dalle-Nogare C., Scuderi R. How Often to a Museum? Motivations matter [Электронный ресурс] // Bozen Economics & Management Paper Series. 2014. № 16. URL: http://pro1.unibz.it/projects/economics/repec/bemps16.pdf (дата обращения: 28.06.2018).

13. Brida J.G., Meleddu M., Pulina M. Factors Influencing the Intention to Revisit a Cultural Attraction: The Case Study of the Museum of Modern and Contemporary Art in Rovereto // Journal of Cultural Heritage. 2012. Vol. 13, № 2. P. 167—174.

14. Brida J.G., Disegna M., Scuderi R. The Behaviour of Repeat Visitors to Museums : Review and Empirical Findings // Quality and Quantity : International Journal of Methodology. 2014. Vol. 48, № 5. P. 2817—2840.

15. Frateschi C., Lazzaro E., Palma Martos L. A comparative Econometric Analysis of Museum Attendance by Locals and Foreigners: the Case of Padua and Seville // Estudios de Economia Aplicada, 2009. Vol. 27, № 1. Р. 175—196.

16. Gil S.M., Ritchie J.R.B. Understanding the Museum Image Formation Process — a Comparison between Residents and Tourists // Journal of Travel Research. 2009. № 4. Р. 480—493.

17. Jeong J.-H., Lee K.-H. The Physical Environment in Museums and its Effects on Visitors’ Satisfaction // Building and Environment. 2006. Vol. 41, № 7. P. 963—969.

18. Ушкарев А.А. Культурный капитал как драйвер потребления искусства // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 2. С. 178—187. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187.

19. Ушкарев А.А. Аудитория посетителей Государственной Третьяковской галереи : Программа социологического исследования. Москва : Гос. ин-т искусствознания, 2015. 48 с.

20. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования : пер. с англ. / [вступ. ст. А.К. Соколова]. Москва : Весь мир, 1997. 542 с.

21. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии / отв. ред. А.Я. Рубинштейн. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998. 351 с.

22. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес : в 3 т. Т. 1. Рынок культурных услуг. Публика театра 90-х годов / отв. ред. А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Санкт-Петербург, 2002. 634 с.

23. Культура России, 2000-е годы. Санкт-Петербург : Алетейя, 2012. 863 с.

24. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт-марафона»: опыт социологического исследования. Москва : Ин-т экономики РАН. 2014. 79 с.

25. Ушкарев А.А. Современный опыт социологических исследований театральной публики // Культура в фокусе научных исследований. По материалам конференции памяти Б.Ю. Сорочкина : сборник научных статей. Москва : Гос. ин-т искусствознания, 2017. С. 63—88.

26. Художественные выставки [Электронный ресурс]. URL: https://yunc.org/Художественные_выставки (дата обращения 26.06. 2018).

27. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice.Cambridge : Cambridge University Press, 1977. P. 171—183.

28. Наследов А. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. Москва [и др.] : Питер. 2011. 399 c.

29. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов : учеб. пособие. Москва : Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения РАН, 2005. 432 с.

30. Социологические методы в современной исследовательской практике : сб. статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / отв. ред. и вступ. ст. О.А. Оберемко. Москва : НИУ ВШЭ. 2011. 558 с.

31. Зангиева И.К., Ротмистров А.Н. Сравнительный анализ способов проведения факторного анализа на порядковых переменных // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 29—46.

32. Ушкарев А.А. Третьяковская галерея: детерминанты посещаемости // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 5. С. 558—568. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568.

33. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste / transl. by R. Nice. Cambridge : Harvard University Press, 1984. P. 404—429.

34. Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство : «За» и «против». Москва : Гуманитарий, 2003. С. 431—453.


Для цитирования:


Ушкарев А.А. Аудитория художественного музея: аргументы потребительского выбора. Обсерватория культуры. 2018;15(4):444-459. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-444-459

For citation:


Ushkarev A.A. Art Museum Audience: The Arguments of Consumer Choice. Observatory of Culture. 2018;15(4):444-459. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-4-444-459

Просмотров: 276


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)