Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Интуитивная онтологичность поэтического слова

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-606-617

Полный текст:

Реферат

Объектом исследования стала творческая интуиция, относящаяся к числу мистично-потаенных феноменов бытия личности. Механизм действия интуиции в творческом процессе оказывается до конца не проясненным, что делает его актуальной научной проблемой. Благодаря интуиции в поэтическом произведении показывается реальность возможного, которая со временем может стать действительностью в виде личного бытия-в-мире не только творца, но и читателя. Впервые с позиции интуитивной онтологичности поэтического слова осуществлен анализ небольшого лирического стихотворения Марины Цветаевой «Мама в саду», подаренного ею Лене/Гале Дьяконовой/Гале. Данное стихотворение содержит историю жизни Галы, ставшей женой и музой великих людей — поэта Поля Элюара и художника Сальвадора Дали. Гала, интуитивно выбрав понравившееся цветаевское стихотворение, не оставила никаких записей по поводу текста. Остается загадкой: интерпретировала она его или, уехав из России, постаралась навсегда забыть о нем. Осуществленная интерпретация поэтического текста привела к выводу: в лирическом стихотворении Марины Цветаевой в свернутом виде демонстрируется судьба Галы и ее непростые отношения со своими мужьями — П. Элюаром и С. Дали. Объясняются многие странности женщины в коммуникации с мужчинами спецификой ее бытия-в-мире. В основе существования Галы лежали многочисленные страхи. Следствием их доминирования в жизни стала истерия, превратившая ее в роковую женщину. Если в молодости Гала справлялась с давлением страхов, уменьшая силу их действия, то в старости женщина пребывала в их власти, что сыграло для нее роль деструктивного начала. Несмотря на интуитивность мышления, Гала оказалась сломленной страхами, о чем пророчески поведали задолго до реальных событий поэтические строчки М. Цветаевой.

Об авторе

Елена Людвиговна Яковлева
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
Россия

кафедра философии и социально-политических дисциплин,
заведующая, профессор

Московская ул., д. 42, Казань, Республика Татарстан, 420110, Россия

доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент

ORCID: 0000-0003-1799-0883; SPIN 3784-8642



Список литературы

1. Гадамер Х.-Г. Философия и поэзия // Актуальность прекрасного. Москва : Искусство, 1991. С. 116—146.

2. Бедаш Ю.А. О «скрытом родстве» философии и поэзии у М.Хайдеггера // Вызовы современности и философия. Материалы «круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО / Кыргызско-Российский Славянский университет ; под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004. C. 319—324. URL: http://anthropology.ru/ru/text/bedash-yua/o-skrytom-rodstve-filosofii-i-poezii-u-mhaydeggera (дата обращения 31.10.2019).

3. Декарт Р. Избранные произведения. [Москва] : Госполитиздат, 1950. 712 с.

4. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск : Харвест, 2011. 848 с.

5. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. Санкт-Петербург : Наука, 2011. 901 с.

6. Цветаева М. О литературе и искусстве. Москва : Юрайт, 2019. 310 с.

7. Круглов В.Л. Художественно-поэтические начала культуры как диспозиции личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Philosophia/4_102762.doc.htm (дата обращения: 21.08.2019).

8. Хубулава Г. Феномен поэтической интуиции [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: https://www.proza.ru/2010/09/20/749 (дата обращения: 21.08.2019).

9. Хайдеггер М. Исток художественного творения [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер — философия. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Ist_intro.php (дата обращения: 21.08.2019).

10. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // О русской литературе. Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2005. С. 804—816.

11. Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском // Эстетика словесного творчества. Москва : Искусство, 1986. 444 с.

12. Бергсон А. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1 : Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. Москва : Московский клуб, 1992. 336 с.

13. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира // Психология искусства. Москва : Лабиринт, 2008. С. 341—406.

14. Цветаева А.И. Воспоминания [Электронный ресурс] // Литмир : электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/br/?b=199008&p=1 (дата обращения: 21.08.2019).

15. Цветаева М. Мама в саду [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Мама_в_саду_(Цветаева) (дата обращения: 21.08. 2019).

16. Лотман Ю.М. О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке) // О поэтах и поэзии. Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 1996. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/lot/man/lotman_u_m/o_po/etah/i_poe/zii/o_poetah_i_poezii/32.htm#62 (дата обращения: 21.08.2019).

17. Дали Г. Жизнь, придуманная ею самой. Москва : Яуза-пресс, 2017. 236 с.

18. Хайдеггер М. Экзистенция страха и бытие к смерти // Ж. Делюмо, Ж. Батай. Пустота страха. Москва : Алгоритм, 2019. С. 168—229.

19. Дали С. Моя тайная жизнь. Минск : Поппури, 2017. 640 с.

20. Юханнисон К. История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь. Москва : Новое лит. обозрение, 2012. 320 с.

21. Салманов Е.Ю. Образ «роковой женщины» как проявление истерического симптома // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rokovoy-zhenschiny-kak-proyavlenie-istericheskogo-simptoma (дата обращения: 21.08.2019).

22. Лакан Ж. Образование бессознательного. Семинары : книга 5 (1957/1958). Москва : Гнозис, 2002. 608 с.

23. Потехина Е.А. Женщина-вамп и роковая женщина как культурные модели в американском и российском кинематографе // Парадигма : философско-культурологический альманах. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschina-vamp-i-rokovaya-zhenschina-kak-kulturnye-modeli-v-amerikanskom-i-rossiyskom-kinematografe (дата обращения: 21.08.2019).

24. Декс П. Повседневная жизнь сюрреалистов, 1917—1932. Москва : Молодая гвардия, 2010. 318 с.

25. Мазин В. Введение в Лакана. Москва : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. 201 с.

26. Нюридсани М. Сальвадор Дали. Москва : Молодая гвардия, 2018. 540 с.

27. Дочь Гала — Сесиль Элюар [Электронный ресурс]. URL: https://www.barcelona-excurs.org/cecile-eluard/ (дата обращения: 21.08.2019).

28. Батай Ж. Человек перед страхом смерти и пустоты // Ж. Делюмо, Ж. Батай. Пустота страха. Москва : Алгоритм, 2019. С. 126—167.


Для цитирования:


Яковлева Е.Л. Интуитивная онтологичность поэтического слова. Обсерватория культуры. 2019;16(6):606-617. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-606-617

For citation:


Yakovleva E.L. Intuitive Ontology of Poetic Word. Observatory of Culture. 2019;16(6):606-617. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-606-617

Просмотров: 36


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)