Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-368-378

Полный текст:

Реферат

В музыкальной культуре рубежа XX—XXI вв. активно актуализируются процессы ее трансформации, которые проявляются в применении музыкантами, режиссерами, продюсерами, дизайнерами-визуализаторами цифровых и визуальных технологий. Этапы трансформации современной музыкальной культуры приобрели свою актуальность именно по той причине, что на рубеже XX—XXI вв. обновляется процесс перехода средств массовой коммуникации на новые цифровые технологии реализации и доставки аудиовизуальной информации до современных слушателей. Результатами своей деятельности, а также ее большой популярностью современные специалисты доказывают взаимосвязь творческого замысла создаваемого ими произведения с технико-технологическими средствами его реализации. Так, в музыкальной культуре рубежа XX—XXI вв. особую актуальность и популярность приобретают виртуальные аниме-персонажи и вокалоид-исполнители, деятельность которых активно связана с применением цифровых технологий. В частности, творчество британского музыканта и вокалиста Д. Гаана, аниме-исполнителей — Х. Мику, Кайто, группы K/DA основано на использовании таких элементов цифровизации, как проекция на полупрозрачный экран, расширение одного, зачастую и двух экранов, создание двух- и трехмерной проекции и др. Анимационные технологии, применяемые в процессе создания современных видеоклипов, способствуют реализации широких творческо-экспериментальных возможностей режиссеров, в частности, актуализируется такой прием создания и трансляции концертных выступлений, как виртуальная реальность. Цифровые технологии также позволяют значительно расширить объем диапазона, тембрового арсенала виртуальных исполнителей, удовлетворить разнообразные эстетические вкусы публики.

Об авторах

Регина Робертовна Будагян
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

кафедра музыковедения, дирижирования и аналитической методологии,
доцент

Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 119071, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-4790-1944; SPIN 7051-4646



Марина Леонидовна Зайцева
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

кафедра музыковедения, дирижирования и аналитической методологии,
профессор

Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 119071, Россия

доктор искусствоведения, кандидат философских наук, доцент

ORCID 0000-0001-6255-500X; SPIN 6018-3305



Список литературы

1. Попов Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2011. 157 с.

2. Потемкин С.В. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2007. 190 с.

3. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты : автореф. дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2009. 46 с.

4. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства : автореф. дис. … д-ра философских наук : 09.00.04. Москва, 2010. 45 с.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости : избранные эссе. Москва : Медиум, 1996. 239 с.

6. Дворко Н.И. Интерактивный документальный фильм как феномен цифровой эпохи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 25—27.

7. Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. Санкт-Петербург, 2003. 186 с.

8. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19—24.

9. Сарна А.Я. Видеоклип как детонатор и эстетика после «большого взрыва» // Топос. 2007. Вып. 2 (16). С. 116—128.

10. Советкина Э.В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2005. 26 с.

11. Шепель В.М. Имиджелогия: тенденции и перспективы развития // Сборник материалов I-го Всероссийского научного семинара Лиги профессиональных имиджмейкеров и Института индустрии моды. Москва : Кириллица. 2003. С. 157—158.

12. Петренко Е.В. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов // Преподаватель XXI век. 2015. № 3—1. C. 108—116.

13. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. 256 с.

14. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. Вып. 3 (8). С. 6—10.

15. Прокудин Д.Е. «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 4. С. 83—91.

16. Галкин Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. 2012. Вып. 3 (8). С. 11—16.

17. Сиротина И.Л. Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20, № 6. С. 81—84.

18. Сиротина И.Л., Щекочихина О.Д. Цифровые искусства (Digital arts) как фактор оптимизации профессионального становления дизайнера // Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС : сборник материалов по итогам реализации проекта развития российского креативного образования в области цифрового искусства в рамках программы «Темпус». Москва : МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. С. 233—242.

19. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Тенденции развития музыкального направления classical crossover в творчестве инструментального дуэта «Игудесман и Джу» // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 2 (35). С. 132—138.

20. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Синтез академических и эстрадных приемов рок-скрипачей Джерри Гудмана и Эдди Джобсона // Вестник музыкальной науки. 2019. № 2 (24). С. 158—164.

21. Гук А.А. Эстетические особенности видео как творческо-коммуникативной деятельности : автореф. дис. … д-ра философских наук : 09.00.04. Москва, 2010. 35 с.

22. Будагян Р.Р. Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.02. Саратов, 2018. 212 с.

23. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Джерри Гудман — «Рок-паганини»: утверждение скрипки в качестве полноправного участника рок-ансамблей // Colloquium-journal. 2019. № 17—7 (41). С. 36—37.

24. Вайсфельд И.В. Искусство в движении: Современный процесс: исследования, размышления. Москва : Искусство, 1981. 240 с.

25. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Стилевое разнообразие композиторского творчества Дэвида Гаррета // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург, 2018. С. 101—103.

26. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Влияние массовой культуры на развитие современного исполнительского искусства // Музыка и время. 2019. № 6. С. 23—27.

27. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство // Современные технологии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы. Петрозаводск, 2019. С. 188—200.

28. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Синтез академических и неакадемических традиций исполнительства в современном скрипичном искусстве // Музыка и время. 2019. № 2. С. 21—25.

29. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Традиции и новаторство в творчестве джазовых скрипачей рубежа XX—XXI веков // Новая наука в новом мире: философское, социально-экономическое, культурологическое осмысление : сборник статей II Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2019. С. 177—180.

30. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Фольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 276—295.

31. Все о Мику Хатсуне [Электронный ресурс] // Вокалоид клуб. Новости о Мику Хатсуне и других вокалоидах. URL: https://mikupa.ru/hatsune_miku (дата обращения: 16.04.2020).

32. Как делают концерты вокалоидов или как Мику Хатсуне попадает на сцену [Электронный ресурс] // Вокалоид клуб. Новости о Мику Хатсуне и других вокалоидах. URL: https://mikupa.ru/vocaloid-concert-how-to-do (дата обращения: 16.04.2020).

33. Певица-голограмма: виртуальная поп-звезда Хацунэ Мику покоряет мир. Девочка с голубыми волосами [Электронный ресурс]. URL: https://marieclaire.ua/lifestyle/pevitsa-gologramma-virtualnaya-pop-zvezda-hatsune-miku-pokoryaet-mir/ (дата обращения: 16.04.2020).

34. Кайто-вокалоиды [Электронный ресурс] //All-Vocaloids.ru. О вокалоидах на русском языке. URL: http://all-vocaloids.ru/kajto/ (дата обращения: 16.04.2020).

35. Мику не пригласили участвовать в открытии Олимпийских игр в Токио в следующем году — Интервью с создателем Хацунэ Мику Хироюки Ито [Электронный ресурс] // Вокалоид клуб. Новости о Мику Хатсуне и других вокалоидах. URL: https://mikupa.ru/interview-hiroyuki-itoh (дата обращения: 16.04.2020).


В ситуации реального времени происходит стремительная смена культурных парадигм. Трендом мирового развития становится цифровизация. Насколько успешным является применение цифровых технологий в искусстве? К каким результатам приводит внедрение цифровых технологий в область массового искусства? На примере творчества японских вокалоидов и аниме-исполнителей прослеживается тенденция трансформации эстетических и художественных вкусов современного зрителя. Достигаемый благодаря цифровизации реализм особого качества усиливает катарсическую функцию искусства. Приемы конструирования виртуальной реальности сближают мир искусства и игры. Сохранится ли в искусстве будущего базовая установка на сохранение и развитие ценностно-смысловой составляющей? Станет ли преобладающим в музыкальной видео-технологии творческо-коммуникативный аспект?

Для цитирования:


Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве. Обсерватория культуры. 2020;17(4):368-378. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-368-378

For citation:


Budagyan R.R., Zaytseva M.L. Digital Technologies in the Modern Music Space. Observatory of Culture. 2020;17(4):368-378. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-368-378

Просмотров: 59


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)