Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 1, № 1 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-1-1

КОНТЕКСТ

4-7 371
Реферат
Отмечены ключевые мероприятия IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, посвященного 70-летию ЮНЕСКО: конференции, встречи, вручение премий, круглые столы, выставки, в ходе которых были подведены итоги развития культурной жизни России за 2015 г. в общемировом контексте. Приведен ряд документов, определяющих основные векторы дальнейшего развития сферы культуры. Рассказано о деятельности секции «Литература и чтение», работе интерактивной выставки «Территория культуры». Перечислены лауреаты премии дирекции Санкт-Петербургского международного культурного форума им. А.В. Луначарского.
8-13 367
Реферат
В статье осмысляется метафизическая сущность и значение фотографии и записи (аудио, видео) в призме авторского истолкования понятия хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина. Способы фиксирования, запечатления бытия техническими средствами по своей философской сути являются особыми хронотопными единствами, в которых в архивированном виде сохраняется образ, сущность и значение определенного времени, человеческой личности и жизни. Хронотопный микрокосм фотографии и записи обладает экзистенциальным значением для обращающегося к нему человека, поскольку несет в себе и собой выражает смыслы и ценности прошедшего времени, которые налично не присутствуют в мире, но могут быть актуально пережиты посредством обращения к собственной реальности запечатленного в фотографии образа. Основанием для бытия запечатленного прошедшего времени в окружающем мире служит материальный носитель, имеющий посредническую, инструментальную сущность.
14-23 213
Реферат
С междисциплинарных позиций рассматривается программа построения культурологии, выдвинутая выдающимся химиком и философом В.Ф. Оствальдом. В этом контексте рассматривается развитие математического творчества в системе культуры. Исходя из приведенного анализа, обсуждается, как следовало бы изменить отношение к математике и математическому образованию в России.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

24-30 236
Реферат
Статья посвящена появлению субкультуры slow life и практики slow living в современном западном обществе. Рассматриваются истоки возникновения движения slow movement, его дисциплинарность, этапы развития, идеология, задачи и инструментарий. Адепты субкультуры, основанной на ценностности замедления ритма жизни, ориентируются на созерцательное и вдумчивое времяпрепровождение, считают непродуктивным взятие на себя лишних обязательств и многозадачность, но отрицают какой-либо аскетизм.Культурные и философские основания движения уходят корнями в античные теории и построения, обращаются к тестам Б. Рассела и П. Лафарга. Новая идеология связана и с «обществом переживания» Г. Шульце и с «обществом множественности» П. Вирно. Возникновение жизненной практики slow living стало возможно в мире стабильном, устоявшемся, где пик интенсификации развития был пройден, а ориентация рациональности сместилась с внешней на внутреннюю - на эмоциональную «проживаемость жизни», что позволяет говорить о «новом гедонизме» и тенденции к обновлению потребительских установок. Практические наработки «медленный город», «медленная еда», «медленное телевидение», «медленное образование» и т. п. значительно опережают культурфилософское осмысление феномена.
31-35 235
Реферат
Статья посвящена теме становления имагологии как науки, целью которой является создание объективных образов. Дается характеристика терминов «образ» и «имидж», определены их общие черты и различия. Рассматривается понятие диалога культур через литературную имагологию.
36-43 160
Реферат
Опираясь на эмпирические материалы исследования, проведенного в 2013 г. в Ростовской области, в статье прослежено взаимное влияние реального времени и пространства на медийные время и пространство. Поднята проблема изменения отношения людей к пространству и времени в условиях развития современных медиапрактик. Медиареальность конструирует другое время и другое пространство. В системе сельской жизни этот фактор накладывается на масштабные процессы диффузии городской и сельской культур. Особенности повседневности сельских жителей оказывают влияние на сложившуюся систему медиапотребления, в которой принимается технологическая часть инноваций, но в оценке содержания прослеживается явный приоритет образов прошлого. Доминирование категорий медийной реальности находит отражение в повседневности респондентов, придает особую значимость медийному контенту и влияет на формирование отношения к нему.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

44-52 182
Реферат
В статье представлен структурно-семантический подход к анализу садово-паркового комплекса Версаля с помощью разработанного авторами аксиологического модуля, который позволил выявить смысловую доминанту, обеспечивающую эстетическую целостность объекта. Выявленный в результате исследований ментальный конструкт, визуализированный на уровне первотектональных символов и архетипов, является гармонизирующим началом для всей системы семиотического текста и композиционного построения. Данный подход открывает новые возможности в анализе пространства культуры и проектировании объектов предметно-пространственной среды.
53-61 194
Реферат
В статье анализируются караимские образы в творчестве художника-сентименталиста Бари Эгиза. Его излюбленным жанром являлся портрет, в котором он воплощал образы близких ему людей. Живописные и графические работы Б. Эгиза выполнены в различных техниках (масло, пастель, акварель, карандаш, уголь). Первый караимский портрет родной сестры художника Веры Эгиз был написан в 1905 г., за ним последовали этнографические портреты в период посещения Крыма (1910-1911). Находясь в эмиграции в Турции, Эгиз сделал три работы на караимскую тему. Наиболее плодотворным является период проживания в Литве (1938-1940), когда были созданы высокопрофессиональные картины известных караимских исторических деятелей, в последние годы жизни написано пять портретов караимов.

НАСЛЕДИЕ

62-69 203
Реферат
В статье затрагивается необычный и почти не исследованный аспект творчества мастеров хореографии Серебряного века, связанный с их работой в области изобразительной фиксации танца. Исследуются различные грани изобразительного творчества артистов балета и балетмейстеров, изучаются их эксперименты в различных видах пластических искусств и стилевых направлениях в контексте одной эпохи, в которой жили и творили мастера. Особое внимание обращается на подробные внутренние преобразования изобразительного материала, когда рождающиеся сценические образы на плоскости листа или в скульптурном объеме начинают выполнять разнообразные эмоционально-смысловые функции, оправданные выразительным языком пластических искусств. С помощью различных источников (старинных изданий, архивных фондов, музейных и частных собраний) автору удалось отыскать и собрать вместе редкие сведения о художественном наследии таких мастеров балета, как А.М. Павлова, В.Ф. Нижинский, братья Н.Г. и С.Г. Легаты, П.И. Гончаров, М.М. Фокин и Б.Ф. Нижинская. Анализ живописных, графических и скульптурных работ мастеров позволил выйти на уровень стилистически-пластических обобщений, что является значительным шагом в теоретическом изучении и осмыслении их творческого наследия.
70-77 187
Реферат
Исследуется история несостоявшейся постановки драмы «Павел I» Д.С. Мережковского в государственных театрах в 1917 году. Установлено, что, от уже решенной, казалось бы, постановки отказались по ряду причин, среди которых - крупные затраты на премьеру, продажа автором прав на пьесу другим театрам, а также «бестактность» и «несвоевременность» представления на сцене драмы, изображавшей цареубийство.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

78-87 173
Реферат
Статья посвящена выдающемуся хормейстеру, педагогу и музыкальному деятелю, создателю Академии хорового искусства (АХИ) и Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения В.С. Попову. В ней отражены существенные стороны его художественного мира, исполнительс6кого стиля, концепции вокально-хорового образования. Рассказывается о концертной жизни руководимых им хоровых коллективов. Затронут вопрос специфики вокально-хорового образования как носителя древних сакральных традиций.
88-92 160
Реферат
Автор рассматривает феномен благотворительности с точки зрения этической позиции Л.Н. Толстого на примере общественной и культурной деятельности графини П.С. Уваровой. В статье показано особое отношение графини к благотворительной деятельности, направленной на сохранение русских культурных ценностей, развитие образования, науки и искусства. В качестве доказательной базы в статье используются материалы Государственного архива Владимирской области.

КАФЕДРА

94-99 208
Реферат
В статье рассматривается совокупность социальных функций символа в культуре, роли символического производства в социальной коммуникации, построение общих понятий в языке как символов. Сопоставлена роль религии и искусства с ролью языка и социального поведения как источников символического производства.
100-111 239
Реферат
В статье исследуется взаимосвязь изобретения фотографии и существующих в европейской культуре XIX в. телесных практик. Фотография рассматривается как средство самопознания: различные фотографические жанры способствовали выстраиванию тех или иных отношений зрителя с собственным телом. Сущность фотографии как медиа отражала противоречивые процессы в культуре, где она представала универсальным инструментом для изучения мира материи и мира духа.

ORBIS LITTERARUM

112-121 180
Реферат
В статье рассматривается деятельность архимандрита Леонида (Кавелина), известного церковного ученого, внесшего большой вклад в развитие книжной культуры. Тема статьи связана с паломничеством царствующих особ на Святую землю, с историей Русской духовной миссии в Иерусалиме, которые вызывают интерес у современных исследователей. Впервые публикуется документ, в котором описывается паломничество великого князя Константина Николаевича на Святую землю, выявленный при изучении архива архимандрита Леонида (Кавелина), хранящегося в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

122-127 196
Реферат
В теоретической статье анализируются условия работы режиссуры в постсоветском театре, в эпоху формирования рыночной экономики и общества потребления. Отмечается общее снижение статуса художника в культурном пространстве по сравнению с поколениями эпохи модерна. Рассматриваются новые методы приспособления к рынку, публике, поиск популярности, иных подходов к общественным связям. Делается вывод о значительном изменении не только статуса, но и творческой психологии режиссуры эпохи постмодерна.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)