Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 19, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-2

КОНТЕКСТ 

116-127 217
Реферат

Исследуется проявление национальных и наднациональных культурных особенностей в управленческой деятельности. Выявлены тенденции изменения основополагающих принципов методологий управления во времени и в зависимости от культуры экономической среды. Цель настоящей работы — определение характера временной эволюции методологий управления, обусловленной господствующей культурной парадигмой. Особенности культурных кодов рассматриваются как определяющие для выбора экономических моделей поведения. Выделены две принципиально различающиеся парадигмы — восточная и западная. Рассмотрены примеры развития теории и практики управления в регионах, имеющих культурные отличия, которые не позволяют отнести их к одной из этих двух парадигм. В качестве ключевого фактора влияния на выбор типа управления рассматривается корпоративная культура и общая поведенческая культура на производстве. Примененный метод исследования предполагает выделение ключевых характеристик методологий управления, соотнесение этих методологий в части их разработки и использования с особенностями национальных культур, построение хронологической последовательности их внедрения с учетом преобладания определенных национальных и наднациональных культурных кодов. Проанализированы процессы формирования восточных и западных моделей управления в рамках соответствующих культурно-исторических контекстов. Отдельно рассмотрена специфика формирования управленческой культуры в России. В результате проведенной систематизации выявлено преобладание сценария перехода управленческих концепций на наднациональный уровень. Вследствие глобализационных процессов модели управления и управленческие методологии подавляют национальные культурные коды, формируя доминирующий наднациональный культурный код управления. Анализ эволюции методологий управления показывает, что направленность эволюции характеризуется сближением восточных и западных управленческих парадигм, стремлением к созданию унифицированных моделей, хорошо поддающихся цифровизации.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

128-137 231
Реферат

Статья посвящена осмыслению феномена городской идентичности, в частности ее знаково-символического уровня. Под городской идентичностью в контексте настоящего исследования мы понимаем совокупность аутентичных, присущих конкретному городу черт и характеристик, выполняющих атрибутивную функцию, позволяющих дифференцировать его из числа других городов; процесс и результат идентификации человека с городом, основанной на принятии его самобытности, эмоциональном вхождении в пространство его предметной и знаково-символической среды. Знаково-символический уровень городской идентичности предполагает личностное освоение семиотической среды города, включение ее в пространство событийного и эмоционального опыта его жителей, превращение объектов знаково-символического пространства города в совокупность «мест памяти».

Автором статьи было проведено культурологическое исследование городской идентичности жителей индустриальных городов Южного Урала (метод полуформализованного интервью; массив респондентов — 270 человек), в том числе и ее знаково-символической компоненты. Ее специфическими чертами выступают культуроцентричность (преобладание рукотворных знаково-символических объектов над природными и смешанными); коммеморативность (доминирование мемориальных объектов — мемориальная скульптура и скульптурные композиции, музеи, этнопарки, историческая застройка, иные памятники историко-культурного наследия — над объектами других типов); ретроориентированность (преобладание объектов, темпорально ассоциированных с прошлым, главным образом с советским периодом); однообразие (ограниченный диапазон объектов, выбираемых жителями одного города); синкретичность (тождественность объектов, ориентированных на различные аудитории); коллективизм (тотальное преобладание объектов — знаков групповой идентичности); центрированность (центростремительная локализация объектов, их расположение преимущественно в центре города). Результаты проведенного исследования позволяют со значительной долей уверенности говорить о весьма рельефно проявленных особенностях восприятия жителями городов Южного Урала собственной малой Родины, о проблемных и сильных сторонах сложившейся городской идентичности, векторах ее коррекции и совершенствования.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

138-151 427
Реферат

Отвлечение населения от пьянства и в целом от девиантных форм проведения свободного времени было не только актуальной социокультурной проблемой, но и важной государственной и общественной задачей в Российской империи во второй половине XIX — начале XX века. Одним из способов ее решения в русской армии стало создание в воинских частях и подразделениях солдатских театров. В статье на основе широкого круга дореволюционных источников впервые представлена история их создания и развития. Выявлены главные предназначения солдатского театра в русской армии: 1) отвлекать от пьянства и других форм девиантного поведения; 2) способствовать нравственному воспитанию нижних чинов; 3) предоставлять им альтернативный вариант досуга — приятного и полезного. В статье приводятся основные результаты изучения каталогов книг солдатских библиотек на предмет выявления в них специальных отделов, посвященных театральным изданиям, которые позволяют реконструировать потенциальный, а проанализированные полковые истории — реальный репертуар солдатского театра. Выявлена роль офицеров в его устройстве и функционировании. Представлен опыт организации театров для нижних чинов в германской армии этого же периода, целенаправленно изученный официальными российскими агентами для применения в русской армии. Проведенное исследование позволило уточнить задачи создания солдатских театров, их репертуар и особенности функционирования. Выявленный положительный опыт проведения полезного и приятного досуга в форме устройства солдатских театров может быть полезен и сегодня при организации свободного времени как военнослужащих российской армии, так и гражданского населения страны.

152-160 239
Реферат

Обсуждается вопрос о понимании природы одиночества и его отражении в искусстве, в том числе затронуты отдельные аспекты одиночества в цифровую эпоху. Отмечается, что данная тематика практически не затронута в искусствоведении, в том числе не представлена в исследованиях, посвященных уличному искусству, что определяет актуальность данной статьи. Подчеркивается, что в искусстве одиночество — фильтр, через который художник учится видеть мир, трансформирует свой опыт в образы и вступает в диалог со зрителем. Отражение проблемы одиночества в современном искусстве рассматривается на материале творчества французского уличного художника JR (он не называет свое полное имя), в частности его видеоинсталляции «Хроники Сан-Франциско». В основе большинства творческих проектов JR — ориентация на преодоление одиночества и изоляции: социальной, гендерной, расовой, возрастной, культурной и т. п. Объясняется выбор видеоинсталляции как наиболее оптимального средства для коммуникации художника и зрителя. Отмечается техническая и технологическая инновационность видеоинсталляции JR «Хроники Сан-Франциско»: раскрытие художником нескольких пластов проблемы социальной изоляции и одиночества; уравнивание объектов одинаковым цветом и световой экспозицией; дополнение видеоизображения «нерассказанными историями» натурщиков с помощью приложения для мобильных телефонов; создание общей динамики композиции расположения 1206 фигур и фона за счет визуализации разных видов и пластов одиночества. Результаты исследования будут полезны искусствоведам и студентам, изучающим современное искусство и стрит-арт.

НАСЛЕДИЕ 

  • Большая часть выставок, проводимых в Павловском дворце-музее и парке в 1950-е гг., не соответствовала профилю музея.
  • Проведен тематический анализ всех выставок с многочисленными примерами.
  • Музейное содержание выставок стало проявляться по мере восстановления залов Павловского дворца.
  • Музейные выставки привлекали внимание посетителей к Павловску как к историческому пространству.
162-171 173
Реферат

В период активного послевоенного восстановления пригородных дворцово-парковых ансамблей Ленинграда при отсутствии постоянных экспозиций выставка стала одним из немногих способов музейной коммуникации. В центре внимания автора статьи находятся выставки Павловского дворца-музея и парка в 1950-е гг. (ныне — Государственный музей-заповедник (ГМЗ) «Павловск»). В качестве исследовательской базы были использованы статьи из газеты «Вперед», выпускавшейся в г. Пушкине, неопубликованные материалы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): отчеты и планы дирекции, программы праздничных мероприятий, протоколы совещаний сотрудников научного отдела, финансовые отчеты 1950-х гг. и др.

На примере Павловска раскрывается суть выставки как типичного явления для музейного комплекса, а также для парка-культуры и отдыха, позволявшего формировать гражданское сознание, проводить в жизнь государственную культурную политику. Выставка помогала решать комплекс политико-образовательных, личностно-развивающих, воспитательных, досуговых и культурно-просветительных задач, стоявших перед советскими учреждениями культуры.

Проведен сравнительный количественный анализ общего числа выставок по годам. На основе содержания выставок разработана универсальная тематическая классификация. Показана связь раскрываемых тем и количества выставок с культурной и политической ситуацией в стране в указанный период. Определена организационная специфика процесса, в рамках которой выявлены основные площадки, время и формы проведения выставок.

Сделан вывод о том, что большинство выставок не соответствовало музейной сути, но туристическим спросом пользовались именно те, которые относились непосредственно к истории музея и его коллекциям. Часть выставок музейного профиля со временем определила содержание будущих постоянных экспозиций ГМЗ «Павловск». Появление и рост таких выставок освещались в средствах массовой информации и способствовали активизации посетительского интереса к Павловску как музею и развитию культурного туризма в первую очередь на местном и региональном уровне.

  • Первые киноплакаты представляли кинематограф не как искусство, а как изобретение.
  • Наличие красочного плаката к фильму служило дополнительной рекламой.
  • Порой киноплакат служит чуть ли не единственным источником информации об утраченном фильме.
  • Некоторые киноафиши 1917 г. можно перепутать с политическими плакатами.
172-181 179
Реферат

Одной из крупнейших коллекций отечественного плаката обладает Российская государственная библиотека. Киноплакат до национализации кинематографа в 1919 г. представлен в ней более чем в 250 листах. В основном он рекламирует отечественное кино, более трети листов — зарубежное, 25 листов — документальный кинематограф и кинохроника российского филиала французской фирмы «Братья Пате».

В последнее время наблюдается рост интереса исследователей к этому периоду. Осуществляется активная популяризация фондов путем проведения выставок и издания каталогов крупнейших коллекций, данное явление подробно рассмотрено в начале статьи.

Равно как и кинематограф, киноплакат представляет собой синтетическое произведение. Это предмет графического искусства, который является коммерческой рекламой другого вида искусства. Цель данного исследования — изучение киноплаката как исторического источника, который может нам рассказать о многом: о характерных социальных тенденциях, о кинопроизводстве как процессе и о самих фильмах, о направлениях в изобразительном искусстве, о рекламе этого периода в целом и о самом себе как новом виде рекламы в частности.

В статье показана история развития киноплаката как продукта коммерческой рекламы и его последующее формирование в отдельный вид зрелищного плаката. Проанализирован его потенциал в качестве источника по истории кино. В завершение киноплакат представлен как отражение эпохи и общества, которое реагирует на кардинальные изменения в стране.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

Что знал о музыке публицист и драматург В.И. Немирович-Данченко накануне основания Московского Художественного театра?

Каков его путь от максимы «не люблю много музыки в драме» до зрелой режиссерской практики?

Что обозначают оперные арии и романсы в устах персонажей молодого Немировича-Данченко?

Почему и для чего в повестях и романах писателя музицируют на инструментах?

Что нового сообщала о мировоззрении музыкальной богемы драма «В мечтах» 1901 года?

182-192 138
Реферат

Статья посвящена вопросу о взаимосвязи литературного творчества Вл.И. Немировича-Данченко, предшествовавшего открытию Московского Художественного театра (МХТ), и его режиссерской деятельности. Публицистика, беллетристика и драматургия составили для него единство, оказавшее серьезное влияние на педагогическую и постановочную практику. Основные проблемы, связанные с темой работы, неоднократно поднимались исследователями театра и литературы, но до сих пор не попадали в поле зрения музыковедов, что и определило основной параметр новизны исследования. Целью в этом контексте стало точечное выявление собственно-музыкальных текстовых деталей, а основная методология опиралась на интерпретацию высказываний и их сопоставление с фактологией истории театра. В статье сделана попытка обзора «излюбленного репертуара» Вл.И. Немировича-Данченко-писателя — музыкальных произведений, упоминаемых в его повестях, романах и пьесах, а также обозначены «проекции» подобных симпатий на оформление спектаклей. Выявлены принципиальные различия в отношении Вл.И. Немировича-Данченко к вокальной и инструментальной музыке, особая роль оперы в его мировосприятии. Отмечена тенденция придания звуковым компонентам особого смыслового и нравственно-этического значения, а также открытая в драмах конца 1890-х гг. возможность максимального избегания шумовых элементов ради рельефного выявления слова. В конце статьи предпринята попытка обоснования с музыкальных позиций неуспеха драмы «В мечтах» при первой и единственной ее постановке в МХТ (1901). Заключение содержит ряд выводов, характеризующих музыкальность Вл.И. Немировича-Данченко в 1898 г., на момент открытия своего театра. Частично освещены не затронутые выше этапы эволюции, приведшей режиссера на рубеже 1910—1920-х гг. к опытам в жанре трагедии, основанию собственной оперной студии и пересмотру литературных позиций, сохранивших актуальность на последние десятилетия жизни и творчества.

193-200 181
Реферат

Статья представляет собой специальное исследование историко-теоретического характера, посвященное сценической поэтике спектакля М.А. Захарова «Мистификация» (1999) Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», далее — Ленком), т. е. изучению захаровской постановки с целью выяснения, какими приемами и методами она была осуществлена. Предметом исследования выступают составляющие режиссерской методологии М.А. Захарова: сюжет и способы его строения; декорационное оформление сценической площадки и возможности его трансформации; эпизодная структура действия, аттракционы, вставные номера; жанровая природа постановки и др. В задачу исследования, помимо реконструкции и анализа ленкомовской постановки с точки зрения примененной режиссерской техники, входит и определение места и роли спектакля среди захаровских постановок, изучающих особенности российского менталитета средствами театра. Источниками исследования стали высказывания режиссера, рецензии на спектакль, иконография и личные впечатления от просмотра телеверсии спектакля. Методология исследования опирается на классические принципы и подходы к реконструкции и анализу спектакля ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, а также на метод контекстуального анализа. Лидеру Ленкома удалось создать компактную, динамичную и зрелищную сценическую фантазию на темы гоголевских текстов, цель которой — осмысление российской жизни на стыке столетий, а режиссерский сюжет — изучение особенностей российского менталитета как фактора, определяющего прошлое и будущее России. «Мистификация» вместе с постановками «Варвар и еретик» (1997) и «Шут Балакирев» (2001) составили сценическую трилогию, где подводились невеселые итоги 1990-х гг. и где был вполне внятно выражен своеобразный метасюжет захаровских постановок начала XXI в. — обусловленность судеб России специфическими качествами национального менталитета.

ORBIS LITTERARUM 

  • Поиски идентичности — процесс творческий. Ответы на вопросы: «кто я?» и «кто мы?» — рано или поздно находят все, трактуя проблему идентичности на основе своего жизненного опыта.
  • Сложности самоидентификации связаны с множественностью определяющих ее критериев (пол, возраст, раса, этнос, место рождения и проживания, профессия и др.). Какой из них считать основным или все важны? С особым изяществом на данный вопрос отвечает афро-британская писательница Бернадин Эваристо, автор книги «Девушка. Женщина. Иная» (2021).
  • На протяжении веков жизнь африканцев (и африканок) в Великобритании складывалась по-разному. Их эго-истории являются частью истории Большого Лондона. Многие из них самореализовались принимая участие в общественных движениях (от феминизма до афрополитизма) и, конечно, в литературе, науке, искусстве.
202-211 179
Реферат

Статья посвящена творчеству одной из самых известных современных афро-британских писательниц — Бернадин Эваристо. В 2021 г. на русском языке вышла в свет ее книга «Девушка, женщина, иная», ранее (в 2019 г.) удостоенная Букеровской премии. В центре внимания авторов статьи проблемы, которые, прежде всего, волнуют саму писательницу. В их числе феминизм и гендерное равноправие, профессиональная мотивация и текстура успеха, кризис и поиски идентичности, инаковость и инакомыслие, кросс-культурный диалог и существование на грани традиций, а также тема Дома (с большой буквы), в рамках которого в идеале (и не только) вполне возможно сосуществование представителей разных рас, этносов и культур.

Б. Эваристо пробовала себя как актриса, сценарист, режиссер, радио- и телеведущая. Приобретенный опыт нашел отражение в ее произведениях. Их жанровую принадлежность определить сложно. Роман «Девушка, женщина, иная» стал своего рода антологией женского опыта. Зарубежная критика определяет его как фьюжн-прозу (сочетание несочетаемого). В нем присутствует достоверность нон-фикшн и магия волшебства, ненавязчивые нотки материнских наставлений и завораживающие ритмы поэзии блюза. Автор избегает прописных букв в тексте, в книге нет ни главных, ни второстепенных героев. Своим героиням (их 12 — по числу христианских апостолов) автор дарует возможность узнать себя, расширить горизонты собственной идентичности. Вместе с ними — своими посланницами — она пытается постичь смысл собственного существования как женщины, как личности, как иной.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

212-219 192
Реферат

Для России второй половины XIX — начала XX в. характерны процессы трансформации культуры в целом, а также на локальном уровне. Рост городского территориального самосознания определил формирование городских сообществ, считавших своим долгом показать значимость своего города в ряду других, привлечь к нему внимание. В пореформенный период Саратов становится одним из немногих провинциальных городов, в котором появляется архивная комиссия, представители которой занимаются собиранием и изучением прошлого города.

В настоящей статье на материалах региональных источников (исторические и краеведческие очерки, путеводители и труды Саратовской ученой архивной комиссии) деятельность последней впервые рассматривается в двух планах: с одной стороны, как репрезентация уже существующих, сложившихся образов города, а с другой — как источник формирования новых.

В задачи настоящего исследования входит ответить на вопрос, что представляло собой краеведческое городское сообщество Саратова в рассматриваемый период, и проанализировать, как его деятельность повлияла на формирование образов города. Установлено, что создаваемые тексты были направлены на развенчание существующих мифов о городе как о «глуши», «деревне». Анализ сословной принадлежности и профессионального состава членов Саратовской ученой архивной комиссии свидетельствует о демократизации процесса формирования образов города, создающихся не только в пространстве дворянской культуры, а в широком городском пространстве. Во второй половине XIX — начале XX в. социальная стратификация провинциального общества претерпевает изменения, что приводит к обособленности социальных групп с различием в сословии, образовании, профессии, образе жизни и системе ценностей.

Информация для авторов и рецензентов 



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)