Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 21, № 6 (2024)
Скачать выпуск PDF | PDF-COVER
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-6

КОНТЕКСТ

564-574 194
Реферат

В год 300-летия со дня рождения И. Канта авторы статьи обращаются к некоторым базовым положениям философской антропологии немецкого мыслителя. Это связано с социальным запросом на выработку непротиворечивой государственной культурной политики в России, ориентированной, с одной стороны, на создание условий для самоопределения индивида, реализации его творческой свободы, с другой — на укрепление социальной солидарности и актуализацию консолидирующего потенциала культурного ядра российской культуры. Анализируется с точки зрения современной культурной ситуации идея человека как отправной и конечной «точки» целеполагания индивидуального и социального действия; актуализируется трактовка свободы и ее границ, социальной природы «Я-концепции» И. Канта.

Изучая возможности адаптации кантовского метода и его антропологических установок к современному дискурсу государственной культурной политики, авторы акцентируют внимание на понятийной строгости его философии. Терминологическая определенность является важной задачей не только научного дискурса, она не менее важна при разработке официальных государственных документов. Изменения, происходящие в современной культуре, требуют «настройки» понятийного инструментария и создания объяснительных моделей, адекватных наблюдаемым культурным изменениям. Прагматический смысл уточнения научной терминологии на уровне официального дискурса государственной культурной политики заключается, в частности, в возможности учесть и дифференцировать два важных вектора самоопределения и самореализации человека в современной культуре. С одной стороны, это процесс формирования общегражданской идентичности, основанной на конвенциональных культурных ценностях, с другой — постоянно умножающиеся практики самопрезентации индивида, различные формы симуляции идентичности, ее имитации и мистификации.

 
575 91
Реферат

Информационное сообщение

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

  • Рассмотрение деятельности библиотек в научно-просветительских коммуникациях с позиций межкультурного взаимодействия (наука-общество) расширяет исследовательские рамки и дает возможность получения оригинальных выводов.
  • Благодаря библиотеке — хранителю и распространителю книжной культуры, книга как средство коммуникации была более доступной для всех сословий и социальных групп в разные исторические периоды.
  • Цифровая культура открыла пред библиотеками новые возможности для посреднической деятельности в межкультурных коммуникациях.
  • Современная библиотека находит свою нишу в трансляции необходимых для широкой аудитории научных знаний через социальные медиа.
  • Коммуникативное пространство библиотеки становится местом пересечения культуры науки с культурой повседневности.
576-587 146
Реферат

Цель статьи — с позиций межкультурного взаимодействия описать объективную ситуацию, складывающуюся в сфере научно-просветительских коммуникаций библиотек через социальные медиа на примере деятельности конкретной библиотеки. Основываясь на том, что коммуницирующими сторонами в этих процессах являются ученые — носители научной культуры — и широкая общественность, представляющая культуру повседневности, осуществлен подход, при котором научно-просветительские коммуникации библиотек рассматриваются как посредническое участие в межкультурном взаимодействии. Показан аналитический срез работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в области популяризации науки через публикацию соответствующего контента в социальных медиа. Сбор данных проводился с использованием системы мониторинга и анализа Brand Analytics в период с 28 июля по 10 августа 2023 года. Было выявлено 28 упоминаний ГПНТБ СО РАН в постах, связанных с популяризацией науки, от 12 авторов, с индексом вовлеченности аудитории, равным 211. Освещены вопросы вовлеченности аудитории, качества контента и его уникальности, обусловленной территориальным аспектом — сибирская наука. Отмечено, что по сравнению с крупными молодежно-развлекательными проектами библиотека испытывает сложности с привлечением широкой аудитории к своему контенту, классическо-академический стиль которого менее привлекателен для пользователей, на что указывают соответствующие метрики, в частности число просмотров. Сосредоточенность на сибирской науке также может являться ограничивающим фактором массового спроса на научно-популярный медиаконтент ГПНТБ СО РАН, но вместе с этим придает уникальность выбранной ею нише в популяризации науки и создает дополнительные возможности для развития этого направления деятельности. Незначительное число позитивных сообщений (7,1%) и их низкий потенциальный охват (не более 1 тыс. пользователей), а также отсутствие активного участия и диалога со стороны пользователей (нет ответных сообщений и комментариев к постам) требуют от библиотек активизации привлечения и удержания целевой аудитории. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о важности работы библиотеки как института культуры, ориентированного на развитие общества знания. Сфера деятельности библиотек, помимо сохранения и распространения информации, должна дополняться работой по популяризации научного знания, особенно в условиях расширения коммуникационных возможностей библиотек и разнообразия контента.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

  • Изучение и сохранение фотографического наследия в российских музеях, библиотеках и архивах в настоящее время требует привлечения широкого круга специалистов и новых современных методов исследования.
  • В статье рассматривается накопленный за последние три десятилетия опыт атрибуции произведений ранней русской фотографии и акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода в работе с памятниками, показываются противоречия между письменными источниками и результатами научной экспертизы.
  • Предметом исследования автора стали дагеротипы — фотографические инкунабулы со своей уникальной историей, технологическими особенностями и особой эстетикой, что позволило на их примере рассмотреть целый ряд вопросов, затрагивающих атрибуционные методики.
588-597 129
Реферат

Последние три десятилетия отмечены всплеском интереса к фотографии XIX в., что сделало ее полноправным участником художественного рынка и, что более важно, предметом исследовательской деятельности широкого круга специалистов: культурологов, философов, историков искусства, реставраторов, химиков и физиков. Ставя перед собой разные цели и используя научный инструментарий своей области знания, они способствуют пониманию и сохранению фотографии как одной из ключевых составляющих исторической памяти человечества. К настоящему времени российскими учеными введено в научный оборот значительное число новых произведений ранней фотографии. Пристальный интерес к дагеротипам со стороны коллекционеров, повлекший за собой повышение цен на антикварном рынке, был во многом обусловлен целым рядом научных изысканий, нашедших выражение в публикациях и организации выставок.

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам исследовательской практики, сопряженной с изучением, атрибуцией и консервацией фотографии как материального объекта. Эти процессы входят в первостепенные задачи специалистов, работающих с разными по историко-культурной значимости массивами фотоматериалов в музеях, архивах и библиотеках. Отмечается важность выработки и апробации новых методик изучения памятников в рамках формирования отечественного опыта изучения фотографии.

Впервые затрагивается вопрос о достоверности подхода, в силу которого письменные свидетельства выступают в качестве главных источников при атрибуции памятника: нередко используемые как отправная точка экспертизы, они в дальнейшем (при комплексном изучении) могут вступать в противоречие с данными других научных методов. В результате исследования выявлены противоречия между письменными историческими свидетельствами (текстовой информацией) и данными комплексного научного анализа ранней русской фотографии; предложена комплексная методика ее атрибуции музейными специалистами.

  • Связь фотографии с графическим дизайном как особая область истории фотографии и истории дизайна.
  • Фотография шаг за шагом занимает убедительную позицию в мире графического дизайна, адаптируясь под художественные и технические задачи: быть документом, быть иллюстрацией, подвергаться тиражированию, взаимодействовать с текстом, быть коммерческой или быть авангардной.
  • В хронологии десятилетие за десятилетием с 1890-х по 1960-й год рассматриваем принципы работы с фотографией в графическом дизайне: ключевые приёмы, техники и авторы.
598-613 230
Реферат

В статье представлена история графического дизайна сквозь оптику одного из своих инструментов — фотографию. Данный подход дает возможность говорить об особенной ветви эволюции фотографии, а именно о фотографии в дизайне. Находясь на территории дизайна в прикладной роли, фотография представляет невероятно красивые образцы идей и визуальной коммуникации. Являясь для дизайнера инструментом наравне со шрифтом, цветом и композицией, в каждом рассматриваемом периоде фотография привносит в дизайн что-то уникальное. Она гибко встраивается в тренды, откликается на визуальные запросы исторического момента, завоевывает любовь зрителя, удобна и практична для профессионалов, легко сопрягается с промышленными технологиями.

Статья структурирована по десятилетиям (с 1890-х по 1960-й г.). Смена творческих поколений, водоворот исторических событий XX в., а также широкие границы дизайн-сообщества, оказавшего влияние на развитие фотографии в дизайне (Европа, США, Россия), делают данную периодизацию приемлемой для того, чтобы обнаружить ее ключевые свойства и описать их. Поиск уникальных проявлений возможностей фотографии на каждом историческом этапе стал целью данной работы.

Статья охватывает период становления аналоговой фотографии. В 1890 г. уже можно говорить о раннем влиянии фотографии на объекты графического дизайна, а изобретение цифровой фотографии приходится на 1960-е годы. Определены ключевые характеристики каждого десятилетия и выявлена эволюция инструментов работы с фотографией.

Теоретическая и практическая значимость статьи состоит в изучении и анализе приемов прошлого опыта работы дизайнеров с фотографией, что, в свою очередь, может помочь современным графическим дизайнерам. Новизна работы обусловлена отсутствием полномасштабного исследования фотографии как инструмента графического дизайна. Данная статья частично заполняет этот пробел в научном знании.

НАСЛЕДИЕ

  • В статье представлены результаты атрибуции фотографического альбома китайских видов 1876 г. из собрания РГБ.
  • Авторство альбома ранее ошибочно приписывалось фотографу Николаю Ермолину — на самом же деле коллекция снимков, сделанных различными западными фотографами, была собрана в Китае врачом, путешественником, писателем и художником-любителем Павлом Пясецким.
  • Пясецкий покупал у иностранных фотографов дорогостоящие снимки, несмотря на то что при экспедиции, вместе с которой он путешествовал по Китаю, находился штатный фотограф Адольф Боярский; более того, собранная врачом фотографическая коллекция по сюжетам и жанрам оказалась очень близка альбому фотографий, сделанных Боярским — в статье дано возможное объяснение этого парадокса.
  • Пясецкий использовал купленные им фотографии как источник композиций для своих акварелей, некоторые из которых были обнаружены автором настоящей статьи в собрании Государственного Эрмитажа, как дополнительный экспозиционный материал на своих выставках, а также как источник заработка.
614-626 131
Реферат

В Российской государственной библиотеке (РГБ) хранится «Фотографический альбом китайских видов» из 87 снимков, датируемый 1876 годом и ошибочно приписываемый петербургскому фотографу Н.А. Ермолину. В настоящей статье публикуются результаты исследования, показавшего, что в действительности этот альбом был, по всей вероятности, собран русским путешественником, писателем, врачом и художником-любителем П.Я. Пясецким (1843—1920) во время учено-торговой экспедиции 1874—1875 гг. в Китай, организованной российским правительством с коммерческими, разведывательными и научными целями. П.Я. Пясецкий, прикрепленный к миссии в качестве ученого и медика, в течение поездки приобрел, по его собственному признанию, ряд фотографий у британского фотографа У. Саундерса, обосновавшегося в Шанхае после «опиумных войн» середины столетия. По возвращении П.Я. Пясецкого на родину Н.А. Ермолин переснял (с его разрешения) купленные в Китае фотографии и стал распространять копии на рынке. Собрание таких копий, по всей видимости, и находится в РГБ.

В статье показано, что авторство оригиналов фотографий из альбома на самом деле принадлежит не только У. Саундерсу, но и другим западным фотографам — из Великобритании, Америки, Австралии. Установлено, каким образом они попали к П.Я. Пясецкому; зачем ему понадобилось составлять подобный альбом, учитывая, что при экспедиции был свой («казенный») фотограф; как П.Я. Пясецкий, будучи художником и организатором художественно- этнографических выставок, использовал купленные им фотографии.

 
627 68
Реферат

Информационное сообщение

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

  • «Знаменитый человек — знаменитый дом?»
  • Дом архитектора как уникальный творческий объект и место проживания.
  • «Восстановить нельзя перестроить», или проблема сохранения жилого деревянного строительства в России.
628-637 109
Реферат

В статье представлены консолидированные и проанализированные сведения, связанные с существованием дома архитектора И.Ф. Носовича, дана оценка аутентичности сохраненного объекта. В настоящее время он причислен к объектам культурного наследия регионального значения, однако ряд факторов, которые не учитываются и не упоминаются в научной литературе, существенно влияют на статус памятника. К ним относятся процесс строительства, бытование и перенос здания на новое место с утратами. Проведенное исследование, стилистический анализ первоначального и существующего сегодня объекта позволяют определить культурную ценность дома И.Ф. Носовича и актуализировать вопрос о его охранном статусе. Предлагается рассмотреть авторский дом архитектора как особый феномен в рамках провинциального зодчества, что позволит расширить границы научного знания и привлечь внимание к домам архитекторов, которые находятся в провинции и до сих пор остаются недостаточно изученными. Впервые фундирующий материал, связанный с домом архитектора И.Ф. Носовича, обоснованно введен в алгоритм градационной типологии понятия «дом архитектора», что позволяет определить ценность объекта, определив его как тип идейно-творческого и идейно-эстетического проектирования.

КАФЕДРА

  • Репрезентация устной истории или мозаичная реконструкция событий в коллективной памяти спустя 60 лет, с использованием различных форм агентности.
  • Нарративное интервью с опорой на сюжеты семейного альбома по фотографиям, концертным программам, газетным вырезкам тех лет.
  • Специфика бытования фольклорного текста и художественная самодеятельность советского периода.
  • Аберрации живой памяти (коммеморативные нарративы), когда память индивида (устная история) редактируется в рамках юбилейного дискурса (амбивалентность переживаний свидетелей).
638-648 97
Реферат

На примере творчества сказителя, знатока традиций и подвижника якутской культуры С.А. Зверева (1900-1973) рассмотрены формы сохранения аутентичных форм народного искусства, реконструкции этнической исполнительской специфики. На границе Нюрбы и Сунтар располагаются места, связанные с историей рода, здесь он воспитывался; впервые был признан его талант; начиналась творческая деятельность – влияние перечисленного на его творчество бесспорно, но не исследовано. Представлен опыт интерпретации интервью трех респондентов Нюрбинского района с целью определить этнографию пространства и мест памяти в аутентичных формах народной культуры, хранителем, инициатором и транслятором которых являлся Зверев. Использованы отдельные положения теории социального производства пространства; теория места памяти, рассматриваемые как символический инструмент, связанный с реальностью прошлого и как источник смыслов. Методы исследования могут быть применены в качестве концептуального основания при решении частных и фундаментальных проблем региональной культурологии, искусствоведения; в реконструкции народного музыкального, танцевального искусства и др. Предложено обоснование воздействия культурной памяти на становление этнической идентичности в режиме юбилейных коммеморативных практик. Рассмотрен пример взаимоотношений: автор — текст (установление реальности произведения) на этапе перехода культуры от бесписьменных форм к письменным. Предложены описание и анализ процесса реконструкции народного танца с учетом локальной этнической специфики. Определены предпосылки реконструкции аутентичных форм народного искусства и частично описан личный вклад С.А. Зверева в сохранение традиционных ценностей. Определено, что мемориальными практиками в процессе идентификации конструируется и перманентно редактируется представление этноса о себе.

649-659 138
Реферат

Народная художественная культура издревле определяла нормы поведения в обществе, моделировала отношения между разными поколениями, способствовала формированию ценностей и идеалов личности. Современное Российское государство, построенное по принципу национально-культурного многообразия, нацелено на возрождение и сохранение каждого народа, познание своей истории и развития национальной и этнокультурной идентичности в современном, подвергнутом стремительной глобализации мире.

В статье акцентируется внимание на семейных традициях, которые занимают особое место в развитии народной художественной культуры, народного искусства. Нередко они способствуют образованию профессиональных династий, обеспечивающих преемственное наследование в семье от поколения к поколению содержательной компоненты той профессиональной деятельности, которой они занимаются. Цель статьи, фактически открывающей новое направление в междисциплинарных исследованиях народной культуры, этнокультурного образования и творчества, — раскрыть вклад в их развитие теоретиков и практиков — представителей различных династий. Представлены подробные биографические материалы об Ольге Владимировне Кругловой, ее племяннице Галине Львовне Дайн, чей вклад в научную народную художественную и культурологическую школу трудно переоценить.

Раскрывая наследование ценностных качеств представителями семьи и рода, что просматривается в семье Кругловых — Дайн и других династиях, авторы статьи открывают уникальные страницы становления фольклорного коллектива и музея народной культуры московской школы № 709, Детской академии русской культуры, функционирующей на базе московской школы № 1579, а также Тверского филиала Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, реализующих образовательные программы «Народная художественная культура» на разных этапах системы дополнительного и профессионального образования.

Рассматриваются концептуальные идеи, которые воплощены в конкретных институциях, продвигающих традиционную народную культуру, и связаны с династийным наследованием в области народной культуры. Представлена информация о семейных династиях С.А. и В.И. Ситниковых, Л.В. и А.С. Ефимец, Величкиных — Резановых, заложивших основы этнохудожественного образования, органично сочетающего музейную педагогику, научные этнографические экспедиции, исторические реконструкции народных календарных праздников и обрядов и все то, что следует парадигме системного погружения подрастающего поколения в народную художественную культуру.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

660-668 168
Реферат

Исторический контекст заявленной проблематики совпадает по времени с процессами становления классической модели мышления в науке и различных сферах художественного творчества, а также с появлением зачатков системы записи танца — «орхесографии» Туано Арбо (1520—1595).

Научная структура пластического мышления в хореографии еще не сложилась в современном мире. Разработан авторский концепт, в основе которого лежит идея о том, что всю историю развития танцевального искусства можно представить в виде пластических языковых кодов: «мышление и танец», «мышление в танце», «мышление танцем». Предложена авторская классификация языка телесности и пластической структуры движения в эпоху Средневековья с возможностью связать эти явления с мышлением в хореографии и представить пластическое мышление как способность. В рамках исследования уточняется, что в эпоху Средневековья парадигма античной культуры и искусства не исчезает. Она закладывает фундамент триединства законов для всех времен и народов: физическое, духовное и умственное — не три, а одно начало в человеке. Именно вокруг этой парадигмы триединства будут вращаться архитектонические структуры телесности, основы теории танца и предмета хореографии последующих эпох.

Гипотеза исследования многогранна по своей научной адресованности. Она содержит онтологические формы и специфику возникновения феномена хореографии, морфологические и типологические признаки разнородных танцевальных сред. Впервые в пределах искусствоведческого измерения ставится цель обосновать художественную репрезентацию мышления в хореографии в эпоху Средневековья, поскольку специфика научной, художественной и культурной картины мира этого времени продолжает развивать концепт языкового пластического кода «мышление и танец». Рассмотрены задачи поиска ценностных коннотаций Античности и нахождения художественных связей с эпохой Средневековья. Актуализируется, что в отличие от Античности в Средневековье формируется новая модель телесного и языкового (в том числе композиционного) типа мышления. Определено, что задачи осмысления ментальной подвижности и культурно-исторического ландшафта в танцевальном пространстве Средневековья неразрывно связаны с традициями и новаторством европейской исторической наследственности.

Информация для авторов и рецензентов



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)