Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Завершая 2024 год

Вышел в свет очередной и последний в текущем году номер научного журнала РГБ, специализирующегося на проблемах философии, искусствоведения и культурологии.

Открывающая номер статья руководителей Российского культурологического общества О.Н. Астафьевой (РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) и И.В. Малыгиной (МГЛУ) под заглавием «Рецепции идей философской антропологии И. Канта в контексте дискурса государственной культурной политики России» наглядно подтверждает своим контентом неразрывную связь философии, искусства и культуры, а также их определяющую роль в воспитании личности, не только свободной в своих мыслях и действиях, но и сознающей свою ответственность перед обществом и государством. Эти идеи немецкого мыслителя, отметившего в 2024 г. 300-летие со дня рождения, по-прежнему актуальны даже с учетом всех произошедших и происходящих социальных и цивилизационных изменений во всем мире. А для России, где сейчас остро стоит вопрос о государственной культурной политике, особенно важно понимание необходимости обеспечить все условия как для самореализации индивида, так и для актуализации огромного потенциала ценностей и смыслов российской культуры, нацеленной на укрепление единства всех ее народов и граждан.

Эти идеи во многом развивает и конкретизирует М.А. Плешакова (ГПНТБ СО РАН) в статье «Научно-просветительские коммуникации библиотек в социальных медиа в контексте межкультурного взаимодействия». Автор на примере своей библиотеки описывает недавно появившиеся посреднические функции библиотечной сферы в диалогах ученых и широкой общественности через социальные медиа. Однако потенциал такой деятельности реализован пока далеко не в полной мере, о чем свидетельствуют и конкретные статистические данные.

Неразрывную связь искусства и культуры истории и современности, духовного и материального убедительно доказывает Н.Ю. Аветян (Государственный Эрмитаж) в статье «Роль исторических источников для идентификации ранней фотографии». Автор рассматривает вопросы исследовательской практики, основанной на изучении атрибуции и консервации фотографии как полифункционального памятника материальной культуры в музеях, архивах и библиотеках. При этом необходимо применять комплекс научных методов, в котором исторический подход на базе письменных источников должен быть главенствующим, несмотря на присущее и ему недостатки и ограничения. Последние становятся куда менее значимыми при сравнении со всеми специальными методами атрибуции фотографий, которые неизбежно сопровождаются разного рода ошибками.

Фототему продолжает в статье «Фотографика в графическом дизайне с 1890-х по 1960-й год» аспирант НИУ «Высшая школа экономики» А.Ю. Пронина. Автор рассматривает историю графического дизайна с использованием фотографии как главного инструмента наряду со шрифтом, цветом и композицией. Статья структурирована по десятилетиям вплоть до появления цифровой фотографии, причем география охвата не ограничивается только Россией, а включает Европу и США. Отметим богатство и разнообразие иллюстрированного материала, что более чем оправдано предметом исследования А.Ю. Прониной.

А закрывает фотографический блок публикаций статья другого аспиранта (из Европейского университета в Санкт-Петербурге) А.М. Курьяновой. Ее заглавие — «Фотографический альбом китайских видов: к вопросу атрибуции» и в ней подробно анализируется выпущенный в 1876 г. и ныне хранимый в РГБ альбом, который долгое время ошибочно приписывался петербуржскому фотографу Н.А. Ермолину. Но, видимо, этот уникальный альбом был собран русским путешественником и художником П.Я. Пясецким, который заодно приобрел и ряд фото у британского фотографа У. Саундерса, а тот, в свою очередь, использовал снимки своих коллег из Англии и США. Вернувшись в Россию, П.Я. Пясецкий разрешил Н.А. Ермолину переснять все эти китайские фотографии и распространять их на рынке. Тот же Н.А. Ермолин составил и предисловие к данному каталогу, заодно сообщив о возможности приобрести отдельно еще 60 фотографий в дополнение к помещенным в альбоме 87. Здесь нет смысла пересказывать содержание всей этой статьи почти детективного характера и насыщенной фактографической информацией — ее надо просто прочитать!

Следующая по очереди статья в этом журнале посвящена также уникальному объекту духовной и материальной культуры, но на этот раз из сферы архитектуры. В статье доцента Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета О.Ю. Блатовой под заглавием «Дом архитектора Ивана Носовича как утраченный феномен сибирского частного строительства» на примере конкретного здания в Барнауле обосновывается и вводится научный оборот понятие «дом архитектора». Автор предлагает свою классификацию таких объектов, как и методологию их исследования и своевременной оценки культурно-исторической значимости для будущих поколений.

Доцент Северо-Восточного федерального университета С.В. Никифорова в статье «Коммеморативные нарративы в интерпретации народной культуры» рассматривает проблемы народного искусства и культуры (в данном случае — якутской) с прямо противоположной предыдущей концепции конкретного авторства позиции сугубо коллективной традиции. В отличие от яркой индивидуальности архитектора И. Носовича творчество сказителя и подвижника Якутской культуры С.А. Зверева всегда служило не выражению его творческой личности, а сохранению и трансляции народной культуры. Это убедительно доказано автором на примере фактов биографии С.А. Зверева, а также интервью и мемуаров его близких и коллег в сфере музыкального и танцевального народного искусства. Сказанное лишний раз подтверждает возможность и даже необходимость использования самых разных подходов и трактовок искусства и творчества, как неразрывного единства единичного особенного и всеобщего, индивидуального и коллективного, национально-этнического и международно-всемирного. Искусство бесконечно и безгранично, как и формы его выражения.

Эту же тему народной культуры развивают заслуженный учитель г. Москвы Л.В. Резанов и профессор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации и Арктического государственного института культуры и искусств О.В. Шлыкова. Статья озаглавлена как «Традиционная народная культура: династийная преемственность и этнохудожественное образование». Она подчеркивает важность семейных традиций в развитии народной культуры и искусства на примере деятельности представителей различных творческих династий, которые внесли яркий вклад в сохранение и пропаганду историко-культурного наследия Российской культуры, искусства, образования и духовно-нравственных ценностей.

Заканчивается текстовый блок данного номера статьей профессора Н.А. Догоровой (МГУ им. М.В. Ломоносова) «"Мышление и танец": языковой пластический код эпохи Средневековья». На примере трактовки орхесографии (науке о танце) в разные исторические периоды автор показывает, как формировалась и развивалась новая модель телесного и языкового типа мышления. Внутри структур поэтической, архитектурной, музыкальной и хореографических сфер деятельности происходили и происходят процессы соединения, что приводит к возникновению и развитию новых форм проявления искусства и культуры, в том числе в теории и практике хореографии указанной эпохи.

По традиции в самом конце этого журнального выпуска публикуются указатели всех статей и материалов, напечатанных в «Обсерватории культуры» в 2024 г., а также имен их авторов и/или составителей.