Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
№ 1 (2014)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-1

КОНТЕКСТ

4-11 217
Реферат
Современная культура переживает серьезную трансформацию, спровоцированную технологической революцией, произошедшей накануне XXI века. Нормы и практики, еще вчера обеспечивавшие культуре и обществу определенную стабильность, сегодня вытесняются новыми. Одним из результатов такого вытеснения стал кризис, поразивший культурные индустрии. В статье сделана попытка обсудить ключевые причины этого кризиса, на примере музыкальной культуры.
11-17 248
Реферат
Рассматривается термин «провокация» как конфликт между картинами мира субъекта и объекта провокации. В центре статьи фигура «идеального провокатора». Идеальный провокатор интерпретируется автором как катализатор современной культуры. Цель идеального провокатора - уничтожить бинарные оппозицийи и создать реальность второго плана, художественную реальность. Автор раскрывает четыре этапа идеальной провокации и устанавливает «идеальный» провокационный метод в оппозиции к методу «идейной» провокации.
18-25 313
Реферат
Городская скульптура рассматривается в рамках фрактальной концепции как фрактальный паттерн национальной и общечеловеческой культуры и истории. Фрактальность городских скульптурных форм (в том числе памятников и монументов) имеет ярко выраженный концептуальный стохастически-алеаторный характер. На примере арт-проекта «One&Other» Э. Гормли (Лондон, 2009) выявляются особенности фрактальной репрезентации культуры. Анализируется фрактальный хронотоп проекта, роль Другого в культурных рекурсиях

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

26-37 201
Реферат
Рассматривается специфика проявления общесистемных принципов в законодательстве Российской Федерации о культуре, в частности, о музейном деле. Поскольку правоотношения в сфере культуры многогранны и пронизывают многие сферы деятельности человека, соприкасающиеся с культурой, реализация системных принципов прослеживается применительно к музейной деятельности и, следовательно, к комплексному образованию в праве - музейному праву, в том числе применительно к принципу иерархии в распределении полномочий органов власти в области культуры. Кроме того, анализируется институт антикоррупционной экспертизы, с помощью которого осуществляется тестирование новелл в российском законодательстве, в том числе в законодательстве о культуре, в частности, о музейном деле.
37-43 159
Реферат
Рассматриваются процессы модернизации и архаизации, происходящие в современной России, анализируется их взаимосвязь, влияние на характер и динамику социокультурных изменений.
43-47 266
Реферат
Рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации и аккультурации иностранцев в крупном городе, анализируются различные подходы к изучению аккультурации и крупного города как пространства межкультурной коммуникации. Утверждается, что решение проблем аккультурации и преодоления трудностей, возникающих у иностранных граждан в процессе приспособления к инокультурной среде, возможно на основе техники культурного ассимилятора. Пространство крупного города рассматривается на примере Санкт-Петербурга, с самого основания поликультурного города

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

48-55 149
Реферат
Рассматривается проблема гендера и ее преломление в музыкальной культуре различных цивилизаций, а также проблема женского и мужского музыкального профессионализма. Отдельный раздел статьи посвящен женскому музицированию на примере стран исламского мира, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблема «женщины - общество - музыка» анализируется на трех уровнях: 1) участие женщин наряду с мужчинами в акциях, так или иначе связанных со звуко-музыкальным выражением; 2) выделение женского творчества в особую социокультурную нишу, в том числе и в результате дискриминационных мер, отражающих ту или иную идеологию; 3) формирование специального слоя музыки внутри установившейся традиции женского музицирования
55-60 141
Реферат
Рассматривается феномен рекламной песни - одного из самых популярных жанров в рекламной практике, воздействие которого на массовое сознание предопределено музыкальным форматом и опорой на архетипические смыслы, несущие массовому сознанию понятия «песня», «музыка», «искусство». Автор предлагает классификацию разновидностей рекламной песни, выделяет музыкально-стилевые приоритеты, анализирует вопросы мотивации, эстетики и мнемонических свойств жанра.

НАСЛЕДИЕ

62-70 376
Реферат
Рассмотрены основные ценности, характеризующие памятник архитектуры, в том числе - историческая, художественная, сакральная, научная, градостроительная и утилитарная (функциональная) ценности. Дифференцированы их источники и признаки. Подробно рассмотрены основные ценности, характеризующие памятник архитектуры дифференцированы их источники и признаки. Всего анализируется шесть ценностей: утилитарная, сакральная, историко-мемориальная, художественно-эстетическая, научная, градостроительная. Отдельно рассмотрена способность архитектурных сооружений оказывать эмоциональное воздействие на человека
71-75 156
Реферат
Статья посвящена выявлению ключевых предпосылок, ставших причиной формирования фотографии социалистического реализма, а также обозначению принципиальных новаций, ставших следствием применения метода социалистического реализма в фотографической среде. Особое внимание уделяется рассмотрению ситуации столкновения различных визуальных концепций и причин отказа от них в пользу единого визуального метода.
75-81 186
Реферат
Рассматривается ситуация сосуществования различных стилистических направлений в зодчестве Японии второй четверти ХХ века. Особенности поисков национальной самобытности и развития архитектуры Японии в русле общемировых тенденций показаны на примере трех знаковых для того времени объектов: здания Японского парламента, главного здания Императорского музея в Токио и проекта на монумент Великой Восточной Азии. Представлены крупные архитектурные конкурсы и проекты 1930-1940-х годов (Японского парламента, Императорского музея, комплекса Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания) и на их основе проанализированы основные течения строительного искусства, а также влияние данных конкурсов и проектов на архитектурную ситуацию Японии того времени.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

82-89 148
Реферат
В контексте уникальной художественно-поэтической среды, главенствующую роль в которой играет концепция «школа - лаборатория - театр», рассматривается творчество известного российского режиссера Анатолия Васильева, занятого поиском технологии этого баланса, а также его художественно-эстетическим наполнением
89-95 203
Реферат
Изложены результаты изучения вклада казанского художника Г.А. Медведева в становление живописи в Марийском крае в первой трети XX века, в создании Казанской художественной школы. Особое внимание уделено двум картинам художника - «Сплав леса по реке Кокшаге» и «Степан Разин на Волге», представляющим интерес с точки зрения истории развития российского изобразительного искусства в целом.

КАФЕДРА

96-101 249
Реферат
Историю образования можно представить как универсальный текст формирования человека, который состоит из античности, Средневековья, Просвещения, XIX, ХХ века и современности. Выделенные периоды представляют собой определенные этапы смены образовательных парадигм внутри единого образовательного текста. Процесс концептуализации позволяет вписать одно знание в другое, а в конечном итоге и в культуру. Метафоремы позволяют осуществить входы в каналы образовательной реальности «на все времена» и помогают определить все образовательное пространство как образовательный универсум, методологическим принципом анализа которого является континуальность
101-107 195
Реферат
В контексте проекции теории областных культурных гнезд Н.К. Пиксанова на феномен детства рассмотрена возможность создания модели-метафоры «культурное гнездо». Показано, что Мир детства, как и Мир провинции, может быть противопоставлен «центру» - Миру взрослых и столице. В проекции идей И.И. Срезневского осуществлено сравнение субкультуры детства с государством, стремящимся к самостоятельности, имеющим право на свой язык и традиции.
107-111 123
Реферат
Анализируется общественно-политическая и культурная жизнь России последней трети XIX века. Выявляется прямая зависимость изменений в художественной практике оперного театра от роста общественного внимания к культуре и искусству. Раскрывается значение творческих достижений И.П. Прянишникова, С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в развитии русского оперного театра.

ORBIS LITTERARUM

112-120 208
Реферат
«Русские» романы Владимира Набокова («Машенька», «Дар») рассмотрены в нескольких аспектах: как «роман-воспоминание», «условно авантюрный роман», «роман о судьбе гения в пошлом обществе». По мнению автора, статьи в этих романах представлена модель мира, где героям определены композиционные «амплуа»: «герой, воссоздающий “потерянный рай”», «возлюбленная героя», «герой-пошляк», «всесильный автор». Этот набор позволяет Набокову конструировать текст в пространстве двух хронотопов и с аллюзиями на произведения классиков.
120-125 200
Реферат
Литература странствий и путешествий (Reiseliteratur) играла важную роль в эпоху бидермейера, а также отражала желание читателя-бюргера расширить свой образовательный и мировоззренческий горизонт, создавала круг семейного чтения, воспитывала определенные качества личности. Ощущая читательский запрос, прозаики литературного бидермейера обращались к изображению прогулок, экскурсий, поездок, странствий и путешествий как внутри австрийского культурно-географического пространства, так и вне его

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

126-136 235
Реферат
Рассмотрены аспекты архитектуры как языка, способного выразить современное состояние культуры и пророчески свидетельствовать о грядущих изменениях. По мнению автора, эстетическая ценность сооружения не может быть осознана только как некая отдельная сущность, она познается в контексте, не только визуальном, пространственном, но и во всем комплексе сопутствующих явлений, а также в разворачивающемся потоке метафор и значений. При этом необходимо переосмысление роли автора-творца.
137-141 202
Реферат
Исследуется феномен «религиозного диссидентства» в СССР в 60-80-е годы ХХ века. Средой, в которой возникло диссидентство, стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую духовную культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии, что проявилось в закрытии храмов, запрещении свободного проявления религиозных чувств, в подавлении прав и свобод личности и т. д


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)