Том 13, № 5 (2016)
Скачать выпуск
PDF
КОНТЕКСТ 
516-525 1040
Реферат
Настоящая статья посвящена актуальным проблемам изучения современной медиакультуры. Новый взгляд на медиа заключается в том, что в процессе перехода культуры от литературоцентризма к медиацентризму происходит соединение субъектов визуальной культуры (зрителя) и вербальной культуры (читателя). В результате их тесного взаимодействия складываются принципиально новые текстовые стратегии: «читатель как зритель» и «зритель как читатель». От применения данных стратегий, интенсивности их интерсубъективного диалога зависит глубина понимания текста (как вербального, так и визуального), а также степень гипотетического проникновения в «субмедиальное пространство», скрытое за экраном кино, телевизора, компьютера и представляющее собой зону «смысловой неопределенности». Сопричастность двухуровневого субъекта медиакультуры («зричителя») этой «смысловой неопределенности» диктует специфику восприятия текстов культуры в эпоху «постграмотности».
526-533 572
Реферат
Рассматриваются вопросы о потенциале человека в развитии современного социума, который он реализует, опираясь на культуру, знания и технологии. Это, в свою очередь, порождает феномен, исследуемый в рамках постнеклассического подхода в науке, культурных и гуманитарных технологиях. Человек силой своего интеллекта и творческой деятельности сотворяет предметное и коммуникативное поле, обогащает реальность, раскрывается как индивидуальная, так и социальная сила; как непосредственное, так и опосредованное существо; как аутопоэтическая система, живущая не только в настоящем, но и в будущем времени. Актуальность проблем связана с формированием современного коммуникативного пространства и обновления предметного мира цифровыми объектами, технологиями прототипирования, виртуальным пространством. В центре внимания - новые аспекты проблемы превращения искусственного в естественное как феномен творческой устремленности человека за горизонты возможного, когда аттрактор цели, устремленность в будущее порождает социальную динамику и синергийный процесс (кооперация и согласование) в преодолении существующих границ. Анализируются конкретные социально-культурные явления, показывающие фундаментальную значимость природного интеллекта человека для преодоления рисков современного развития объектных и виртуальных сред. Выявлено, что идея физической и цифровой мобильности, а также самопреобразований человека требует углубления в понимание базовых природных параметров существования индивида, развития в постнеклассической методологии человекомерного подхода.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
534-538 625
Реферат
В статье рассматриваются перспективы книжного проекта Google и его место в формировании инфраструктуры информационного общества. Дается общая оценка проекта Google Book Search в контексте цифровой революции и изменения институциональной парадигмы современных библиотек. Корпорация Google сформировала колоссальное электронное книгохранилище, установив право доступа к нему на собственных условиях. Тем самым гигант IT-индустрии сделал заявку на переформатирование парадигмы производства и распространения знания. В результате библиотекам как социально-культурному институту пришлось конкурировать с динамичной инфраструктурой общества web 2.0, основанной на комодификации монопольно предоставляемых услуг. Отмечается, что следствием экспансии проекта Google Book Search стала активизация национальных и международных инициатив по созданию электронных библиотек на основе программ оцифровки информационных ресурсов. Делается вывод, что наиболее ценный урок, который может извлечь библиотечное сообщество из истории развития библиотечного проекта Google, заключается в осознании собственной социально-культурной специфики, недопустимости копирования методов информационных гигантов.
539-545 634
Реферат
В статье рассматривается актуальная проблема современного кавказоведения - концептуальное осмысление кавказской цивилизации. Дан анализ базовых теорий идентичности горского социокультурного пространства. Ввиду сложного геополитического и геокультурного положения Кавказа вопросы его цивилизационной идентичности вызывают полемику ученых. Существуют различные варианты наименования этого региона: «единая кавказская цивилизация», «этнический коридор», «буферная зона», «периферия русской цивилизации», «пограничная цивилизация», «субцивилизация». Все теории кавказской идентичности оформились в рамках цивилизационного подхода к региону. Определена авторская позиция по данному вопросу. Многие черты, характеризующие понятие «цивилизация», присущи Кавказу: полиэтничность, религиозный синкретизм (синтез местного язычества, христианства, ислама), сходство в социально-политической организации, экономике, культуре, образе жизни, психологии и ментальности людей. В то же время регион не характеризуется четкой цивилизационной выраженностью, отсутствует та отличительная черта, которая выделяла бы его как отдельную цивилизационную систему наряду с западной, восточной, евразийской. Кроме того, в современных условиях, в частности, на Северном Кавказе заметен процесс разобщенности народов. Следовательно, основные положения альтернативных концепций в философско-теоретическом аспекте необоснованы и требуют более детальной аргументации.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
554-563 1057
Реферат
В статье рассматривается процесс преодоления культурной периферийности и восстановления чувства национального самодостоинства в современном визуальном искусстве Южной Кореи. Предметом исследования является история визуального искусства Республики Корея 1950-2000-х годов. С конца 1950-х гг. до настоящего времени в различных течениях южнокорейского искусства постоянно наблюдается стремление не только к повышению качества своего творческого выражения до международного уровня, но и к формированию национальной самобытности. По мнению автора, преодоление культурной периферийности в современном южнокорейском искусстве возможно благодаря трансформации самого понятия современности в ряду событий новейшей истории Республики Корея. Автор опирается на многочисленные научные материалы южнокорейских искусствоведов, исследующих разные течения в новейшей истории искусства страны. Приводятся примеры существования определенного замысла художников о восстановлении национальной самобытности в южнокорейском изобразительном искусстве. Особым вкладом в исследование темы является обобщенное описание и представление истории южнокорейского современного искусства, малоизученного в российском искусствознании. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области корееведения и искусствоведения.
НАСЛЕДИЕ 
564-574 857
Реферат
Cтатья посвящена иконостасам белорусских храмов двух конфессий восточного обряда: православным и греко-католическим (униатским). До настоящего времени белорусские иконостасы как отдельные комплексы со свойственным им конструктивным и художественным решением были практически не исследованы. Оставался открытым вопрос о наличии особенностей иконостасов каждой из рассматриваемых конфессий. Неизученность данного аспекта объясняется практически полной утратой артефактов: сохранились лишь единичные иконостасы. Поэтому для проведения исследования были использованы иконографические материалы: рисунки (первая половина XVII в.) и фотографии (конец XIX - начало XX в.), а также многочисленные исторические документы с описаниями православных и униатских иконостасов конца XVI - начала XIX в. из архивов Беларуси, России, Литвы и Польши. В результате проведенного исследования были выявлены некоторые особенности, характерные исключительно для греко-католических иконостасов, что позволило говорить о формировании в русле данной конфессии новых художественных решений и конструктивных форм.
Зарубежные публикации произведений Н.С. Гумилева на русском языке: к 130-летию со дня рождения поэта
575-583 619
Реферат
В 2016 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Н.С. Гумилева, чьи сочинения в период советской власти публиковались преимущественно за рубежом, в среде русской эмиграции. Во многом благодаря этим изданиям не забылось имя и наследие поэта, и именно они составили основу для последующих изданий его произведений в современной России. В статье раскрывается история зарубежных русскоязычных изданий работ Гумилева. Анализировались материалы электронной базы данных «Книги на русском языке, изданные за рубежом, 1927-1991», ведущейся НИО библиографии Российской государственной библиотеки. Рассматривались сочинения Гумилева, изданные в разных странах мира и в различных форматах: отдельные книги (включая переиздания и репринты), собрания сочинений, сборники, антологии, хрестоматии, альманахи. Впервые уделяется непосредственное внимание подробному библиографическому обзору зарубежных русскоязычных изданий произведений Гумилева. Их отбор, описание, обращение к истории появления имеют большую теоретическую и практическую значимость. Это позволит литературоведам и заинтересованным читателям лучше ориентироваться в зарубежной русскоязычной литературе, связанной с данной тематикой.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
П.И. Чайковский и великий князь Константин Константинович:эпистолярный диалог в зеркале дневника К.Р
584-591 1009
Реферат
Творческий диалог П.И. Чайковского и великого князя Константина Константиновича привлекал к себе внимание музыковедов, литературоведов, культурологов еще с начала XX века. При этом исследователи опирались преимущественно на их обширную переписку (1880-1893). За рамками рассмотрения оставались неопубликованные дневниковые записи великого князя о композиторе и его творчестве, сделанные в разные годы (со второй половины 1870-х и до 1915). Основная задача состояла в оценке их объема, информационной ценности и, наконец, в том, насколько они служат ключом к пониманию взаимоотношений двух исторических личностей. В задачи работы входило выявление и систематизация высказываний великого князя Константина Константиновича о П.И. Чайковском и его творчестве, в чем и заключается новизна и оригинальность исследования. В статье использованы методы сравнительного источниковедения, так как дневник, в отличие от переписки, содержит не ограниченные внутренней цензурой сведения. Анализ дневниковых записей позволил: проследить эволюцию интересов великого князя к разным жанрам творчества П.И. Чайковского - романсам, фортепианным пьесам, симфониям, операм, церковной музыке; предложить уточненную периодизацию переписки; выявить прежде неизвестные факты, в свете которых по-новому видятся взаимоотношения композитора не только с Константином Константиновичем, но и с другими представителями императорской фамилии. Материалы статьи могут быть использованы в курсе истории русской музыки, а также в современном комментированном издании эпистолярного наследия и дневников П.И. Чайковского и великого князя Константина Константиновича.
592-598 744
Реферат
Статья посвящена изучению портретов духовных лиц, созданных М.В. Нестеровым в период с 1917 по 1926 год. Целью исследования стала демонстрация особенностей авторского прочтения образов священнослужителей посредством психологических и индивидуальных характеристик моделей с одновременным отказом от канонического восприятия представителей священства. Материал изложен в хронологическом порядке создания портретов. На основе писем художника и воспоминаний его современников прослеживается история каждого полотна, проводится стилистический и композиционный анализ, а также анализ художественно-выразительных средств. Делается вывод о том, что произведения, написанные в рамках светского реалистического искусства, не только не теряют религиозную глубину, но и становятся портретами-символами, портретами-образами своего времени.
КАФЕДРА 
600-605 878
Реферат
Актуальная проблема взаимосвязи культуры и экономики требует новых подходов и переосмысления в связи с ростом противоречия между продолжающимся развитием рыночной экономики и необходимостью обеспечения равных возможностей для развития культурного многообразия, самовыражения, сохранения биокультурного разнообразия в целях устойчивого развития человечества. Поскольку в обществе не выработано иного эквивалента определения ценности, помимо денежного, или, в более широком смысле, экономического, следует именно с использованием уже известной экономической терминологии совместить понятия культуры и экономики, но найти для этого новые походы, срезы и основания. Одним их таких подходов является разработка концепции культурного капитала. Определенным когнитивным потенциалом в рамках предложенного дискурса обладает концепт природного капитала, раскрывающий основания для поиска аналогий между ресурсами природы и культуры, между природным и культурным капиталом, которые позволяют проследить определенное «сходство», а также взаимодействие двух типов капитала на протяжении всего периода антропогенеза. Понятие культурного капитала может быть расширено посредством концепции устойчивости: поскольку культурный капитал существует как источник культурных благ и услуг, он может стать объектом управления в соответствии с социальными потребностями индивидов и социума. Управление устойчивым развитием культурного капитала строится на определенных принципах, перечисленных в статье. Нацеленность культурного капитала на развитие человека и человеческого капитала связывает воедино культурный капитал, природный капитал и человеческий капитал, и это единство является отражением социоэкосистемного подхода к развитию человечества. Сведе́ние всей культурной деятельности только к сфере услуг обедняет понимание феномена культуры и вклада культуры в развитие человека, его духовного мира, ограничивает роль культуры в духовном развитии общества, без чего невозможно его дальнейшее инновационное и устойчивое развитие.
606-611 718
Реферат
Статья рассматривает некоторые аспекты развития балетоведческой мысли рубежа XIX-XX веков. Основой для анализа служат во многом созвучные концепциям С. Малларме и П. Валери работы А.Я. Левинсона и А.Л. Волынского. Позиции этих отечественных теоретиков отличает общность взглядов на систему танцевальной выразительности и природу хореографического языка. Левинсон и Волынский ушли от традиционной системы описания танца и перевели свой анализ в феноменологическую плоскость, на абстрактный уровень. Выражение внутреннего через внешнюю форму в их трактовке достигается через дематериализацию тела исполнителя, освобождение от инструментария. Спонтанность выражения становится средством визуализации внутреннего движения и ритма в той внутренней пространственно-временной плоскости, на уровне которой зарождается абстрактная форма. Благодаря такому подходу танец рассматривается как феномен, подчиняющийся своим особым законам, обладающий внутренним ритмом и разворачивающийся во внутреннем пространстве. Эти положения определили не только критическую позицию Левинсона и Волынского в отношении новаторских тенденций в хореографии начала XX в. (творчество А. Дункан, М. Фокина), но и основные элементы теории выразительности танца ряда последующих исследователей хореографии. Такая позиция объясняет остроту дискуссий авторов с современным им критиком В. Светловым, равно как и критику в адрес приверженцев системы Ж.Э. Далькроза.
ORBIS LITTERARUM 
612-622 726
Реферат
В статье вводится в научный оборот неизданная поэма середины XIX в. о просветителе Коми края Стефане Пермском (ум. 1396), создавшем в ходе христианизации местного угро-финского населения новую письменность - пермскую азбуку. Анализ объемного стихотворного текста (около 1000 строк), написанного поэтом-любителем, очевидно, студентом местного духовного учебного заведения, позволяет сделать вывод не только о широком использовании им местной фольклорной традиции (в период написания поэмы еще не изученной), но и знакомстве с письменными памятниками (Житием Стефана Пермского, написанным его соратником Епифанием Премудрым в конце XIV - начале XV в., и его позднейшими обработками, например, Повестью о Стефане Пермском XVIII в.). Особый интерес представляет знакомство автора поэмы с памятниками, отражающими древнюю письменность, - надписями на двух иконах XIV-XV вв., одна из которых в настоящее время утрачена. Кроме того, в тексте поэмы о Стефане Пермском и крещении коми-зырян прослеживается влияние отечественной поэзии первой половины XIX в. - сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» и сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».
623-625 689
Реферат
Статья представляет собой рецензию на учебное пособие М.А. Поляковой «Культурное наследие России. История охраны и современное состояние» (Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2015). Разделы издания: «Культурное наследие в гуманитарном знании», «История охраны памятников прошлого в течение XVIII-XX вв.», «Государство и памятники истории и культуры в советскую эпоху», «Культурное наследие в постсоветской России». В каждом разделе имеется список контрольных вопросов. Основной текст издания дополняют: список источников и литературы, словарь базовых понятий и терминов, именной указатель. Эта книга - насыщенное по содержанию и увлекательное по форме изложения издание. Положительно описывается представление в учебном пособии многоаспектности и сложности формирования отношения российского общества к своему историко-культурному достоянию на протяжении объемного исторического среза. Акцент сделан на объективности анализа формирования представления о ценности сохранения объектов прошлого. Особенно важными являются правовые аспекты охраны памятников истории и культуры. В издании сопоставлены проекты законов и комментарии к ним. Актуализация культурного наследия в современных условиях рассмотрена в ключе формирования чувства самоидентичности россиян.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
626-635 998
Реферат
Обложи книг о кино, выпущенных в России в 1920-х гг., свидетельствуют об исключительно заинтересованном отношении людей той эпохи к самому молодому, еще не вполне осознавшему свои возможности экранному искусству, о стремлении дизайнеров найти в арсенале графики выразительные средства, созвучные эстетике Великого немого. В большинстве случаев исходным материалом для оформителей служили фотоснимки, самой своей фактурой напоминавшие кинокадры, остановленные мгновения фильма. Некоторые композиции строились на резких монтажных сопоставлениях узнаваемых визуальных цитат. Поскольку кино воспринималось прежде всего как чудо техники, на обложках часто изображался инструментарий кинопроизводства: проекторы, камеры, осветительные приборы, рулоны пленки. Гораздо реже книги предварялись шутливыми изображениями членов съемочной группы, например, оператора, сроднившегося со своей камерой, или режиссера. Критико-биографические очерки о популярных актерах иллюстрировались кадрами из фильмов, закреплявшими в сознании зрителя экранную маску, амплуа исполнителя. Многим дизайнерам удалось убедительно раскрыть тему кинематографа только шрифтовыми средствами. Новаторский кинематограф 1920-х гг. определил не только тематику, но и стилистику, материал, образный строй многих работ художников книги, подсказал оформителям целый ряд плодотворных пластических идей, помог им найти современный, зрелищный изобразительный язык, понятный самой широкой аудитории.
636-639 691
Реферат
В статье прослеживается преломление вертерианства в оперном искусстве последней трети XIX века. В центре размышлений - оперы Ж. Массне и П.И. Чайковского, параллели между которыми отмечались уже современниками этих композиторов. Вертерианский ракурс также рассмотрен в более широком музыкально-историческом контексте, включающем, помимо «Вертера» и «Пиковой дамы», «Тристана и Изольду» Р. Вагнера - оперу, в которой впервые запечатлен облик «нового Вертера». Анализируются паралллели в претворении образов героев (Шарлотта - Лиза, Тристан - Вертер - Герман, Альберт - Елецкий), проблематике названных сочинений (в частности, преломление идей Liebestod и свободы воли). Также в центре внимания - музыкальная драматургия оперных шедевров Массне и Чайковского, особенно лейтмотивная система. В ее типологии у французского и русского композиторов выявляются общие черты, отражающие тематическую иерархию музыкальной драматургии. В результате исследования обнаруживаются сходство и различия с симфоническим методом Вагнера. Вместе с тем подчеркиваются индивидуальные особенности опер Массне и Чайковского, вызванные, прежде всего, свойствами национального менталитета. Делается вывод о лирической основе мировосприятия Массне и Чайковского, обусловившего актуальность «нового вертерианства» в конце XIX столетия.
ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)
ISSN 2588-0047 (Online)