Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 14, № 1 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1

КОНТЕКСТ

4-11 496
Реферат
Статья посвящена анализу феномена памяти, рассматриваемого в его надиндивидуальном, социальном измерении. Основные причины актуализации в последние десятилетия данной проблематики связаны с кризисом идентичности, кризисом информации, кризисом традиции и кризисом самой памяти. Многообразие авторских концепций памяти можно разделить на четыре подхода, в рамках которых память понимается либо как архив значимой для группы информации, либо как деятельность по межпоколенной трансляции данной информации, либо как единство того и другого, либо как некая фиктивная, несуществующая в реальности символическая конструкция. Многообразие исследовательских интерпретаций феномена памяти объясняется, в том числе, и отсутствием четкого основания для выделения того или иного типа памяти. В данной статье мы предлагаем решение этой проблемы через обоснование смысловых границ, лежащих между социальной, коллективной и культурной памятью.
12-18 280
Реферат
Феномен медиа один из наиболее обсуждаемых в современной теории. Дисциплины медиа получают широкое распространение и легитимацию как в академической среде, так и за ее пределами. Неудивительно, так как порожденные в медиа образы, модели, техники обживают сознание и тела. Сегодня, в эпоху цифровых медиа, они создают наш мир, а его восприятие, осознание и переживание осуществляется по предлагаемым медиа правилам. Медиа определяют наше существование, и теория отвечает этой ситуации поисками концептуального языка, адекватного описанию новой действительности - медиареальности. Концептуальный язык медиа - понятие двусмысленное. Можно говорить о медиа как об объекте, так и инструменте анализа, источнике всех возможных форм понимания современной действительности. Повседневное сознание, восприятие, эмоции конструируются в медиа, но каким образом концептуальный язык медиа может стать прозрачным для себя самого? Этот вопрос задают себе как медиатеоретики, так и актуальные медиафилософы по всему миру. В данной статье диагностируется современная ситуация, складывающаяся вокруг вопроса о медиа в России, показывается соответствие основных тем российских медиааналитиков смысловым векторам, определяющим развитие философской мысли о медиа в мире. Вне понимания медиа невозможно понимание современного общества во всем многообразии его аспектов. В этом смысле анализ стратегий актуального медиамышления не может не затрагивать всю сферу современной философии.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

20-26 213
Реферат
Статья посвящена аналитическому рассмотрению основных моделей морфологии/структуры культуры, получивших наибольшее распространение в отечественной науке. Необходимо отметить, что сама культурная реальность никакой устойчивой структуры не имеет, постоянно и ситуативно меняя конфигурацию своих составляющих. Поэтому учеными создаются условные модели ее структуры для удобства анализа феномена культуры, и они оказываются особенно полезными в образовательном процессе, позволяя более системно осознать сущность культуры, ее функции и масштаб распространения в социальной реальности. Рассматриваются подробно две наиболее влиятельные в нашей науке модели: Э.А. Орловой (культура структурируется по основным отраслям человеческой деятельности) и А.В. Костиной (культура структурируется по социальным группам ее носителей и особенностям их психологии). Автор статьи, будучи близким сподвижником и Э.А. Орловой, и А.В. Костиной, за многие годы совместной работы с ними неоднократно подвергал модернизации обе модели, постепенно переводя их основания на собственную модель структурирования культуры по основным сферам социальной активности человека (что шире отраслей деятельности и социальных группировок акторов). В статье осуществляется опыт наложения друг на друга обеих этих моделей и окончательный перевод их на основание выстраивания по основным сферам социальной активности человека. Это позволяет выстроить новое понимание феномена культуры как программы коллективной жизнедеятельности людей и наглядно представить себе масштаб распространения и влияния культуры на социальную практику человека, что в большой степени будет способствовать успешности специального культурологического образования и усвоения студентами ключевых параметров культуры.
27-35 349
Реферат
На примере исследований цыган анализируется проблема интеграции в научное и общественное коммуникативное пространство знаний о малых народах, а этнической интеллигенции - в соответствующие профессиональные слои. Этот процесс, связанный с включением представителей этносоциумов в максимально широкую сферу деятельности макросообществ, является одним из важных аспектов развития человеческого капитала в поликультурных социумах и формирования общегражданской идентичности всех их членов. Рассматриваются особенности интеграции цыган в окружение, их современное положение и проблемы отношения к ним государства и общества. Систематизируются данные об академических исследованиях цыган, основных цыгановедческих проектах и инициативах в России и в мире. Резюмируется роль научных исследований в социокультурной интеграции малых народов и этнических меньшинств.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

36-45 342
Реферат
Статья посвящена актуальной теме - новейшим тенденциям в современных формах изобразительного искусства, связанным как с техническими, так и общекультурными изменениями последнего времени. Анализируется концепт пост-цифровой эстетики на примере ряда современных художественных практик, демонстрирующих отход от технопозитивизма 1990-х гг. в сторону неоматериальных тенденций в искусстве. Рассматриваются работы нового поколения художников, дизайнеров, выросших в условиях «тотальной цифровизации», господства массовой культуры и обратившихся к постцифровым арт-практикам, чтобы представить современный мир как гибридный, в котором цифровое и реальное, искусственное и материальное равноправны, сосуществуют, имея равную ценность. В их произведениях прослеживается попытка восстановить ценность материальности, телесности, тех качеств, которые присущи именно человеку, человеческому началу. На конкретных примерах творческих работ художников продемонстрированы выразительные возможности ряда постцифровых произведений, выявлены особенности неоматериальных стратегий в цифровом искусстве, обсуждается интерес художников к эстетизации процессов взаимодействия. Доказывается, что постцифровая эстетика не означает конца эстетики цифровой, а является ее продолжением и представлением в новых условиях.
46-53 303
Реферат
Явление интерпретации классических художественных текстов стало неотъемлемым для культурных реалий современности. К нашему времени термин «интерпретация» закрепился в понятийном поле различных наук, в том числе в искусствоведении, театроведении, музыковедении. Однако это понятие - ключевое для постмодернистской парадигмы - не представлено в науке о балете. В данной статье предложено определение термина применительно к балетному театру. Для этого, вслед за обзором определений интерпретации в различных науках, установлена связь наиболее распространенного в современном балетоведении, но не формализованного научно, толкования данного термина с предшествующими теоретическими наработками. Дефиниция интерпретации в балетном театре найдена исходя из специфического взаимодействия в балете сценарной основы (программа, либретто) и музыкальной партитуры. В отличие от прежних теоретических концепций, предложено считать сценарную составляющую вариативной. Поскольку современная эстетика постмодернизма стремится к пересмотру смыслов первоисточников и нередко приводит к стиранию ценностных основ оригиналов, предложен критерий оценки художественного уровня хореографических интерпретаций балетных партитур, основанный на степени близости хореографии образным и структурно-стилистическим особенностям партитуры и позволяющий разграничить балетные спектакли и экспериментально-пластические. Приведен пример использования данного критерия применительно к трем авторским постановкам на музыку балета И.Ф. Стравинского «Свадебка».

НАСЛЕДИЕ

54-60 236
Реферат
В статье рассматривается концепция искусства абстракционизма, изложенная В.В. Кандинским в теоретических работах «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости». В соответствии с целевой установкой художника основное внимание отводится духовности в искусстве, методу, средствам реализации этой цели в творческой практике. Раскрывается содержание ряда понятий (форма, гармония, прекрасное, художественность, внутренняя целесообразность), принципы, подходы, характеризующие специфику нефигуративной живописи. Констатируется теоретическая значимость концепции В. Кандинского в обосновании им абстракционизма в качестве искусства. Дано развернутое толкование художником психофизиологического воздействия цветовой палитры картины, а также ассоциативных представлений и чувственных эмоций, вызываемых различными выразительными средствами живописного письма. Обстоятельно разрабатывается прослеживаемая в текстах В. Кандинского связка «форма - художественность - духовность». Высказана мысль о сопряженности положений художника с пифагорейской идеей о «числовой» гармонии и кантовским принципом «целесообразности без цели». Акцентируется приложимость суждений В. Кандинского к творческим принципам, характерным для различных видов искусства, особенно для музыки.
61-67 198
Реферат
Статья посвящена рассмотрению раннего периода творчества французского художника Франсуа Буарона. Участник объединения «Свободная фигуративность» («Figuration libre»), в 1980-е гг. он формирует специфическую лексику, близкую языку комиксов, граффити и массмедийной печатной продукции, воплощая характерные тенденции искусства «новой волны». Спонтанность, эмоциональность и пластическое раскрепощение в духе «варварского» синкретизма противопоставляется интеллектуальной элитарности концептуалистских практик. Пересматривая границы искусства, Ф. Буарон пытается установить новые отношения с предметами и ритуалами повседневной жизни. Эта емкая модель культурного производства заряжена нескончаемой игрой в клише - цитатами и ссылками на высокие образцы, принимающие самые банальные формы. Художник исследует визуальные и смысловые возможности «mise en abyme», обыгрывая традиционный мотив «картины в картине» на территории опрощенного, «клипового» автобиографического описания, сжатого до образа тавтологического, зацикленного на себе изобразительного ряда.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

68-74 207
Реферат
В статье исследуется взаимодействие биографии и портретной живописи, а также проблема интерпретации произведений искусства и репрезентации исторической личности. Визуальные образы оказывают влияние на формирование представления исследователя о своем объекте. Портрет - документ, который биографы осознанно или неосознанно используют при создании биографии. И портрет, и биографию можно считать произведениями одного жанра в разных видах искусства. Несмотря на большое количество документальных источников о фаворитке Марии-Антуанетты, герцогине де Полиньяк, и художественных интерпретаций ее образа, а возможно и благодаря этому, герцогиня остается ускользающим и непостижимым персонажем истории. Биографы предлагают различные взгляды на личность Полиньяк, в то время как на портретах кисти Э. Виже-Лебрён запечатлен определенный образ. В каждой анализируемой биографии автор выделяет специфическую композиционную структуру, которая определяет способ репрезентации характеров. Разножанровость биографий также оказывает влияние на представление исторического персонажа. В романе-биографии изображается определенный человеческий тип, контрастный образ, в то время как в документальных биографиях читателю предоставляется свобода интерпретации.
75-81 190
Реферат
Рихард Штраус сыграл одну из ведущих ролей в становлении жанра оркестровой песни эпохи fin de siècle австро-немецкой традиции. Его творчество включает оригинальные оркестровые песни и переложения Klavierlied для оркестра. Оригинальные оркестровые песни автор преимущественно называет Orchestergesang как понятие, вбирающее в себя свойства не только Lied, но и таких жанров, как оперная ария и симфоническая поэма. Анализ сочинений Р. Штрауса выявил ряд особенностей, создающих неповторимый стилевой облик его оркестровой песни. Таковы соотношение монументальности и интимности, образная сфера, семантика тональностей, использование риторических фигур, выразительная вокальная декламация, смешение тембров. Оркестровая песня Р. Штрауса репрезентировала эпоху fin de siècle в музыкальном искусстве и явилась жанровой моделью для композиторов Мюнхенской школы (З. фон Хаузеггер, М. Шиллингс) и ранних сочинений А. Шёнберга.
82-87 185
Реферат
Статья посвящена первому заграничному путешествию известного московского коллекционера А.В. Морозова. На основе фарфоровой коллекции промышленника в 1919 г. был открыт музей (впоследствии Государственный музей керамики). Так как в 1918 г. практически весь архив коллекционера погиб, то документальных сведений о его жизни на сегодняшний день практически не сохранилось. Тем ценнее немногочисленные источники личного происхождения, которые повествуют о жизни коллекционера. К числу таких документов относится его записная книжка с путевыми заметками, которые А.В. Морозов вел во время своего путешествия по Европе в 1878 году. Это первое полное обращение к данному историческому источнику, благодаря которому расширяются наши представления о личной жизни автора и его жизненных увлечениях (театр, музыка, чтение исторических книг). А.В. Морозов оказался тонким наблюдателем привычек, национальных особенностей, он с удовольствием приобщался ко всему, что предлагала Европа неискушенному туристу: полет на воздушном шаре, посещение музеев и театров. На страницах дневника перед нами предстает Европа, увиденная глазами человека, который имел о ней романтизированное представление, почерпнутое из исторических романов и общего курса истории, к счастью для автора разочарования от встречи не произошло.

КАФЕДРА

88-94 178
Реферат
В контексте исследования реалий современного межкультурного общения (ситуация поликультурности, диалог цивилизаций, межличностная основа общения, феномен «гражданина мира») постулируется вывод о необходимости рассмотрения метакультуры как концептуальной основы (и следствия) межкультурного диалога и предзаданного им межкультурного иноязычного образования. Межкультурный диалог можно, в целом, декларировать как процесс индуктивного взаимозависимого смыслотворчества в условиях разрушения ожиданий и предзаданностей на границе культурных сред, катализатором в котором является сознательное усилие личности коммуниканта. Результатом и состоянием такого диалога может выступать метакультура как состояние эволюционирующего сознания, при котором преодолевается «прерывность» культуры, обусловленная национальной идентификацией. В ходе обобщенно-сопоставительного анализа существующих теорий метакультуры (С.Е. Ячин), интеркультуры (В.А. Беляев), транскультуры (М.Н. Эпштейн), третьей культуры (Ф. Карснир), выявляется их комплементарный характер, синергизирующий особое понимание культуры в условиях межкультурного контакта как основанной на само- и взаимосозидающей эволюции коммуникантов и, как следствие, достигающей метауровня субъективации культурной идентичности, позиционирующей себя как объект размышления. Метакультура определяет целеполагание лингводидактики, помогает осуществить отбор компонентов содержания межкультурного иноязычного образования. Перспективы дальнейшего развития идеи метакультуры в контексте межкультурного иноязычного образования, однако, представляют определенный научный вызов.

ORBIS LITTERARUM

96-100 182
Реферат
Статья посвящена выявлению новых фактов о деятельности литератора и переводчика конца XVIII века П.Х. Безака. До 1795 г. жизнь П.Х. Безака проходила в тесной связи с Сухопутным шляхетным кадетским корпусом, являвшимся элитным учебным заведением и одним из центров культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII века. Будучи сотрудником кадетской типографии, литератор выступал как заказчик полиграфических работ, продавец и покупатель книг. Именно в кадетской типографии были напечатаны значительные переводные произведения П.Х. Безака - книга Ж.-П. К. Флориана «Новые новости», перевод книги академика И.И. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». На основе архивных документов реконструируется участие П.Х. Безака в издательской и книгопродавческой деятельности Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, определены тиражи, переведенных им книг, раскрываются подробности их печатания.
101-107 307
Реферат
В настоящей статье раскрывается история зарубежных русскоязычных сочинений писателя-эмигранта С.Д. Довлатова путем анализа материалов электронной базы данных «Книги на русском языке, изданные за рубежом, 1927-1991», ведущейся научно-исследовательским отделом библиографии Российской государственной библиотеки (НИО библиографии РГБ). Публикации произведений С.Д. Довлатова порождали широкий отклик его известных современников - литераторов, журналистов, деятелей культуры: в статье уделяется внимание этим отзывам, сопровождавшим произведения писателя и представляющим особенный интерес. Помимо отдельных изданий отражено творческое участие С.Д. Довлатова в коллективных сборниках, альманахах. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые уделяется непосредственное внимание подробному библиографическому обзору зарубежных русскоязычных изданий сочинений С.Д. Довлатова. Теоретическая и практическая значимость основных результатов исследования заключается в отборе, описании зарубежных изданий сочинений писателя на русском языке, обращении к сопровождающим их отзывам. Это позволит литературоведам и заинтересованным читателям лучше ориентироваться в зарубежной русскоязычной литературе, связанной с творчеством писателей третьей волны эмиграции.
108-112 177
Реферат
В рецензии на книгу С.И. Лякишевой «Русское усадебное рукоделие: NOBILIS культура» отмечается значительный интерес к изданию для культурологичесих исследований, так как в нем впервые исследуется культура усадебного рукоделия. Показана эволюция становления данной деятельности, определено ее место в общемировом процессе развития декоративно-прикладного искусства, выявлена историческая и культурная значимость, охарактеризована ее экономическая составляющая и установлено влияние на весь уклад жизни дворян. Исследование базируется на историческом и феноменологическом подходе с точки зрения библиотековедения, музеологии и искусствоведения в их синтетическом единстве.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

114-120 190
Реферат
Тема статьи - миф о Софии, созданный «канунной» культурой русского духовного ренессанса. Проанализированы особенности коннотаций мифологемы Софии в культурном пространстве переходной эпохи. Отмечена обусловленность софиологической тематики мирочувствованием порубежья, делающего центральной проблематику поиска вневременных оснований бытия, связи времени и Вечности. Творчество Вл. Соловьева представлено как своеобразная «программа мысли» для русской софиологии, получившая свое развитие в двух руслах: в религиозной философии, не совпадающей с официальной церковностью (С. Булгаков, П. Флоренский), и в религиозной мистике (В. Иванов, А. Белый, А. Блок). Определены особенности софиологической проблематики и трактовки Вечной Женственности в религиозно-философских учениях и эстетике символистов. Миф о Софии рассмотрен как многоплановый «текст», представленный творчеством русской религиозной философии и миром искусства, как порождение принципиально синкретичной культуры русского духовного ренессанса, основой которого стало религиозное возрождение и «новое религиозное сознание».
121-127 221
Реферат
Рассматривается итальянское влияние на русское садовое искусство со второй половины XV до конца XVII века. Высказывается версия о создании первых «итальянских» садов в период возведения архитектурного ансамбля Московского Кремля и реконструкции окружающей его территории. Появление первых в Москве «верховых» садов связывается со строительством дворцового комплекса великого князя. Их устройство было предусмотрено на сводах первого этажа зданий. Разбивка обширного сада за Москвой-рекой, напротив дворца, была частью итальянского плана благоустройства территории вокруг Кремля и исходила из ренессансных принципов его построения - вынести сад из замкнутого пространства на открытое, хорошо обозреваемое место. По свидетельству исторических источников, несмотря на ослабление контактов с Италией, «итальянский» облик кремлевского дворца бережно сохранялся до XVII в., когда верховые сады получили более широкое распространение. В XVII столетии в России возникает интерес к загородным декоративным садам. Вид и планировка некоторых из садов подмосковной царской усадьбы Измайлово вызывали у иностранных путешественников прямые аналогии с итальянскими садами. К таковым можно отнести круглый «Аптекарский огород» и «Сад с потешными палатами и лабиринтом». Некоторые литературные описания и гравюры подтверждают эти оценки. Многочисленные образцы западноевропейского садового искусства в период позднего Средневековья находились в одном из районов Москвы, Немецкой слободе, где постоянно проживали и итальянцы. Анализируются конкретные примеры освоения основ искусства итальянского Возрождения при создании древнерусских садов.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)