КОНТЕКСТ 
Исследование посвящено комплексному анализу актуальной проблемы философского осмысления культуры хозяйства в контексте трансформации ценностей культуры хозяйства в социальные институты. Целью исследования является обоснование детерминированности процесса превращения ценностей в социальные институты (регуляторы) объективными экономическими интересами людей. С учетом ведущейся в последние десятилетия дискуссии о характере рассматриваемой трансформации предложен сравнительный анализ имеющихся точек зрения на характер и динамику рассматриваемого процесса. Выявлена неоднозначность современных трактовок принципа рационализма, обусловленная постоянной трансформацией ценностей в условиях нестабильности рыночной экономики. Раскрывается характер и основные этапы (фазы) процесса превращения ценностей в социальные институты — нормы человеческого поведения. Определено содержание трех основных фаз данного процесса (генерация, инсайт, экстериоризация). Сформулирована идея о гомеостазисе системы ценностей, которая представляет собой способность различных сложных систем поддерживать свое динамическое равновесие посредством саморегуляции и способности сохранять внутреннюю стабильность. Сопоставлены концептуальные подходы к данной идее, содержащиеся в работах Л.Н. Гумилева, К. Маркса, Г. Уоллеса, Э. Брукинг и других авторов. Выделены два исходных архетипа культуры хозяйства (светский и религиозный) и раскрыты их характер, содержание и базовые элементы. Выявлен позитивный исторический опыт философии культуры в области формирования статусного ранга различных ценностей и их актуализации в рамках светской и религиозной культуры хозяйства. Указана перспективность аксиологического подхода к дальнейшему изучению данной проблематики с учетом растущей нестабильности, неопределенности и рисков дальнейшего социально-экономического и социокультурного развития общества (хаотизация социальной процессуальности, растущая социальная оппозиция в виде девиантного и делинквентного поведения и др.).
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
Сфера креативных индустрий представляет собой вид деятельности, основанный на применении творческого подхода. За счет сложного состава областей производства, относимых к креативным индустриям, и междисциплинарности подходов к их изучению в настоящее время не выработана консолидированная позиция относительно их определения, состава, классификации и сущностных характеристик. В то же время многие исследователи считают, что именно деятельность в области креативных индустрий имеет способность к развитию человеческого потенциала. Включение темы, принципов и подходов креативных индустрий в образовательный процесс высших учебных заведений России отвечает тенденциям развития образовательной сферы, связанным с формированием нужных в современных условиях метапредметных навыков и умений. В тех ситуациях, когда нет возможности и необходимости внедрения в образовательные программы специализированных учебных курсов по креативным индустриям, таких же положительных результатов можно достигнуть с помощью применения практико-ориентированного подхода по отношению к дисциплинам, предусмотренным учебными планами, учебным и производственным практикам, образовательным мероприятиям. Посредством знакомства с творческими бизнесами, разработками собственных креативных проектов учащиеся имеют возможность расширить будущее профессиональное поле, применять знания, полученные в том числе в результате изучения широкого спектра дисциплин для решения реальных проблем в общественной жизни. Практико-ориентированный подход в образовательных программах может быть воплощен в формах специализированных образовательных программ, проектных семинаров (конкурсов, инкубаторов) и просветительских событиях. В статье рассмотрены практические примеры указанных форматов, реализованных Агентством «Творческие индустрии» в период с 2015 по 2018 г. в партнерстве с рядом государственных образовательных учреждений высшего образования (Московской высшей школой социальных и экономических наук, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московским городским университетом управления Правительства Москвы, Петрозаводским государственным университетом, Сибирским федеральным университетом) и учреждениями культуры.
Статья посвящена теоретическому осмыслению художественной культуры Якутии XX—XXI вв., впервые проводящемуся с позиций методологических концепций М. Мамардашвили — А. Пятигорского и теории модернизации Ш. Эйзенштадта. Автор конструирует модель определения свойств и характеристик складывающейся культурной парадигмы, обозначая ее термином «этномодерн». Научная новизна работы определяется отсутствием в региональном искусствоведении и культурологии исследований, ориентированных на методологическую новацию в философии искусства. Выявление закономерностей и особенностей формирования современного регионального искусства актуально, поскольку способствует описанию культурных систем и кодов многонациональной России. В исследовании ставятся задачи классификации якутской художественной культуры (начиная с домодерна и заканчивая постмодерном) и типологии символических конструктов сознания, присущих искусству указанных этапов. Современное состояние креативной культуры Якутии определено через потенциал театрального, кинематографического, изобразительного и музыкального искусств (этномодерн и этнопремодерн). Методы междисциплинарных исследований позволяют выделить этнообразующие конструкты художественной культуры Якутиии, разные символические категории сознания в духовном ландшафте региона и предложить авторскую версию анализа этапов развития европейской культуры на примере искусства национального региона. Обозначены две основные тенденции, оперирующие символическими конструктами мифологического или метафизического типа конципирования. Результатом проведенного исследования является авторская концепция новой парадигмы креативной культуры Якутии (этномодерн), сочетаемая с состоянием этнопремодерна. Раскрыты особенности данной парадигмы, потенциал саморазвития и соотношение с принятой классификацией этапов европейской эволюции культуры.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Исследуется эстетика современного западного аудиовизуального искусства на примере вступительных титров (заставки) к американскому телесериалу «Клиент всегда мертв» (Six Feet Under; 2001—2005). Сама заставка и разрабатывавший ее эстетическую концепцию сериал стали «культовыми» произведениями западного телевидения и объектами для подражания в теле- и киноискусстве США. Заставка, в свою очередь, была создана командой дизайнеров Digital Kitchen на основе музыкальной темы американского кинокомпозитора Т. Ньюмана, законодателя жанра в области саундтрека 1990—2010-х годов. Данное произведение интересно как одно из знаковых в современной массовой культуре, что позволяет на его материале анализировать эстетические течения внутри постмодернистского аудиовизуального искусства в целом. Для анализа был избран метод, использованный Р. Бартом в отношении произведений массовой культуры, при котором отдельно рассматриваются буквальное значение художественных образов и символическое (коннотации, метафоры, аллегории). Музыка Т. Ньюмана исследуется в соответствии с практикой рассмотрения киномузыки и как музыкально-художественного, и как акустического явления, предложенной М. Шионом. Проанализировано согласование музыки с кадровым (буквальным) содержанием видеоряда и с коннотативным (символическим) значением визуальных образов. Термин «аффект», взятый из эстетической теории барокко искусствоведами-постструктуралистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари, используется для описания схожих явлений в постмодернистском искусстве. Интервью, дополнительные материалы к сериалу и другие источники, повествующие о замысле создателей произведения и о ходе работы над ним, расширили источниковую базу исследования. В ходе изучения аудиовизуальной композиции были выявлены эстетические приемы аффективной (чувственно-эмоциональной) передачи художественных образов, «контрапункта» аллегорических и реалистических (натуралистических) образов в видеоряде и музыке, опоры на пары образов-антитез (тепло/холод, движение/статика, жизнь/смерть и ряд других). Автор делает вывод о том, что исследуемая эстетическая модель напоминает, как по содержанию, так и по форме выражения, эстетику эпохи барокко в видоизмененной постмодернистской форме (необарокко).
НАСЛЕДИЕ 
В статье поднимаются актуальные проблемы: может ли театр быть христианским и кем в данном случае является актер — «жрецом» или «скоморохом». Цель данной статьи — рассмотреть проблему «христианского театра» на разных уровнях: историческом, психологическом, социальном. Решается задача проанализировать вопросы становления личностей актеров, их религиозных поисков. Рассматриваются условия христианского воспитания в семье и сохранения веры в сложный исторический период русской истории конца XIX — середины XX века. Новизна данного исследования заключается в том, что в научный оборот вводятся как малоизвестные рукописные материалы, хранящиеся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки: 44 автобиографии признанных артистов, которые в отредактированном виде опубликованы в 1928 г. писателем В.Г. Лидиным, так и другие неопубликованные документы. Источники показывают, что артисты, воспитанные на христианских идеалах, следовали им в своем творчестве, несмотря на тяжелые условия социально-политической жизни в стране. Среди них — известные актеры Московского Художественного театра (МХТ), Московского Художественного академического театра (МХАТ), Государственного академического Малого театра, Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГОСТИМ), Большого драматического театра (БДТ), Государственного академического Театра им. Евг. Вахтангова (и др.): В. Качалов, И. Ильинский, Р. Аполлонский, Л. Вивьен, Г. Ге, А. Коонен, А. Орочко, Г. Мартынова и другие мастера. В статье были использованы и малоизвестные сочинения самих актеров, анкеты актеров по психологии актерского мастерства, фотоматериалы, а также рукописные и опубликованные воспоминания современников (Е.Д. Головинской, Э.А. Коротневой, В.Д. Маркова, Ю. Панича), позволяющие с разных сторон рассмотреть проблему «христианский театр».
Одним из положительных явлений современной культуры является тенденция к изучению и сохранению городского пространства, что особенно важно для исторических городов. Обращение исследователей к изучению урбанистических пейзажей, выполненных художниками предшествующих эпох и оставивших для потомков виды больших и малых городов, способствует процессу воссоздания утерянных памятников. Важность изучения образа города через визуальные источники определяется и тем, что город — это территория, связанная с жизнью людей, которые причастны к созданию памятников зодчества. Город — это среда обитания человека, отражающая его повседневную жизнь. В статье впервые исследуются особенности градостроительного искусства Казани начала XX в., отраженные в графических работах татарских сатирических журналов «Яшен» («Молния») и «Ялт-юлт» («Сверкание»), издаваемых в начале XX века. Рисунки, представленные в «Яшен» и «Ялт-юлт», являются иллюстрациями к статьям и фельетонам.
Большая часть рисунков выполнена в жанре карикатуры, что предопределено тематикой исследуемых журналов. В основном объекты архитектуры, изображенные в карикатурах журналов «Яшен» и «Ялт-юлт», не несут самостоятельного значения, они лишь «присутствуют» в композиции рисунка для того, чтобы ярче показать событие из жизни города. Другая группа рисунков татарских сатирических журналов — это изображения архитектурных сооружений, иллюстрирующие тексты рекламных объявлений. В графике этой группы изображение памятников архитектуры характеризуется тщательной проработкой деталей благодаря воссозданию образа архитектурного сооружения через визуальную память. В связи с тем, что основная часть татарского населения Казани начала XX в. проживала на территории Старой и Новой татарских слобод, авторы статей, фельетонов и карикатур в журналах в основном отображают жизнь этих частей города.
Исследование базируется на изучении фундаментальных работ и публикаций российских ученых а также анализе корпуса источников: статей и рисунков из журналов «Яшен» и «Ялт-юлт», архивных материалов.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
Особое место в современной российской культуре занимают образы, сконструированные в советский период. Продолжают ли они свое существование, предпринимаются ли попытки их отрицания или преодоления — наша культура сохраняет с ними связь. Представленная статья посвящена становлению концепта «советского человека», который в современной гуманитаристике часто трактуется слишком обобщенно. Новизна исследования заключается в том, что в его фокусе — образ «советской женщины», гендерный стереотип, внедряемый всей мощью пропагандистской машины. В работе зафиксировано произошедшее в 1930-х гг. обогащение образа «трудящейся женщины» новыми смыслами — «матери-общественницы». В основании этого изменения властного дискурса, по мнению автора, лежит реализация проекта «социального материнства». Сконструированный в результате образ «освобожденной от домашнего рабства трудящейся матери-общественницы» стал эталонным и транслировался пропагандой в течении двух последующих десятилетий. «Освобождение и равноправие», которое было заявлено в 1920-е гг., вскоре, по сути, превратилось в оправдание двойной нагрузки — оставаясь ударницей и общественницей, она должна была соответствовать идеалу здоровой матери здорового ребенка. Так появилась идеальная советская женщина, которая все успевает и все умеет, всего добивается сама и активно реализует те возможности, которые предоставила ей советская власть.
Источниками исследования послужили статьи, письма, репортажи, иллюстрации, опубликованные в журнале «Работница» в 1930—1935 гг., издаваемом ЦК ВКП(б). Данный журнал был избран потому, что имел адресную гендерную аудиторию, солидный (около 350 тыс. экземпляров) тираж и частый выпуск (три раза в месяц).
КАФЕДРА 
Статья посвящена вопросам использования американских школьных учебников XIX в. по национальной истории в качестве источников историографического и культурологического исследований. Актуальность данной темы определяется тем, что исторически в США развивались и сосуществовали несколько регионов, по своим экономическим, культурным и идеологическим характеристикам сильно различавшиеся между собой. Следовательно, широкая политическая автономия отдельных штатов, в круг компетенций которых традиционно входит управление системой образования, дает повод предположить, что трактовка американской истории в школьных учебниках, созданных и применявшихся в разных частях страны, могло отражать лишь систему ценностей жителей отдельных штатов.
В основу проведенного исследования был положен принцип историзма, который позволил подробно рассмотреть такие темы, как авторство, география издания и использования учебников по истории в контексте меняющихся социокультурных реалий США XIX века.
В результате были сделаны следующие выводы. Зарождение системы всеобщего народного образования, а также стремительное развитие полиграфии в Новой Англии обусловили появление там в 1820-х гг. целой плеяды авторов самых востребованных учебников по истории США. Одновременно с ростом количества и влияния издательских фирм в Нью-Йорке и Филадельфии центр производства учебной литературы во второй половине XIX в. переместился в Средне-Атлантические штаты.
Континентальная экспансия США создала предпосылки для массовой внутренней миграции населения, которое в числе другого имущества перевозило школьные учебники. Поскольку система школьного образования вплоть до конца XIX в. была новым и плохо развитым институтом, который еще не пользовался должным авторитетом у населения страны, руководители школ и учителя были не в состоянии обязать родителей покупать утвержденные школой, округом или штатом книги. Это привело к проблеме «учебного плюрализма» и распространению пособий северных авторов по всей территории США. Одновременно с этим высокая доходность бизнеса по продаже учебников привела к проблеме «перепроизводства» школьных книг.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
Проблема духовного развития нации, вопросы формирования, становления и основные тенденции дальнейшей эволюции ее искусства в условиях глобализации современного мира и роста межкультурного взаимодействия становятся предметом исследования многих ученых-искусствоведов, которые своими актуальными статьями и выступлениями обусловили дальнейшее совершенствование искусствоведческой науки Казахстана.
В настоящее время Республика Казахстан (РК) находится на пути кардинального изменения своей политической, экономической и культурной системы, что стало возможно с приобретением РК статуса суверенного государства.
Учеными Казахстана — историками, этнографами, культурологами, искусствоведами XX—XXI вв. проведены комплексные исследования истории, культуры и искусства казахского народа. Особенное внимание уделялось описанию традиционных видов прикладного искусства (войлоковалянию, ткачеству, вышивке), а также творчеству мастеров-ювелиров.
Если традиционные виды прикладного искусства описывались и изучались искусствоведами широко в этнокультурологических аспектах, то профессиональное ювелирное искусство Казахстана, творчество современных национальных мастеров остаются до сих пор недостаточно исследованными, в том числе вопросы интерпретации архаичных и традиционных форм в сегодняшнем ювелирном искусстве.
Современные художники-ювелиры, работающие в самых актуальных формах, сохраняют казахские традиции ювелирного мастерства: используют в своих произведениях общепринятые техники обработки металла, творчески интерпретируют традиционные формы.
Активное использование устоявшихся техник современными мастерами дополняется новейшими технологиями.
Художественные особенности ювелирных изделий современности базируются на авторской трактовке форм и техник традиционного ювелирного искусства, происходит своего рода синтез: переплетение традиций казахского ремесла, технических приемов народного прикладного искусства и актуальных художественных тенденций.
К сведению авторов 
ISSN 2588-0047 (Online)