Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 17, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3

КОНТЕКСТ 

  • Известная мудрость гласит, что праздный мозг — мастерская дьявола. Катастрофа античного мира, в котором плебс, имевший все возможности не работать и требовавший «хлеба и зрелищ», наглядно подтверждает эту мудрость.
  • Альтернатива — мир творчества, развитие самоорганизации. Как гласит французская пословица, «найдите дело по душе, и вам не придется работать». Человеку не должно быть скучно и грустно в нашем огромном мире наедине с собой, тем более, когда есть «роскошь человеческого общения» с другими.
  • Душа, совесть, ответственность, осознанность, моральный выбор, рефлексия — важнейшие сущности для человека, к которым наука, искусство, философия, религия нащупывают свой путь.
  • Христос советовал оставить Богу богово, а кесарю кесарево. Нам тоже сейчас следует разобраться, что можно отдать ИИ, а что оставить себе. Роль культуры состоит в том, чтобы мудро и точно провести эту черту.
228-241 1750
Реферат

В настоящее время происходит революция, связанная с быстрым развитием и повсеместным внедрением систем искусственного интеллекта (ИИ). Этот процесс открывает большие возможности и несет большие риски. Он стал важным фактором геоэкономики и геополитики, ареной соперничества сверхдержав.

Человек существует в рациональном, эмоциональном и интуитивном пространствах. Последние три столетия были связаны с освоением рационального пространства. Мы мало знаем об эмоциональном и почти ничего не знаем об интуитивном пространствах. Эти сферы познания мира связаны с искусством, художественным и социальным творчеством, философией. Роль этих сфер в XXI в. будет расти. Сейчас происходит переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации, от мира машин к миру людей. Поэтому попытки свести деятельность человека к рациональному решению задач, заменить его во многих сферах ИИ будут шагом назад, в прошлое, а не вперед, в будущее.

Ответ на вызов, связанный с развитием ИИ, со стремительным распространением компьютерных технологий, должен быть дан, прежде всего, в культурном пространстве, в сфере смыслов и ценностей. Требуется переосмысление сущности и ограничений человека, природы тех инструментов, которые он может создать, и тех, от которых следует отказываться. Речь идет о пересмотре возможностей человека и его места в мире, а также о кардинальных переменах в организации общества. Показано, что стратегия «безответственных богов» и препоручение ИИ «последних вопросов» может привести к глобальной катастрофе. Однако осознанное использование открывающихся возможностей может помочь человечеству выйти на новый, более высокий уровень. Выбор между этими альтернативами сейчас делается в культурном пространстве.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

  • «Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами» считал классик теории стратегии Карл фон Клаузевиц. Именно поэтому в современном менеджменте уделяется столько внимания стратегии.
  • Без ясно и четко написанной стратегии развитие музея, как и любого другого института невозможно. Актуальная задача – понять оптимальный формат стратегических документов для культуры.
  • Современность требует нового подхода не только к составлению, но и оформлению стратегии. Стратегия нового типа – не просто документ, но и инструмент public relations.
242-250 841
Реферат
Наличие документов стратегического развития в настоящее время уже стало официально зафиксированным стандартом музейной деятельности в некоторых странах Европы и постепенно становится обязательным элементом музейного менеджмента в Российской Федерации. В связи с этим возникает насущная необходимость хотя бы в общем описании ситуации с подготовкой и структурированием подобных документов. Как показывает практика, проблема создания документов стратегического планирования по-прежнему актуальна для отечественной музейной сферы. Одним из вариантов ее разрешения является обращение к современному международному опыту. Статья посвящена анализу форматов стратегических планов в музейной сфере Великобритании и США, созданных как отдельными музеями, так и музейными объединениями. Всего рассмотрено девять подобных документов. Основное внимание было уделено их структуре, т. е. основным смысловым элементам и формату представления. Можно отметить следующие моменты в подготовке стратегических документов музеев: очевидна тенденция к их сокращению и представлению в итоговом тексте самых важных элементов. В число последних, как правило, попадают следующие разделы: миссия (и/или ценности), основные цели/направления деятельности и задачи, образ будущего. Гораздо реже включаются принципы и анализ основных вызовов. Аналитическая часть обычно не выделяется в отдельный раздел и либо выносится в приложение, либо оформляется в виде врезок к соответствующим частям текста. Большое внимание уделяется внешнему виду стратегических документов и их воздействию на реальных и потенциальных стейкхолдеров: и тексты, и дизайн в первую очередь ориентированы на внешнюю аудиторию. Практика показывает, что современная музейная стратегия становится не просто инструментом музейного менеджмента, но и крайне важным инструментом public relations.
  • Американская мегакорпорация Google более 20 лет с успехом конвертирует привычные модели человеческой жизнедеятельности в новые форматы информационно-коммуникативных услуг
  • В рамках знаменитого проекта Google Search Book было положено начало массовому сканированию библиотечных коллекций, начата разработка новой институциональной модели электронных библиотек
  • Сервис Google Book Search всегда был ориентирован на массового пользователя, постоянно расширял набор опций, повышал уровень комфортности доступа к сервису
  • Маркетинговый потенциал библиотечного проекта Google особенно развернулся в рамках многоплатформенного мультимедийного сервиса Google Play Books c марта 2012 года
  • Как инструмент культурной глобализации библиотечный проект IT-гиганта, лидера информационно-коммуникативных технологий в условиях глобального капитализма, отличается неискоренимой социальной двойственностью
251-261 606
Реферат

В статье анализируются характерные особенности и логика развития библиотечного проекта компании Google — сначала в рамках знаменитого проекта Google Book Search (известного также как Google Books и Google Print), а позднее — как Google Play Books в составе мультимедийного многоплатформенного сервиса Google Play. Разработка и апробация новых социально-коммуникативных моделей в работе с пользователем, сочетающих комплексность и глобальность охвата аудитории с использованием ее интерактивного потенциала, — неизменный тренд деятельности корпорации на протяжении десятилетий. В начале 2000-х гг. компания положила начало массовому сканированию библиотечных коллекций, тем самым инициировала разработку новой институциональной парадигмы электронных библиотек. Позднее, выработав в ходе многочисленных судебных разбирательств по обвинению в нарушении авторских прав новые бизнес-модели распространения электронных копий печатной продукции, она же выступила первопроходцем в освоении нового информационного рынка.

С самого начала сервис Google Book Search был ориентирован на массового пользователя, чему способствовали постоянно расширяющийся набор опций и повышение уровня комфортности доступа к ресурсу. В 2006—2010 гг. в рамках сервиса пользователи получили возможность скачивать книги, свободные от действия закона об авторском праве, в формате pdf; был добавлен новый интерфейс просмотра «Об этой книге»; предоставлена возможность оперировать текстами в рамках опции «Моя библиотека»; запущена мобильная версия сервиса; предоставлен доступ к статистической информации о диахронической частотной динамике словоупотребления на основе собранной базы данных.

Анализируется дальнейшее развитие библиотечного проекта в рамках сервиса Google Play Books, предоставляющего возможность пользователям читать, приобретать и продавать электронные книги, пользоваться закладками, загружать собственные книги в форматах pdf и EPUB, синхронизировать данные на всех устройствах пользователя. Дается оценка социального значения проекта в контексте развития глобальной электронной цивилизации.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

  • В чем загадка киноантологии культового российского режиссера Алексея Балабанова? Отвечая на вопрос, автор статьи обращается к мифологической структуре волшебной сказки, концептуализирующей большинство жанровых кинолент режиссера.
  • Майский номер журнала «Esquire» был посвящен 20-летию культового фильма Алексея Балабанова «Брат 2» с Сергеем Бодровым младшим на обложке. 2020-й стал также 20-летием со времени начала съемок трагического кинопроекта «Река», единственного в фильмографии А.О. Балабанова построенного на материале традиционного общества.
  • Проведенные параллели с фильмами «Брат» и «Брат 2» к незавершенному проекту «Река» позволили констатировать, что законченный фильм являлся бы поворотом в творчестве Балабанова от мифа к логосу, от жанрового кино к кинопритче о российской культуре.
  • Пророческий дар режиссера, воплощенный в ряде его авторских кинокартин, интерпретируется на фильме «Река», отражая «невозможную возможность» культуры российских народов.
262-277 710
Реферат

Автором дана попытка раскрыть смысловой посыл недоснятого фильма «Река», который предполагался новым программным продуктом в творчестве Алексея Октябриновича Балабанова. В начале статьи раскрывается режиссерский способ концептуализации своих кинополотен, апеллирующих к мифологическому конципированию структуры повествования помимо сюжета и жанровой принадлежности фильма. Последнее проясняется в процессе сопоставления фильмов со структурой волшебной сказки, что ранее также отмечено некоторыми исследователями творчества А.О. Балабанова. Новизна статьи связана с философским анализом указанной концептуализации незаконченного фильма «Река» (2002 г.) и попыткой выявления эстетических эффектов и символических смыслов, закодированных в кинопроизведении.

Пристальное внимание режиссера проекта «Река» к культурам традиционного общества и особенно к культуре северян — тофалар (тофа), якутов (саха) обусловлено, по мнению автора статьи, близостью традиций народов Севера и Арктики к мифологическому способу конципирования в культуре. В этом смысле проект «Река» должен был, по всей вероятности, стать экспериментом режиссера по выстраиванию архаичного топоса с кристальным мифологическим концептом избытка природного над культурным и соответствующей ему ментальностью и психологией поступков «ветхой эпохи». Главное в этом кинематографическом эксперименте заключалось в вынесении культуры «за скобки» и анализе стихийности в природе человека с последующим «раскалыванием» мифологического сознания; в разрыве эпического круга традиции с символическим выходом через концепт «лодка» и «река» к универсальному человеческому началу, метафизическому топосу мысли. Пророческий дар режиссера, воплощенный в ряде его авторских кинокартин, интерпретируется на примере фильма «Река» и отражает посыл к пути саморазвития культур российских народов.

НАСЛЕДИЕ 

  • В огне Гражданской войны рождается новый вид агитационного искусства – агитационная азбука. Как правило, такие азбуки были сатирические.
  • После успеха «Советской азбуки» В.В Маяковского, художники-плакатисты (М. Черемных, Д. Моор, А. Страхов) обращаются к форме агитационной азбуке.
  • Многие из создателей агитационных азбук использовали популярный язык народного искусства.
278-291 601
Реферат
Статья посвящена сатирическим агитационным азбукам, появившимся в период Гражданской войны и ранее не выделяемым исследователями в отдельный вид агитационного искусства. Азбука, имевшая ранее узкое предназначение — обучать детей грамоте, — становится в руках художников и писателей своеобразной формой агитационного искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что азбука, в отличие от букваря, меньше нагружена учебным материалом и, соответственно, в ней большее место отводится иллюстрациям. В статье представлена история развития агитационной азбуки. Подробнее проанализированы «Советская азбука» В.В. Маяковского, «Азбука красноармейца» Д.С. Моора, «Азбука революции» А.И. Страхова и «Антирелигиозная азбука» М.М. Черемных. Также вкратце рассмотрена «Наша азбука»: плакаты «Окна» ТАСС, созданные разными художниками во время Второй мировой войны. Отмечено особое значение первой агитационной азбуки В.В. Маяковского, на которую потом ориентировались многие художники. Авторы первых сатирических азбук времен Гражданской войны сознательно использовали традиционную форму народного лубка, а также частушки, поговорки для того, чтобы создать образы, близкие к народу. Уделено внимание иконографическим связям азбук с плакатами в творчестве Д.С. Моора и М.М Черемных, которые переносили свои решения из плаката в азбуки.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

Такого не умел до него никто, а подражать ему бесполезно. Чехов – писатель и человек – одна из главных загадок последнего столетия. Чеховский дискурс – это всеобъемлющее влияние новатора и парадоксалиста на культуру. Основа влияния состоит в поставленном Чеховым «диагнозе»: человеческим странностям, переходной эпохе, русскому бытию. Источники уникальности и привлекательности Чехова имеют двоякую природу. Во-первых, это алогизм, отчужденность, взаимонепонимание как признаки бытия. Во-вторых, - ироничность, абсурдность, сострадание и жесткий взгляд как признаки художественной образности в текстах.
292-304 558
Реферат

Цель настоящей статьи — доказать, что мировая культура, будь то картина мира в ее обобщенном качестве или конкретные художественные практики в разных видах искусства, испытывает неослабевающее влияние личности и творчества А.П. Чехова. Речь идет не только о персонажах, жизненных коллизиях или отдельных художественно-эстетических приемах, но и о смыслополагании, качественно измененном А.П. Чеховым, что мы определяем как «чеховский дискурс». Последний понимаем как систему отсчета, в которой происходит межкультурная коммуникация, обозначаем культурную матрицу с присущими ей кодами и подчас неожиданными смыслами, рожденными десятилетиями внимания и постижения А.П. Чехова.

Основными признаками чеховского дискурса мировой культуры мы полагаем: уникальное по глубине и парадоксальности проникновение творца в социально-нравственный мир человека (своего рода «диагноз»); концептуальную интеграцию интертекста и контекста индивидуального творчества и мирового культурного опыта; формирование эстетических оснований искусства абсурда как характерного культурного феномена чеховской и послечеховской эпохи.

«Диагностика» была продуктом уникальной интеллектуальной прозорливости и интуитивной одаренности А.П. Чехова. Свойство чеховского диагноза и объяснение того, что рецептов не было, — это присутствие фигуры А.П. Чехова и его картины мира в культурном континууме. Продолжение мыслей и образных систем А.П. Чехова с их деталями и моделями — это несколько пластов творческой «продукции», созданной в разных видах искусства и в разные периоды, прошедшие в жизни человечества после А.П. Чехова.

Чеховский интертекст — это диалог русского человека с другими эпохами и авторами; диалог не лишен иронии по отношению к «собеседникам», к предмету обсуждения, к самой жизни. Это, источник неожиданных ассоциаций и представлений о парадоксальных связях быта и бытия. Чеховский контекст как смысловая грань чеховского дискурса мы полагаем проявившимся прежде всего в тех связях и влияниях, которые носили и продолжают носить персоналистский характер: исследователи из разных стран, последователи в творчестве.

В пространстве вечности, на фоне парадоксальных культурных тенденций сформировался феномен, который мы ранее обозначили впервые введенным в научный оборот понятием «русский абсурд». Чеховский дискурс мировой культуры, с одной стороны, ненавязчиво ввел в художественные практики принципы алогизма, взаимонепонимания, отчужденности, иронических несовпадений обыденных проявлений и деталей, с другой стороны, обозначил существование обыкновенного человека в пространстве вечности, в пустом и опасном, чуждом и непонятном мире.

ORBIS LITTERARUM 

  • В статье исследуется специфика изображения темнокожей прислуги белым писателем.
  • К. Стокетт изображает двух темнокожих служанок борцами с расизмом, главным  оружием которых становится слово.
  • Обе героини прибегают к типичным афроамериканским языковым практикам («sass» и «signifyin(g)») и предстают как трикстеры.
306-318 700
Реферат
Афроамериканские критики и писатели часто обвиняют белых авторов в попытках культурной апроприации, когда последние в своих текстах говорят от имени темнокожих персонажей. В этом случае, по мнению афроамериканцев, они описываются белыми стереотипно и таким образом лишаются голоса. Несмотря на это, подобные попытки продолжаются. Нестихающая полемика по поводу культурной апроприации, возобновляющаяся после выхода подобных литературных или кинотекстов (достаточно вспомнить недавний фильм «Зеленая книга»), обусловливает актуальность обращения к данной теме. В 2009 г. вышел роман К. Стокетт «Прислуга», в котором повествование ведется от лица трех женщин, в том числе двух темнокожих служанок (Эйбилин Кларк и Минни Джексон). Они рассказывают о своем опыте работы на белых хозяев в начале 1960-х гг. в городе Джэксон (штат Миссисипи) во времена жесткой расовой сегрегации. Названные героини предстают у К. Стокетт борцами с расизмом, а главным их оружием становится слово. Минни напрямую высказывает своим работодателям собственное мнение о них, что соответствует описанной в текстах афроамериканских авторов манере дерзко разговаривать с теми, кому ты подчиняешься, называемой sass. Эйбилин же старается не показывать свое отношение к белым, а в разговорах с ними максимально зашифровывает истинное содержание высказываний, по сути используя практику «означивания», также характерную для афроамериканской культуры: убеждает других служанок рассказать белой девушке об отношениях между хозяевами и прислугой в их городе для того, чтобы затем это было опубликовано. Она воспринимает сохранение истории этноса в письменном слове как способ борьбы против расизма. Автор приходит к выводу о том, что К. Стокетт следует, сознательно или нет, традициям афроамериканской литературы, в которой многие темнокожие персонажи выступают как трикстеры.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

320-332 912
Реферат
В статье рассматривается история развития античной театральной архитектуры в контексте окружающей среды, формирующей территорию, приобретающую статус культурного ландшафта. Материал древности осмысливается в аспекте эволюции формирования театральных зданий, начиная от древнегреческих к древнеримским, которые, несмотря на руины, поражают нас своей масштабной и нетронутой архитектурой. Предпринимается попытка систематизации ценных свидетельств прошлого: материальных (архитектура театров) и нематериальных (театральное искусство), поскольку репертуар жив до тех пор, пока исполняется, а театральная архитектура остается потомкам. Рассматриваются их взаимоотношения в пространстве и во времени. Методы проведенного исследования (описание изучаемых явлений, натурное наблюдение, проблемно-исторический анализ) позволили основной акцент сделать на специфике устройства театральных зданий, находящихся на открытых пространствах, представляющих культурные ландшафты — обширные территории сотворчества человека и природы. На протяжении эпох архитектура театра, предназначенная для зрелищных представлений, связанная со средовым фактором и актерским искусством, претерпевала трансформацию, так же как и само театральное искусство менялось, иногда в пределах одного спектакля на одной сценической площадке. Фрагменты утраченного культурного опыта сегодня являются открытыми системами в ассоциативном, семантическом, историческом аспектах, а также в плане реконструкции объектов. Они формируют притягательное и популярное место, выходящее за пределы градостроительных условий, имеющее свойство общественно значимого пространства. Сложившаяся в античный период композиция построения театров и принципы формообразования оказали большое влияние на их последующее развитие и сохранились в современных проектных решениях. В этом контексте данный опыт интерпретации архитектурных памятников, относящихся к театральному искусству, имеет большое культурное и воспитательное значение не только в смысле реконструкции утраченного пласта культурного наследия, но, в большей степени, в моделировании нового видения формирующейся сегодня архитектурной культуры мира.

К сведению авторов 



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)