Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Приглашаем познакомиться с содержанием первого выпуска 2024 года

В 2024 году обложка журнала претерпела небольшие изменения, и главным из них стало напоминание о том, что текущий год для него юбилейный. 20-летие издания свидетельствует о его профессиональной зрелости и вдохновляет авторов и редакцию на публикацию самых интересных результатов исследований в сфере культуры и искусства.

Первый выпуск представляет широкую тематическую палитру: книжная культура отмечена аспектами философского осмысления цивилизации, художественной интерпретации содержания изданий, введения в научный оборот исторических рукописей; изобразительное, музыкальное и декоративно-прикладное искусство, традиции исторических балов, оперные и балетные постановки, а также современный кинематограф — все это вызвало исследовательский интерес авторов журнала, и, мы надеемся, найдет отклик у его читателей.

Выпуск открывается статьей общепризнанного классика отечественного книговедения и библиотековедения Ю.Н. Столярова «Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова)». Данную статью можно считать в какой-то степени духовным завещанием сразу двух без преувеличения выдающихся деятелей отечественной книжной культуры, ушедших из жизни в конце 2023 г. и начале 2024 года.

Ю.Н. Столяров подробно разбирает последнюю книгу А.В. Соколова «Думы о Библиологосе — Книжном разуме: библиологическое эссе», выпущенную еще при жизни автора и подводящую главные итоги всей многолетней творческой жизни философа книжной цивилизации и книжной культуры во всех их проявлениях. Основная идея А.В. Соколова: только Библиологос, т. е. Книжный разум, может и должен сохранить все достижения религии, науки и искусства в условиях все более явной угрозы духовной и физической деградации человечества как биологического вида homo sapiens. Ученый надеялся, что сохранение и развитие нашей книжной культуры, в том числе библиотек, получит реальный и мощный импульс на государственном уровне. В этом с ним был полностью солидарен и Ю.Н. Столяров, проанализировавший  издание, привлекая труды многих классиков книжной культуры (как отечественных, так и зарубежных, как прошлых веков, так и современности). 

В разделе "Культурная реальность" привлекает внимание статья А.Д. Цунтаевой, посвященная женским образам в документальном кино о Северном Кавказе. Она обращает внимание читателей на то, что авторы фильмов о Кавказе активно используют клише как способ художественной репрезентации традиционного общества. По мнению исследователя, китч активно используется в различных культурных практиках, а также является едва ли не главным смысловым элементом культурной политики. Автор настаивает, что методы визуальной антропологии в рамках документального кино расширяют возможность исследования культуры и позволяют понять, как сама культура представляет себя.

Уже не в первый раз на страницах издания можно ознакомиться со статьями, раскрывающими взаимодействие русской и китайской культуры. Авторы статьи «Китайский снежный пейзаж как явление» показывают, что снег в живописи является важным элементом китайского культурного наследия, демонстрируют разнообразие и богатство китайской культуры. Пониманию ее глубокого содержания способствует и богатый иллюстративный материал.

Статья М.Д. Радзецкой посвящена отечественному искусству альтового исполнительства и раскрывает это многогранное явление, развивающееся по своей индивидуальной траектории через изучение творчества И.А. Вейкмана и В.Р. Бакалейникова, внесших заметный вклад в формирование художественного облика инструмента.

Исследование Т.В. Зениной, посвященное образам скифо-сибирского звериного стиля, прослеживает этапы становления сибирской неоархаики от возникновения до сегодняшнего дня. Автор обращает внимание, что современный социум (и искусство) находится в процессе поиска самоидентичности, и обращение к древним традициям и культурам — один из самых доступных инструментов на этом пути.

Статья Т.В. Анисимовой вводит в научный оборот рукописную книгу середины XVII в., хранящуюся в собрании Е.Е. Егорова в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и содержащую текст славянского перевода «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Статья фиксирует особенности списка и доказывает создание исследуемой рукописи князем Д.В. Ромодановским.

 

Статья Д.Н. Хисамова продолжает раскрывать творчество одного из ярких хореографов-постановщиков в современном российском балете — Вячеслава Владимировича Самодурова (см. предыдущую публикацию в т. 20, № 3 (2023). Объектом исследования данной статьи является постановочная деятельность В.В. Самодурова, осуществленная в 2011—2023 гг., в период работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета («Урал Опера Балет»).

Статья А.Е. Кром «Между двумя мирами: образ диббука на современной оперной сцене»  посвящена теме художественного воплощения древнееврейской легенды. Предания о неприкаянной душе грешника, «застрявшей» между двумя мирами — миром живых и миром мертвых, нашли отражение в творчестве известных еврейских писателей рубежа XIX—XX веков. В статье рассматривается мультимедийная камерная опера «Диббук. Между двумя мирами» (2007) израильско-американского композитора Офера Бен-Амотца сквозь призму диалога с первоисточником — пьесой «Меж двух миров (Дибук)» (1915).

Статья Н.Н. Федосеенкова посвящена актуальным проблемам теории книги, которая была создана и практически реализована В.А. Фаворским и его единомышленниками в 1930—1950-х годах. Данная теория основана на принципе восприятия книги как синтетического искусства, что подтверждается традицией рукописных книг, актуальных и для эпохи книгопечатания. С учетом современного состояния книгоиздания и его перспектив, автор предлагает обновленное обращение к наследию В.А. Фаворского, которое позволит создавать книги на высоком художественном уровне без противоречия с литературным содержанием произведения.

В статье А.С. Черткова рассматривается бальная танцевальная практика, свойственная культуре русского общества начала XVIII — XIX века. Реконструкторы, воссоздающие исторические танцы, имеют символический опыт, который носит во многом мифологемный характер и привлекает внимание части современной молодежи и взрослого населения. Увлеченные бальной культурой под руководством опытных хореографов, они создают запоминающиеся эстетические образы, вовлекая в данный процесс меценатов и своих сторонников. Грибоедовские бальные программы исторического танца являются частью институциональной среды, которая рассматривается в статье. Они соответствуют стилистике дворянской эпохи, имеют церемониально-развлекательный контекст, способствуя популяризации культурного наследия великого русского драматурга и дипломата А.С. Грибоедова.

Приятного чтения!