Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 21, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF | PDF-COVER
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4

КОНТЕКСТ

340-347 182
Реферат

Статья посвящена рассмотрению историко-культурных предпосылок современных представлений об «усовершенствовании» человека. Анализируя мировоззренческие и теоретические аспекты трансгуманистического дискурса, авторы отмечают, что истоки идейной платформы проекта совершенствования природы человека содержатся в недрах философии модерна. Сформировавшиеся в те времена устремления переделать природу, подчинить ее себе породили представления о принципиальной возможности распространения рациональной творческой деятельности на самого человека, о превращении его в объект научного проектирования и преобразования. В фокусе внимания авторов находится философское наследие Ф. Бэкона и Р. Декарта. Отмечается, что, будучи выразителями передовых взглядов своей эпохи, мыслители во многом подготовили платформу для формирования и развития представлений о всемогуществе научно-технического прогресса и в известной степени предвосхитили тематику научных поисков и высокотехнологичных изобретений XX—XXI веков. Рассматриваются идеи Бэкона и Декарта о прогрессе медицинской науки, о возможности совершенствования природы человека (включая увеличение продолжительности жизни, повышение умственных способностей, лечение болезней, ранее считавшихся неизлечимыми), об эвтаназии, создании антропоморфных механизмов и пр. Показано, что гениальные умы той эпохи, обладая способностью заглянуть в далекое будущее науки и техники, смогли в определенной степени предугадать некоторые направления их развития, связанные с созданием техносферы и с потенциалом «технического» улучшения человека. Ф. Бэкон и Р. Декарт являются выразителями идей, которые спустя несколько столетий повлияли на формирование трансгуманистических концепций, связывающих перспективы человека с техногенным изменением его природно-биологической основы. Их проекты «осуществления всего возможного» (подразумевалось использование науки для достижения господства человека над природой) до сих пор служат источником вдохновения для людей науки и технократов. В последние десятилетия эти идеи обрели новое звучание, новый импульс развития в связи с открывшимися возможностями, предоставленными технонаукой.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

  • Доступность объектов культурно-исторического наследия – существенный фактор формирования коллективной памяти.
  • Практика вывода новых направлений и продуктов на рынок культурно-познавательного туризма – это возможность обеспечить сохранение и достойное содержание памятников истории и культуры на территориях, удаленных от сложившихся признанных центров культурного притяжения.
  • Мотивация к путешествиям – это атрибут культуры и эффективный инструмент её развития.
  • Актуальный этап эволюции memory studies как востребованной возможности путешествовать не только в пространстве, но и во времени – формирование новой мемориальной парадигмы, влияющей на функционирования коллективной памяти.
  • Издержки процесса возрастания роли массмедиа в современных практиках символизации прошлого – угроза превращения культуры из транслятора коллективной памяти в коммерческий аттракцион.
  • Места, непосредственно связанные с наделенными особым символическим смыслом событиями, обладают собственной уникальной атмосферой и генерируют специфические эмоции, переживания и неповторимое ощущение сопричастности путешественников к этим событиям.
348-357 291
Реферат

Статья посвящена осмыслению туризма как важного инструмента сохранения культурно-исторического наследия и трансляции коллективной памяти. Культурно-историческое наследие (как материальное, так и нематериальное) является фактором укрепления национальной идентичности и поддержания коллективной памяти, будучи одновременно одним из основных туристских ресурсов, позволяющих соприкоснуться с историей и культурой. Изучение феномена туризма с точки зрения memory studies наглядно демонстрирует, что непосредственное посещение туристами значимых исторических мест, обладающих высоким уровнем символического капитала, способствует лучшему восприятию заложенных в них образов прошлого, а полученные впечатления и переживания помогают не только запомнить информацию, но и ощутить собственную принадлежность к определенной культуре. На примере объектов, важных в контексте глобальной и локальной истории, таких как музей-заповедник «Сталинградская битва» (Волгоград), государственный музей Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и Мемориальный музей мира (Хиросима), показано, как места памяти становятся популярными объектами туризма, при этом не подвергаясь чрезмерной коммодификации и коммерциализации. Следовательно, целенаправленный подход к позиционированию культурно-исторических объектов и работа с нишевыми видами туризма, отражающими особенности конкретных мест памяти, дают возможность развивать туризм в качестве одной из ключевых форм актуализации прошлого. Это способствует привлечению широкой аудитории к познанию своей истории через взаимодействие с аутентичными объектами, а не исключительно посредством развлекательных массмедиа, а также снижает риск утраты культурно-исторического наследия, что позволяет рассматривать отдаленные от крупных культурных центров территории как перспективные направления.

  • Оказалось, что современный интернет не «машина знаний», а пока лишь частично упорядоченная совокупность публикаций, среди которых много некачественных, ложных и небезопасных.
  • Трансграничный характер интернета пока оставляет немало возможностей для анонимности и подделки авторства, фальсификации злоумышленниками публикаций и их реквизитов.
  • Развитие и распространение библиографической культуры указания и проверки реквизитов публикации (автора, названия, издателя, места и времени публикации) важны для обеспечения безопасности публичного интернета, авторов и пользователей.
358-366 156
Реферат

В статье рассматривается проблема безопасности поиска в современных публичных компьютерно-сетевых ресурсах достоверных, полных источников, их качественного библиографического описания. Актуальность обусловлена «цифровой трансформацией», стремительным распространением с 2010-х гг. компьютерно-сетевых технологий на все отрасли, а также быт; резким и значительным увеличением количества и разнообразия электронных баз данных (библиотек); превращением большинства человечества в пользователей в каждодневном многочасовом режиме. Проявились объективные международные и национальные болезни роста стандартизации, упорядочивания, структуризации баз данных, развития систем индексации и поисковых публичных сетевых сервисов, средств верификации электронных документов.

С 2014 г. и еще позже с 2022 г. проблему обострили сокращение международного сотрудничества в компьютерно-сетевых технологиях, антироссийские санкции недружественных стран, нарушение российского законодательства глобальными цифровыми корпорациями, скачкообразное усиление киберпреступности и информационного противоборства в Интернете. Увеличились возможности злоумышленников, которые, эксплуатируя уязвимости, уменьшали доступ массовых пользователей к достоверным электронным документам в трансграничных интернет-коммуникациях. Возросли возможности, обусловленные релятивистским пониманием истины, фабрикацией и трансляцией фальсифицированных сведений, фальшивых новостей, дезинформацией, использованием все новых средств «социальной инженерии» (мошенничества, манипуляции сознанием), угрожающих гражданам и национальным интересам России.

Новизна исследования заключается в комплексном применении теоретико-культурной гносеологии (культуры познания) и методологии информационной безопасности (противодействия преднамеренным попыткам ввести в заблуждение). Сравнительный анализ выявил существенные отличия российских государственных электронных библиотек, систем документооборота, реестров и услуг от негосударственных, а также зарубежных публичных интернет-ресурсов и сервисов. Результат исследования — вывод о важности преобладания существенных интересов массового пользователя государственных российских библиотек и электронных сервисов. Сформулированы рекомендации о предпочтительности применения этого опыта при создании и модернизации российских публичных негосударственных цифровых баз данных, библиотек, сервисов, а также о развитии стандартизации на его основе.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

  • Красота содержит в себе гармоничное соединение абсолютных ценностей, то, что делает человека Личностью.
  • Предмет исследования — главная категория эстетики, красота, через призму образа Венеры (Афродиты), античной богини любви и красоты.
  • Проанализировано множество произведений классического искусства, искусства постмодерна, отечественной живописи, а также возможности современных нейросетей, чтобы приблизиться к пониманию женской красоты.
  • Попытка сформулировать формулу красоты — это раскрыть тайну тайн, приглашаем Вас сделать это вместе с нами.
368-376 123
Реферат

В центре внимания исследования главная категория эстетики — красота. Наша эпоха — это пересмотр некоторых духовных смыслов как в сфере жизни человека, так и в науке и искусстве. Цель настоящей работы — вывести универсальную формулу красоты через образ Венеры на основе сравнительного анализа произведений классического искусства, искусства постмодерна, а также определить возможности современных нейросетей. Искусство ХХI в. многогранно, нейро-арт — еще один из его аспектов, здесь соревнуется искусственный интеллект и Человек искусства. Нейросеть — это программа, построенная по принципу организации и функционирования нервных клеток живого организма. Перед нейросетью была поставлена задача представить современный идеал красоты в образе Венеры, подобно тому, как действовали живописцы прежних эпох. Могут ли современные нейросети созидать? Создавать духовные ценности? Творить красоту в искусстве? Всего по нашим запросам было сгенерировано более тысячи изображений, что позволяет сделать определенные выводы о том, как искусственный интеллект видит образ Венеры. Представлена попытка вывести формулы красоты для каждого периода развития искусства и подойти к универсальной формуле красоты. Современное понимание красоты впитало в себя все исторические парадигмы, но на качественном, сущностном уровне. Красота — это субъективное чувственное восприятие внешнего вида предмета, которое способно вызвать положительные эмоции. Важна не сама красота, а чувство красоты. Красота — это доминантная ценность бытия, которая содержит в себе гармоничное соединение абсолютных ценностей, то, что делает человека Личностью.

Мифологические сюжеты и персонажи на протяжении многих веков вызывают интерес к познанию их скрытых смыслов, мистических кодов. Во многом это обусловлено тем, что в них присутствуют элементы иррационального. Исторически сложилось так, что миф являлся неотъемлемой частью жизни, помогая человеку интерпретировать те или иные события или явления, которые не объясняются логически.

Сегодня обращение к мифологии, как правило, продиктовано стремлением исследователей проанализировать, как культурные коды древних текстов отражены в современной массовой культуре. Так, например, они являются основой для многих популярных литературных произведений, фильмов и видеоигр. Особенно важно отметить, что данный процесс реинтерпретации востребован в молодёжной среде: миф становятся частью их повседневной жизни, составляющей их творчества, досуга и т.д.

377-385 119
Реферат

В статье рассматривается специфика современной реинтерпретации мифологических персонажей, а также ее представленность в молодежной культуре. Мифологические сюжеты и их герои остаются привлекательными для творческой сферы на протяжении многих веков. Для молодых людей погружение в мифологию позволяет выработать конструктивные решения многих вопросов, воссоздать позитивную картину мира через вечную идею торжества добра и справедливости, отраженную в древних текстах.

Именно реинтерпретационный подход к прочтению всемирно известных произведений позволяет использовать широкий спектр мифа. Например, интерес к мифам европейского общества во второй половине XX в. обусловлен тем, что это время связано с угрозой начала ядерной войны и, как следствие, с постоянной неопределенностью и одновременным стремлением каждого человека к жизнеутверждающей и незыблемой основе, например классической. Эволюция представлений мифа в культуре привела к появлению реинтерпретаций оригинального источника, благодаря чему некоторые из них стали популярны в том числе у молодежной аудитории.

В XXI в. сложились иные мифологические образы в соответствии с вызовами времени, рассматриваемые нами как культурные продукты нового уровня, для которых не только характерно обращение к тексту классических мифов, но и важна коммерческая составляющая. В статье приводится несколько примеров того, как новая художественная подача мифологических персонажей отображается в современной массовой молодежной культуре — в литературе, видеоиграх, кинематографе. Современная трактовка сказаний древних цивилизаций осуществляется исходя из культурных предпочтений массового зрителя: образы мифов могут быть каноническими, модернизированными, но в любом случае универсальными. Неоднократно в научной культурологической среде велись дискуссии о придании нового смысла знакомым со школьной скамьи сюжетам мифов с неожиданной (неклассической) стороны.

Актуальность реинтерпретации мифологических персонажей в молодежной культуре обусловлена стремлением нового поколения не только переосмыслить культурное наследие, но и соприкоснуться с ним.

НАСЛЕДИЕ

386-395 105
Реферат

Выпускниками класса портретной миниатюры в Императорской академии художеств, действовавшего более полувека, были многие первоклассные миниатюристы, имена которых сейчас, к сожалению, известны лишь специалистам. К настоящему времени большинство ведущих музеев опубликовали свои собрания портретной миниатюры, однако исторически сложилось так, что никто из исследователей не рассматривал изучение арт-рынка (и появляющиеся на нем миниатюры художников-академистов) как возможность, во-первых, выявить новые произведения миниатюрного искусства, а во-вторых, узнать, влияет ли академическое образование или звание художника на современное ценообразование и интерес к его работам покупателей (в качестве которых могут выступать как частные коллекционеры, так и музейные институции).

Тем не менее именно информация о функционировании арт-рынка содержит сведения, которые позволяют сделать исследования более глубокими и комплексными. Так, индекс продаж определенного автора гораздо нагляднее, чем многочисленные выставки, может показать его востребованность у любителей искусства. Следует отметить, что не все пользователи аукционных платформ являются профессиональными коллекционерами. Известны случаи, когда персональные выставки художников никак не способствовали росту интереса к их творчеству со стороны собирателей искусства. Существует и обратная ситуация, когда работы художников, о которых знает лишь редкий исследователь, становятся желанными дезидератами для многих коллекционеров. Настоящее исследование расширяет представления о месте на современном арт-рынке русских миниатюристов, связанных с академией (ее выпускников и академиков), позволяет восполнить лакуны в атрибуции и выявлении особенностей их произведений. Делается вывод о том, что прямой связи между фактом обучения в Императорской академии художеств и ценами на их произведения не прослеживается, однако высокий художественный уровень исполнения миниатюр позволяет говорить о том, что звание академика действительно получали самые достойные мастера.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

396-407 189
Реферат

В статье рассматривается творчество женщин-живописцев, переживавшее подъем на рубеже XIX—XX вв., связанный со снятием ограничений на их обучение в Императорской академии художеств и с ростом потребности в самореализации в искусстве. Выявляются общие тенденции, не касающиеся сюжетно-технической стороны картин, но позволяющие сделать обобщающие выводы о мышлении художниц: самоопределении и соотнесении себя с творческой средой, стремлении привлечь внимание к себе как к личности. Делается попытка понять, какими путями шло включение женщин в полноценный процесс обучения как группы, имеющей свои социокультурные особенности. Цель работы — проанализировать творческие подходы к автопортрету художниц Е.А. Киселевой, Е.К. Лукш-Маковской, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, начинавших профессиональный путь у одного учителя — И.Е. Репина. Актуальность работы заключается в попытке постановки проблемы изучения женского творчества и художественной специфики при создании автопортрета, в определении его культурно-эстетической основы.

Фокусируется внимание на предпосылках формирования творческого метода художниц, опирающегося на соединение индивидуального и подражательного. На основе рассмотрения галереи произведений автором разрабатывается типология женского автопортрета: профессиональный автопортрет, автопортрет-эмоция, семейный автопортрет, автопортрет-образ. Прослеживается, как в творчестве художниц проявляются различные художественные течения в России и Западной Европе рубежа XIX—XX вв., по-своему ими интерпретированные.

КАФЕДРА

  • Визуальная сложность включает связанные между собой уровни формы и содержания информационного сообщения, логотип объединяет два уровня сообщения в одном: семантический и эстетический.
  • Визуальная сложность определяется степенью быстроты и легкости считывания визуального сообщения и стабильностью динамического взаимодействия зрителя с визуальными объектами.
  • В профессиональном дизайнерском сообществе наблюдается консенсус относительно содержательных критериев визуальной сложности, которая как выразительное средство дизайна является положительной характеристикой современной визуальной коммуникации.
408-419 222
Реферат

В статье анализируется понятие визуальной сложности, выделяемое разными исследователями в качестве значимой характеристики современной визуальной коммуникации и культуры. Поставлена проблема неоднозначности понятия и его зависимости от разных объективных и субъективных факторов и переменных восприятия. Определяются формальные категории и критерии оценки визуальной сложности, выявляются ее устойчивые паттерны в предметной области фирменной айдентики — логотипе. С помощью выделенных категорий визуальная сложность анализируется через конкретные формальные универсальные атрибуты, поддающиеся систематизации, что позволяет ответить на вопрос, что делает логотип сложным. Понятие сложности фирменной айдентики содержательно раскрывается с точки зрения дизайнеров — ее непосредственных разработчиков, определяющих визуально-графический, конструктивный и пластический характер фирменного логотипа. Впервые в русскоязычном научном пространстве проведено эмпирическое исследование позиции профессиональных дизайнеров относительно значимости предложенных критериев. Количественный метод опроса позволил объективировать точку зрения профессиональной аудитории: данные отличаются устойчивостью по сравнению с данными, получаемыми от широкой аудитории. Визуальная сложность, таким образом, концептуализирована и эмпирически операционализирована без разрыва между теорией и практикой визуальной коммуникации. Делается вывод о том, что как выразительное средство дизайна визуальная сложность является положительной характеристикой в современной медиакоммуникации.

ORBIS LITTERARUM

420-429 269
Реферат

Статья посвящена исследованию творческого наследия Николая Михайловича Кочергина (1897—1974) в области иллюстрирования китайских сказок. Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности наследия художника при общем интересе практиков и теоретиков искусства к книжной иллюстрации для детской литературы в ХХ веке.

Целью статьи является теоретическое осмысление художественного наследия Н.М. Кочергина на основе выявления своеобразия творческого метода художника по иллюстрированию китайских сказок. Решаются следующие задачи: проследить творческий путь Н.М. Кочергина, в частности его творчество в части иллюстрации литературы стран Востока и Азии; составить список иллюстрированных художником изданий азиатских сказок; выявить влияние традиций китайского искусства гохуа на творчество художника, в частности исследовать композиционное решение, использование рассеянной перспективы, другие выразительные средства; проанализировать приемы стилизации образов и символов китайской культуры и фольклора в иллюстрациях.

Представленное исследование позволяет не только определить своеобразие творческого метода Н.М. Кочергина в иллюстрировании китайских сказок, но и выявить специфику репрезентации китайской культуры для российских читателей. Данная проблематика может способствовать появлению целостного представления о синтезе и интеграции китайского искусства и культуры в российском и мировом художественном процессе. В статье исследуются иллюстрации Н.М. Кочергина к таким изданиям азиатских сказок, как «Китайские народные сказки» (1953), «Десять маленьких друзей» (1954), «Желтый аист и Гора Солнца» (1954), «Братья Лю» (1955), «Упорный Юн Су» (1955), «Сказки народов Азии» (1959).

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

  • Московский дворец пионеров на Воробьевых горах встречается во многих советских и российских кинолентах.
  • В статье представлен обзор мест съемок фильмов, обоснованы причины режиссерского выбора.
  • Благодаря художественному языку кино режиссеры изменяют функционал зданий и пространств.
  • Многие фильмы содержат педагогическую составляющую: учат дружить, трудиться, ценить время, мечтать, ставить высокие цели, искать и находить путь в жизни.
  • Документальные фильмы о МДП являются ярким примером успешной организации образовательного процесса.
430-446 382
Реферат

Московский дворец пионеров на Воробьевых горах — памятник архитектуры советского модернизма, самая успешная и узнаваемая постройка периода оттепели — встречается во многих советских и российских кинолентах: «Сказка о потерянном времени», «Дайте жалобную книгу», «Москва — Кассиопея», «Путь к концерту», «Афоня», «Опасный возраст», «Нина», «Легенда № 17», «Оттепель», «Людмила Гурченко», «Оптимисты» и др. В статье проведен обзор мест съемок художественных и документальных фильмов, выявлены основные локации режиссерских групп, проведены параллели и сопоставления ракурсов в кино с современной действительностью. Проанализированы причины режиссерского выбора определенных залов, аудиторий, пространств; определены изменения роли и функционала помещений; прослежена связь с сюжетом. Показано, как благодаря художественному языку кино режиссеры изменяют функционал зданий и пространств: седьмой корпус становится аэропортом, зимний сад — бильярдной, учебные аудитории — кабинетами редакции, театральный зал — местом встреч дипломатов. В отдельных фильмах запечатлены уникальные интерьеры Дворца, панно и мозаики, а в других кинолентах режиссерам были важны новаторские объекты и ракурсы, не имеющие четкой привязки к пионерской тематике. Многие из рассмотренных картин содержат педагогическую составляющую: учат ценить время («Сказка о потерянном времени»), мечтать («Москва, любовь моя»), ставить высокие цели («Москва — Кассиопея»), держать слово («Оттепель»), добиваться успеха («Легенда № 17», «Людмила Гурченко»), искать правильный путь в жизни («Афоня»), быть патриотом («Оптимисты»). Документальные фильмы о Московском дворце пионеров являются ярким примером успешной организации образовательного процесса. Статья может быть интересна и полезна исследователям сфер культуры, кино, искусства, истории и образования, жителям и гостям столицы и всем, кто интересуется историей Московского дворца пионеров. Материалы исследования имеют также практическую ценность и могут быть использованы экскурсоводами, преподавателями, методистами и учителями.

Информация для авторов и рецензентов



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)