Предлагаем Вашему вниманию четвертный выпуск 2024 года, который во многом посвящен визуальному воприятию мира: представлены как традиционные статьи, изучающие историю изобразительного искусства (портеры, миниатюры, книжная графика, даже изображение в кино Московского дворца пионеров), так и влияние искусственного интеллекта на современное искусство; обсуждается вопрос информационного сообщения, которое несет в себе изображение, и определение его визуальной сложности. Открывает выпуск материал философско-культурологического содержания «Идейные истоки проекта совершенствования человеческой природы в философском наследии Ф. Бэкона и Р. Декарта» Е.Н. Гнатик и О.В. Марченковой. Статья рассказывает не только о гениальной проницательности и даре предвидения английского и французского ученых XVII в., но и тех реалиях нынешнего времени, которые все чаще опровергают почти безграничный оптимизм и веру в силу научного знания, свойственные не только этим мыслителям прошлого, но и их нынешним последователям в сфере технонауки. «Инженерный» подход к модификации природы человека во многом опирается на веру во всемогущество научно-технического прогресса, апологетами которого безусловно были Ф. Бэкон и Р. Декарт. Но они мыслили и творили в революционную эпоху отказа от схоластики везде и во всем. Нынешнее человечество обогащено несравненно большими знаниями и опытом, а поэтому должно учитывать все плюсы и минусы влияния техносферы на саму природу человека. Статья Е.Д. Бугровой и Н.Б. Кирилловой Культурно-познавательный туризм как ресурс memory studies доказывает идею сохранения и поддержания коллективной памяти при помощи ресурсво туризма, ориентированного на посещение символически и исторически значимых центров духовной и материальной культуры. К числу таковых должны быть отнесены и такие, которые не могут и не должны вызывать только положительные эмоции, поскольку призваны актуализировать прошлое, а это прошлое — не всегда бывает веселым и радостным. Авторы на примере музея-заповедника «Сталинградская битва», государственного музея Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и Мемориального музея мира (Хиросима) показывают важность подобного рода туристических объектов как мест сохранения и трансляции коллективной памяти наций для будущих поколений. Статья П.Г. Былевского «Библиографическая культура как фактор безопасности доверенного публичного Интернета» посвящена все более актуальной проблеме повышения информационной безопасности в киберпространстве. Автор убедительно доказывает большие возможности использования стандатризированых библиографических инструментов для повышения массовой библиографической культуры, и соответственно удобства и безопасности электронного документооборота в нашей стране. Авторы статьи «В поисках формулы красоты» А.Г. Заховаева и М.В. Жуколина исследуют главную катогрию эстетики — красоту — через призму образа античной богини любви и красоты — Венеры (Афродиты). Сделана попытка вывести универсальную формулу красоты на основе сравнительного анализа произведений искусства разных эпох, в том числе нынешней, когда все активнее задействуют нейросети, трактующие красоту как математический объект. Авторы приходят к выводу, что важна не сама красота, а чуство красоты; а эмоциональность — главная и необходимая характеристика образов искусства. Автор статьи «Реинтерпретация мифологических персонажей в молодежной культуре» А.В. Норманская показывает, как меняется трактовка тех или иных образов и эстетических идеалов по ходу исторического развития цивилизации вообще, а культуры и искусства в частности. В XXI веке особо быстро и эффективно развивается экономика впечатленй, т. е. продажа потребителю уже не самого товара, а скорее эмоций от его покупки. И здесь уже давно «раскрученная» и не требующая особой рекламы мифологическая основа того или иного образа все чаще служит решающим аргументом в успехе конкретного проекта — прежде всего, в массовой молодежной культуре. Наибольшую финансовую выгоду можно извлечь в видеоиграх, кинематографе и литературе, что и показано автором на конкретных примерах. Автор статьи «Миниатюристы — выпускники Императорской академии художеств на современном арт-рынке» Л.В. Пуликова показывает, как изучение современного арт-рынка позволяет не только выявять новые произведения портретной миниатюры, но и восполнять лакуны в научных знаниях о жизни и творчестве многих мастеров этого жанра, а также степени их известности — в том числе и посредством ценового фактора. Последний, в свою очередь, если не всегда прямо, то косвенно безусловно зависел и зависит поныне от факта обучения живописца в Императорской академии художеств как своего рода фирменного бренда. В публикации «Автопортрет как самопрезентация в работах женщин-живописцев рубежа XIX—XX веков» И.И. Савенковой снова затрагивается Императорская академия художеств, в которой с 1893 г. было позволено обучастья и женщинам как полноправным студенткам. Автор анализирует различные творческие подходы к автопортрету ряда художниц того времени, начинавших профессиональный путь у одного учителя-наставника — И.Е. Репина. Выдвигается специальная типология автопортретов женщин-живописцев, позволяющая их классифицировать и анализировать согласно выделяемым критериям оценки подобного рода произведений живописи. Авторы статьи «Проблема визуальной сложности: критерии анализа и оценки» П.Е. Родькин и Л.А. Цыганова доказывают, что проблема визуальной сложности связана с коммуникативной и художественной сферой, а ее решение связано с устранением часто существующего разрыва между запросами и возможностями дизайнеров, заказчиков и потребителей фирманной айдентики — логотипов. Эти выводы сделаны на основе специального опроса, проведенного в 2022—2023 гг. среди 406 респондентов-профессионалов из Москвы и Санкт-Петербурга. Статья «Своеобразие творческого метода Николая Кочергина в иллюстрациях к китайским сказкам» автора Мэн Инь раскрывает основные этапы творческого пути этого художника (1897—1974), который работал в самых разных жанрах, но особо прославился именно в книжных иллюстрациям к изданиям фольклора стран Востока и Азии. На конкретных примерах показана раль книжной иллюстрации вообще, а отдельных изобразительных техник и приемов — в частности, для расширения и укрепления диалога книжных культур между столь богатыми традициями и новациями в этой сфере странами и народами, как Китай и Россия. Авторы статьи «Московский дворец пионеров в кино: история, застывшая в кадре» И.А. Афанасьева и Н.Л. Русанова раскрывают богатую историю как самого Московского дворца пионеров, так и самых разных кинематографических произведений (художественных и документальных), в которых использован художественный образ этого уникального объекта. Материалы публикуемого обзора будут не только интересны, но и полезны очень многим культурологам, историкам, искусствоведам, экскурсоводам и всем другим наушим читателям — как из Москвы, так и ее гостей. Впрочем, эта оценка в той или иной степени актуальна и для всех вышеуказанных статей в этом номере «Обсерватории культуры», поскольку сама культура безгранична, многогранна и универсальна! Для удобства авторов в открытом доступе можно скачать обложку и содержание выпуска, чтобы использовать при формировании отчета о научной работе — PDF-COVER. |