Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Культурные коды и духовные поиски: открытия в мире религии, искусства и наследия

Очередной и первый для нынешнего года номер этого журнала Российской государственной библиотеки  открывается двумя статьями на тему религиозной культуры в рубрике «Контекст».

Первая из них написана профессором Высшей школы экономики О.А. Жуковой и ее аспирантом Д.А. Давлетшиной. Статья озаглавлена «Психоанализ и христианская духовность: кризис религиозности в культуркритике Бориса Вышеславцева». Выдающийся русский мыслитель и в России и в эмиграции пытался найти баланс философии и теологии, интегрируя идеи и понятия психоанализа в религиозно-философскую концепцию культуры. Авторы доказывают невозможность достижения полного синтеза богословия и фрейдизма, но говорят также о важности понимания не только Б.П. Вышеславцевым необходимости расширения пространства свободы для модернизации религиозной картины мира. Именно поэтому философ не отвергал идей психоаналитической школы, говорящей о человеке как психической (Фрейд) и духовной (Юнг) целостности. Однако христианское вероучение для Вышеславцева и его окружения оставалось основой антропологии и этики в выдвигаемой программе преображения духовного творчества человека и поиска путей выхода из уже современных ему кризиса христианства и процессов обезбоживания во всех сферах культуры и искусства.

Другая статья — «Этнокультурный ренессанс и поиск сакрального основания модернизации» написана доцентом Академии наук Республики Саха (Якутия) А.Г. Пудовым. На примере своего региона автор доказывает важность и необходимость именно ренессансных процессов для социокультурной модернизации, а не «революционных» сломов морально-нравственных и культурных традиций, когда духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга. При этом сакральное начало является главным и необходимым условиям для сохранения и развития в любом обществе и/или регионе национальных традиций в сферах экономии и культуры. Именно на этой базе можно задействовать почти не использованные в СССР коды «лоскутного одеяла» разных этнических культур, т. е. добиться гармоничного сочетания общенационального и регионального в стратегии развития нашей страны, основанной на специфике человеческого капитала в разных регионах России.

В разделе «Культурная реальность» публикуется статья И.А. Черникова — старшего преподавателя Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина под названием «Ценностные стратегии культурных индустрий в дискурсе западной массовой культуры». Автор показывает, как распространяются среди населения задействованными очень мощными и разнообразными культурными индустриями ценности двух типов, нацеленные, казалось бы, на противоположные группы людей. Это ценности крайнего индивидуализма, доминирования «сильной личности» над всеми прочими и ценности «для масс», несущие в себе идеи примирения с окружающей действительностью, всемерной толерантности всех ко всему. И то и другое на Западе выполняет социальный заказ власть имущих, имитируя с одной стороны свободу выбора и внимание к герою-индивидууму, всегда необходимому лидеру, а с другой — внедряя сентиментальные чувства в массы обывателей, которые должны быть добрыми и сочувствовать чужому горю, уметь примиряться с окружающей действительностью и созидать добро. При этом государство снимает с себя ответственность за судьбы своих граждан, которые будут сами виноваты в своих несчастиях и неудачах.

Следующая по очереди журнальная рубрика — «В пространстве искусства и культурной жизни». В ней публикуется статья преподавателя Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» Т.С. Ивановой под заглавием «Почитание народных святых как культурная практика поиска справедливости в странах Латинской Америки». Этот культ возник на базе синтеза традиционных индейских верований и католицизма и очень ныне распространен на всей территории континента. Автор раскрывает причины этого явления и показывает на конкретных примерах, как ширящаяся практика почитания народных святых становится неотъемлемой частью и важной составляющей не только религиозного, но и культурного пространства. Благодаря культу таких святых многие города и целые регионы становятся туристическими центрами со своим экономическим, культурным и символическим обликом.

В рубрике «Наследие» напечатана статья «Рукопись из коллекции Е.Е. Егорова, принадлежавшая протопопу Даниилу Темниковскому». Она написана ведущим научным сотрудником РГБ Т.В. Анисимовой и рассказывает о рукописной книге третьей четверти XVI в., которая после смены ряда владельцев попала в руки протопопа-старообрядца Даниила Темниковского в середине XVII в. После него эта книга также побывала у ряда владельцев вплоть до купца-старообрядца Е.Е. Егорова в 1901 г. На основе многих владельческих записей и анализа особенностей бумаги, переплета, почерков и прочих элементов автор прослеживает судьбу не только самой книги, но и многих людей, так или иначе с ней связанных в течении трех столетий. Ввод в научный оборот подобного книжного памятника позволяет расширить наши знания об отечественной книжной культуре прошлых веков и ее роли в общественной жизни страны.

В этой же рубрике опубликована статья научного сотрудника Красноярского художественного музей им. В.И. Сурикова и одновременно доцента Сибирского федерального университета М.Г. Смолиной. Она озаглавлена «Эстетические особенности музейной коллекции чугунного литья» и посвящена рассмотрению каслинского чугунного литья в качестве особого декоративно-прикладного искусства. По результатам анализа экспонатов коллекции литья в указанном музее автором выделены различные жанры и функции подобного рода изделий. Многочисленные иллюстрации хорошо дополняют авторский текст, расширяя наше представление об особенностях тех или иных композиций и/или техники изготовления бюстов, медальонов, скульптурных фигур и т. п.

«Закрывается» рубрика статьей Я.В. Малиновской, которая является аспирантом Высшей школы экономики по направлению «Искусство и дизайн». Название статьи «Междисциплинарные творческие лаборатории для устойчивой актуализации природно-культурного наследия» четко ограничивает рассматриваемое автором научное поле природно-культурным наследием, т. е. заповедными территориями. Последние должны актуализироваться через практики современного искусства с использованием междисциплинарного научного знания, опирающегося на концепцию устойчивого развития. Такое развитие подразумевает взаимное уважение и равенство в отношении прав и традиций не только при охране и архивации этого наследия, но также при осуществлении научной, просветительской и рекреационной деятельности.

Следующая по счету журнальная рубрика «Кафедра» представлена статьей доктора философских наук из Новосибирского государственного медицинского университета Д.А. Севастьянова «Символы и знаки в живописи: иерархия и инверсии». Автор не претендует на исчерпывающий анализ этих атрибутов, но доказывает основные постулаты в их трактовке. Символ — это образ реального или вымышленного объекта, а знак выполняет функцию подчинения символу, т. е. некую служебную роль. Символы представляют собой основу человеческой культуры, а знаки в своей совокупности — это служебный аппарат, обслуживающий культуру, без которого она не сможет функционировать. При этом в системе символов и знаков неизбежно присутствует иерархия, причем главенствующий символ приобретает статус и позицию сакрального, т. е. уникального и доминирующего над всеми прочими.

В рубрике «Orbis Litterarum» («Литературный круг») печатается статья «Сериал “Библиотекарь”: постмодернистская интерпретация книжной темы». Ее автор — профессор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Г.М. Агеева. Тема «библиотека и/или библиотекарь в литературе, кино и телевидении» давно и широко представлена как в России, так и за рубежом. Г.М. Агеева анализирует достоинства и недостатки 8-серийного 2023 г. фильма по одноименному роману Михаила Елизарова, вышедшего из печати еще в 2007 г. (удостоен премии «Русский Букер» в 2008 г.). В отличие от уже многих рецензий на этот фильм, данная статья делает акцент на смыслы, значимые именно для современного отечественного библиотекаря. Отмечены здесь (как позитивные акценты) развенчание стереотипного образа самой этой профессии, выделение смыслосозидающей роли печатной книги и ее коммуникационного потенциала даже в эпоху всеобщей цифровизации, исконно присущие традиционные толерантность и взаимоуважение внутри библиотечных коллективов. В то же время есть и столь же явные негативные черты этой профессии (как и многих других), особо ярко проявившееся в советскую эпоху. Среди них жесткая регламентация всего и вся, примат идеологии, централизованная бюрократия и бездушная цензура. И все же как автор романа, так и его экранизаторы выделяют в качестве самой важной цели для главного героя Алексея Вязинцева — открыть заново силу книг всем людям, сделать тексты в них всеобщим достоянием на благо человечества.

Последняя в номере журнальная рубрика «Связь времен» объединила в себе две статьи — широкоизвестного историка книги из РГБ и аспиранта Высшей школы экономики. Первая статья написана сотрудником НИО редких книг М.Б. Золотовой и озаглавлена «Русские переплеты первой четверти XIX века из телячьей кожи с корешками из сафьяна». Автор выявил более 130 образцов подобных изданий в Музее книги РГБ и проанализировал их главные особенности с точки зрения материалов, дизайна и использованных технологий.

Другая статья в этой рубрике принадлежит Д.И. Болдыревой и озаглавлена «Легенда о Мэн Цзяннюй: адаптация древнекитайской легенды в современном мире». Автор прослеживает развитие образов очень популярного и традиционного сюжета летописной легенды об этом женском персонаже через воплощение истории о Мэн Цзяннюй в разных видах современного искусства. Особое внимание здесь уделено киноадаптациям этой легенды, действие которых развертывается на фоне строительства Великой Китайской стены. Среди таких фильмов: немой, музыкальные, сериальные, мультипликационные экранизации и многие другие, адресованные разным зрителям и преследующие разные цели в различные периоды нынешней истории Китая. Несмотря на все вариации, основные смыслы древней легенды остаются неизменными: обладающая удивительной красотой и стойкостью героиня всю жизнь борется с несправедливостью, сохраняя любовь к погибшему мужу и превращаясь в символ верности и непорочности, ценившиеся не только в прошлом, но и в нынешнее время.

Главный редактор отдела периодических изданий Российской государственной библиотеки К.М. Сухоруков