Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3

КОНТЕКСТ

260-268 743
Реферат
В условиях кризиса системы образования возникает необходимость утверждения иной образовательной парадигмы развития, опирающейся не только на динамизм, но и на сохранение стабильности, поддерживает которую культурная классика. Культурная классика выступает неким материально-идеальным субстратом между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим; процессом формирования личности в результате взаимодействия Своего и Иного, создания и трансляции новой меры как предела нового качества и как форма, представленная в виде цели и ценности. Классика становится своего рода неявным знанием, т. е. знанием непроблематизированного («само собой разумеющегося») когнитивного основания. Когнитивные усилия по преодолению «эпистемологического разрыва» носят творческий характер, что сближает гуманитарное образование с искусством.
269-273 840
Реферат
Анализируя онтологические проблемы этноса, авторы обращаются к теме мифа и мифотворческих практик. Миф суть изменчивый феномен. Трансформации этнического сознания и культурных практик во многом связаны с данным явлением. Отмечается, что в переломные моменты истории этническое сознание, стимулируя процесс культурных преобразований, конструирует оригинальный мир мифопредставлений, поддерживающий стратегию выживания и саморазвития этноса в контексте социокультурных потрясений. Миф, играя важную роль в процессах адаптации этноса к новым, порой травмирующим этническое сознание, историческим событиям, позволяет сохранить чувство этнокультурной идентичности. Обращается внимание на соотношение рационального и иррационально-спонтанного в сознании этноса. Показано, как на основе этнографического материала можно обнаружить и раскрыть механизмы трансформаций мифа. На примере хакасов представлены особенности мифотворческих практик, активизирующихся в условиях кризиса. Отмечается, что социокультурные потрясения, актуализируя историческую память, направляют этническое сознание к переосмыслению истории - реальной и/или мифологизированной, что позволяет решить задачу социокультурной мобилизации и консолидации этноса. Изучение механизмов мифотворческих практик дает возможность дальнейшей плодотворной разработки теории мифа.
274-279 1011
Реферат
Статья посвящена проблеме мортальности в контексте постоянно расширяющейся среды новых медиа. Глобальная цифровизация коснулась практически всего, что связанно с человеком, в том числе и смерти. Современный пользователь Интернета регулярно сталкивается с новыми качествами и выражениями мортальности, которые часто удивляют, становятся предметом широкой общественной дискуссии и иллюстрируют нехватку интеллектуальной рефлексии. Однако трансформация данного феномена по сей день остается не до конца изученной, нуждается в научном осмыслении с точки зрения различных гуманитарных дисциплин, среди которых, несомненно, и философия; она может быть полезна в области реализации современных технологических практик. Обозначено проблемное поле, выделены несколько основных векторов дальнейшего изучения вопроса. Среди них - трансформация ритуалов скорби под влиянием новых медиа и специфика онлайн-мемориализации, юридические практики и необходимость их пересмотра в новых реалиях, этические проблемы, связанные с изменением статуса приватности и табуированности смерти, психологический и другие аспекты, сквозь призму которых следует рассматривать феномен мортальности в цифровую эру.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

280-286 1884
Реферат
В статье рассматриваются особенности языковой, социальной и культурной политики Сингапура, представляющего особый интерес как «город - государство ХХI века», уникальный конгломерат этносов, культур и языков. Подчеркивается, что межкультурная коммуникация, являясь широкой областью взаимодействия, включает в себя многообразие культурных практик, с трудом поддающихся классификации в силу своей уникальности. Растущее влияние культуры на выбор цивилизационного вектора и долгосрочных стратегий социально-экономического развития страны обуславливает интерес к изучению межкультурных коммуникаций и объясняет попытки исследователей обозначить «модельные рамки» феномена национальной культуры. В связи с этим особый интерес представляют национальные культуры государств с многообразием расовых и этнических групп. Проанализировав политику правительства Сингапура в области культуры и языка, а также социальную политику в целом выдвигается гипотеза о формировании особой модели межкультурного взаимодействия в этой стране. Изучение ее является важным для понимания сущности сложившихся моделей и перспектив формирования новых моделей межкультурного общения в эпоху глобализации и информационного общества. На основе анализа социально-экономических, культурных достижений государства и результатов реализации языковой политики автор делает вывод об эволюции межкультурной коммуникации и формировании ее новых моделей.
287-295 1484
Реферат
В советских и российских академических исследованиях субкультурная проблематика довольно долго занимала маргинальное положение, молодежные субкультуры и культурные практики стали значимым объектом социологического и культурологического анализа гораздо позже, чем это произошло в европейских научных кругах. Так, первые работы, посвященные субкультурному присутствию молодежи в обществе, появились лишь в 1980-х годах. Ситуация кардинально изменилась в начале 1990-х гг., когда молодежная проблематика приобрела новое звучание в ситуации разворачивавшегося экономического и политического кризиса. В последнем десятилетии XX в. молодежь исследовалась в разных аспектах и модальностях: с одной стороны, отмечалась ее аполитичность, с другой стороны, возрастал интерес к молодежи как к электоральному ресурсу и формирующейся потребительской группе. Начало XXI в. отмечено активизацией выработки программ патриотического воспитания молодежи, программ работы с экстремистски настроенными молодежными группировками и молодежью, склонной к агрессии. В настоящее время в российском политическом дискурсе молодежь является одним из наиболее важных объектов анализа, исследования, наблюдения и контроля. В современном социокультурном и политическом контексте исследование молодежных субкультур, обладающих активистским ресурсом и идеологической цельностью, оказывается особенно актуальным. Субкультура стрейтэйдж, которой посвящена данная статья, представляет собой «классическое» субкультурное формирование, обладающее четкими ценностными установками, традиционными механизмами конструирования идентичности, характеризующееся антисоциальный протестной риторикой и отторжением потребительской идеологии. В первой части статьи рассматривается происхождение и этапы формирования мировоззрения стрейтэйдж. Во второй части мы демонстрируем структурную неоднородность этой субкультуры, выделяя хардлайн (жесткую линию) и софтлайн (мягкую линию) в качестве двух наиболее значимых направлений движения, а также рассматриваем специфику культурных практик стрейтэйджеров (практик потребления и коммуникации, досуговых и телесных практик). Третья часть статьи посвящена истории возникновения и особенностям российского стрейтэйдж-сообщества.
296-300 978
Реферат
В предлагаемой статье анализируется роль фразеологии как наиболее специфичной и национально-самобытной области языка в формировании языковой картины мира. Исходя из того, что в образном содержании фразеологического состава языка воплощено культурно-национальное мировидение, автор рассматривает национально-культурную специфику фразеологизмов. Описываются различные подходы к пониманию объема национальной фразеологии: при широком подходе к объему культурно маркированных фразеологических единиц национально специфичными признается широкий круг фразеологических явлений, в частности, все идиоматичные фразеологизмы; другие фразеологи занимают прямо противоположную позицию - относят к числу национально отмеченных только те фразеологизмы, в состав которых входят наименования реалий; третий подход включает в себя национально специфичные фразеологизмы, воплощающие собой межъязыковые различия. В семантическом аспекте фразеологическая система (как и любая другая субсистема языка) представляет собой особое единство общего (универсального) и исключительного, т. е. семантически уникального, характерного только для определенной лингвокультуры. Кроме того, рассмотрению подвергаются этнолингвокультурная и этнолингвокогнитивная специфичность как свойства семантических уникалий в славянской, германской и тюркской идиоматике. Приводятся примеры семантически исключительных идиом в указанных языковых группах.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

302-309 1072
Реферат
Необходимость корректировки имиджа России за рубежом является одной из актуальных задач. В статье рассматривается в качестве эффективного коммуникативного инструмента ее решения современное искусство. Коммуникационный процесс здесь не останавливается на единичном реципиенте, как в рамках системы художник - произведение - зритель, а распространяется шире на неоднородную, многоуровневую, в том числе международную аудиторию. Художественные выставки и мероприятия рассматриваются как источник информации о стране, один из элементов PR, ресурс «мягкой силы» государства. Коммуникации осмысливаются в широком контексте, в рамках многообразия информационных процессов и социальных взаимодействий, окружающих искусство в обществе. Речь идет не об идеологизированном искусстве, а о всем многообразии форм творческой репрезентации художников, составляющем искусство ХХI в., свободное функционирование которого в стране является маркером ее демократического развития. Культурологический анализ роли искусства в формировании имиджа страны необходим и в рамках происходящей социокультурной модернизации, так как его целью, помимо прочего, является создание условий для развития и поддержки современного искусства на государственном и частном уровнях.
310-320 885
Реферат
В статье рассмотрена диспозиция и музыкальное воплощение текстов в хоровом цикле «На всякий случай» (2004) русско-французского композитора Ю. Гальперина (р. 1945). На основе духовной лирики Д. Хармса, текстов детского игрового фольклора (считалок, загадок, игр), молитвы «Kyrie eleison» композитор, используя монтажную технику, создает калейдоскоп различных картин, настроений «на все случаи жизни». Показана логика построения цикла, система объединяющих его интонационных и текстовых арок. Развивая словесную игру, характерную для жанра считалки (перестановки, замены, игра бессмысленными слогами), композитор преобразует исходный текст, играет со смыслами, «переиначивает» изначальные идеи, «заглядывает» между строк. Совмещение в одном сочинении духовного и фольклорного пластов является тенденцией, характерной для современной музыки. Цикл представляет собой яркий пример реализации в музыке идеи универсальности феномена игры в человеческой культуре.
321-328 900
Реферат
В статье рассматриваются появившиеся на рубеже XX-XXI вв. и нехарактерные для российской практики организационно-творческие формы репертуарного театра - театральные конгломераты, объединяющие несколько театральных коллективов разнообразных художественных направлений, и театры без труппы, которые, объявляя себя проектными, тем не менее тяготеют к репертуарной модели. В статье приводится аргументация отнесения театров без труппы к театрам репертуарного типа, что может составить научную новизну работы. Процесс функционирования нетрадиционных организационно-творческих форм исследуется во взаимосвязи с развитием современного языка театрального искусства, в чем заключается актуальность представленного текста. Материалом для изучения послужила деятельность театров Москвы и Санкт-Петербурга: «Балтийского дома», «Особняка», «Практики», «Приюта комедианта», «Театра.doc», Театра Наций, Центра драматургии и режиссуры и «Школы драматического искусства». Также анализируется взаимодействие традиционных и альтернативных форм деятельности репертуарного театра и производится сравнение с зарубежными репертуарными моделями.

НАСЛЕДИЕ

330-338 1224
Реферат
Статья посвящена весьма редкой в искусствознании теме - эволюции черновика как художественного и социокультурного явления от Средних веков до эпохи модерна. Основание и механизмы для эволюции черновика лежали в сфере онтологии культуры и были связаны, в частности, с субъектно-объектными отношениями внутри целостных культурных эпох и творческими методами, которые они порождали. Прослеживается функциональная эволюция черновика, начиная с теоцентрической культуры Средневековья, в которой он существовал в форме универсального образца, был необходим мастеру не только как начальная визуализация творческой идеи, но и для выработки иконографии и канона. В эпоху Возрождения, когда радикальному пересмотру подверглись место и роль человека в мире и из цехового ремесленника и «анонимного украшателя Дома Божьего» творец превратился в гуманиста, аристократа духа и «царя, созерцающего свои владения», черновик индивидуализируется и приобретает функцию инструмента для более глубокого знакомства с окружающим миром, формализуется в виде тщательных натурных зарисовок, т. е. штудий. С наступлением Нового времени, когда автор все более идентифицировал себя как свободный художник, следующий своему видению, черновик, визуализировавший стадии творческого процесса, стал существовать в основном в виде зарисовки, наброска, эскиза и этюда. Специфика функций черновика в эстетико-художественной парадигме модерна состояла в том, что черновик, кроме композиционно-колористических задач, стал выступать инструментом создания того верного (с точки зрения художника) ментального переживания архаики, которое было столь востребовано эстетикой модерна.
339-347 850
Реферат
В XVIII в. многие дворяне в своих усадьбах прославляли ратные подвиги с помощью аллегорий и символов. С.С. Апраксин превратил парадную резиденцию Ольгово в пантеон воинской славы, используя живопись, чтобы отметить вклад своего рода в историю Отечества. Главным украшением зала были большие парадные портреты самого С.С. Апраксина кисти Б.Ш. Митуара, его отца, фельдмаршала С.Ф. Апраксина, и адмирала Ф.М. Апраксина работы неизвестных художников. Там же располагались скульптурные портреты далеких предков заказчика, многие из которых погибли на поле брани. Для большей наглядности Б.Ш. Митуар по инициативе С.С. Апраксина написал серию из девяти батальных картин с эпизодами тех сражений, в которых участвовали владельцы усадьбы. В Ольгове находился портрет С.С. Апраксина работы И.Б. Лампи, исполненный по случаю свадьбы. Программа произведения, составленная заказчиком, также связана с прославлением воинских подвигов изображенного. Наиболее полно понять замысел портрета позволяет эпиталама - хвалебная песнь, сочиненная для новобрачных. В статье впервые приводится перевод этой песни. Дополняли гимн во славу ратных подвигов изображения всех известных русских полководцев.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

348-355 1052
Реферат
В статье исследуется характер деятельности Л.Н. Толстого в контексте современной писателю театральной жизни. Предпринята попытка создания образа Толстого как театрального деятеля своего времени - в противовес привычному образу гонителя театрального искусства. Определяется степень важности проблемы актерства в частной и общественной жизни писателя, анализируется диалектика его зрительских предпочтений и требований к искусству. Лев Толстой рассматривается как соавтор актерского образа, непосредственный создатель спектакля. Выявлен главнейший для Толстого угол зрения на цели искусства, в том числе и искусства театра, - этический. Только в таком контексте снимаются кажущиеся противоречия отношений Льва Толстого и театра. С помощью источников проанализированы особенности этических требований писателя к театру, актерскому искусству, режиссерской трактовке его пьес. Толстому важно, чтобы зрители увидели и осознали в спектакле именно ту идею, которую драматург вкладывал в пьесу. Изменить жизнь частного человека, направить его к достижению христианского идеала - центральная идея Толстого.

ORBIS LITTERARUM

356-361 740
Реферат
В статье презентуется новый жанр книги - вебрарий. Современные вызовы книге как культурному феномену определяют ее состояние как кризисное. Авторы разрабатывают теорию культурной феноменологии как основу нового книжного жанра, визуализирующего культуру. Сочетание текста с новыми возможностями цифровой техники открывает неожиданные перспективы. Теория культурной феноменологии складывается из предметного поля, понятий, а также принципов как механизмов преодоления проблем. Теоретически различаются «культурные феномены» как фундаментальные, конституирующие конкретную культуру сущности и «феномены культуры», которые обусловлены исторически. Культурные феномены возникают в «осевое время» и их определенная композиция формирует уникальность каждой культуры. Философской основой культурной феноменологии выступает культурная антропология. Отмеченные теоретические наработки доведены до уровня практического применения в конкретных авторских изданиях.
362-366 724
Реферат
Статья представляет собой рецензию на сборник научных статей «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» (Москва : Этерна, 2015), подготовленный в рамках большого издательского проекта-серии «Музеи - библиотеки - архивы в информационном обеспечении исторической науки». Целью проекта является рассмотрение роли основных хранилищ коллективной памяти общества в сохранении и обеспечении исторической науки источниками, определение их места в информационной структуре науки, анализ их собраний, фондов как информационного ресурса, включая и технологии извлечения информации из источников, изучение коммуникации научного сообщества и сообщества хранителей исторической информации - работников музейной, библиотечной и архивной сфер. В рамках проекта, на основе междисциплинарного подхода, предполагается провести сравнительный анализ хранилищ исторических источников, что открывает новые возможности их использования в интересах исторической науки. Проект объединил усилия представителей академической и вузовской науки, теоретиков и практиков, музейщиков, библиотечных работников и архивистов по решению вопросов современного источниковедения и расширению информационных ресурсов исторической науки. В рецензируемом сборнике представлен значительный спектр новых подходов в трактовке вопроса о роли и значении музея в информационном обеспечении исторической науки, репрезентации его информационного потенциала, методиках музейного источниковедения.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

368-376 866
Реферат
Московский книжник иеродиакон Дамаскин, оставивший после себя известное «Сказание о Святой горе Афонской и о Соловецком монастыре», вероятно, был неплохим художником. В историографии XIX в. фигурируют сведения о рисунках, выполненных Дамаскиным во время паломничества на Афон. Являлись ли упомянутые рисунки зарисовками к собственным путевым заметкам или это были какие-то другие иллюстрации, например, к изданию доктора Иоанна Комнина Моливда «Проскинитарий Святой горы Афон», переведенному Дамаскиным, ранее не было известно. Можно было только предположить, что пути константинопольского вельможи и московского иеродиакона пересеклись, поскольку их паломничество совершалось примерно в одно время. Но где произошла эта встреча? Каков был ее результат, и были ли, наконец, вообще рисунки - не было установлено. В статье высказано предположение и приведены доводы в пользу того, что рисунки Дамаскина украсили редкое издание «Описания Святогорских монастырей» Иоанна Комнина, выпущенное в небольшой монастырской библиотеке под Бухарестом.
377-383 716
Реферат
В статье исследуются биографические источники житийных списков прп. Паисия Величковского, а также впервые приводятся документальные свидетельства из архивов Украины и Афона, подтверждающие факты настоятельства прп. Паисия в обители св. царя Константина при Пантократорском монастыре и игуменства в афонском монастыре Симонопетра. Эти материалы открывают новые страницы в истории отечественного монашества на Афоне и в житии прп. Паисия Величковского и подтверждают его попытки восстановить на новом месте духовный центр русского святогорского монашества, по сути - воссоздать на Афоне новый Русик после того, как исторический древнерусский святогорский Пантелеимонов монастырь (Старый Русик) к середине XVIII в. перешел в руки греческих монахов.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)