Том 13, № 6 (2016)
Скачать выпуск
PDF
КОНТЕКСТ 
644-651 991
Реферат
Проблема взаимосвязи культуры, природы и устойчивого развития приобретает особую остроту в начале третьего тысячелетия. Именно к этому моменту становится очевидной недооценка природного компонента в формировании культуры и возрастающего влияния культуры на природу по мере ее развития, вступающего в стадию неустойчивости. Поскольку социоприродная система представляет собой сложную человекоразмерную систему, то и дальнейшее развитие этой системы будет происходить под мощным влиянием антропогенной деятельности. В то же время будет неизмеримо возрастать роль культуры, которую следует рассматривать как набор ценностей, определяющих мотивацию этой деятельности; совокупность знаний и информации, которыми руководствуются люди; политику, выстроенную на компетенциях, соответствующих сложности систем и процессов, которые включены в управление. При таком подходе культура становится мощной двигательной силой всех этих процессов. Ориентация устойчивого развития на человека требует новой системы коммуникаций и форми рования новой этики, определяется поиском меха низмов соединения и взаимосвязи между странами и культурами. Концепция «Повестки дня на XXI век для культуры», понимание культуры как четвертой опоры устойчивого развития наряду с экономикой, экологией и социальным участием, теоретические разработки роли культуры в устойчивом развитии с использованием мультидисциплинарного подхода требуют конструирования новых практик транс дисциплинарного и кросскультурного измерения роли культуры в устойчивом развитии, а также активного включения в эти процессы отечественных исследований и разработок.
652-659 894
Реферат
При реализации политики инклюзии и/или интеграции выявляется ряд противоречий в от ношении «своего» («я») и «другого», которые со ставляют ключевой аспект самой этой политики. В статье показано, что при попытке осуществле ния интеграции социального «другого» в рамках по литики инклюзии, т. е. с сохранением особенностей «другого», эти противоречия возникают законо мерно, поскольку определение своей идентичности, в том числе коллективного «я», неотделимо от проведения различий с другими, о чем писал еще Ге гель. В этом смысле неслучайно, что продуктивным подходом к интерпретации этнической идентич ности как определения своего коллективного «я» выступает конструирование и воспроизведение границ с «другими» (Ф. Барт). Также и обсужде ние И. Нойманном использования конструирования «другого» в международных отношениях показы вает, что не только национальное «я» конститу ируется отличением от других, но и «другой» кон ституируется относительно идентичности «я». В связи с этим в статье делается попытка аргу ментировать тезис о том, что всеобщим аспектом взаимного конституирования «я» и «другого» как особенных (включая этническую идентичность) является определение человеком своего бытия как границы, или открытости «другому». Причем локальность осуществления всеобщего аспекта такого конституирования порождает и проти воречия «я» и «другого» как особенного, и несов местимые друг с другом подходы к определению сущности «я» и «другого» (например, конструк тивизм и примордиализм в исследованиях этносов или конструкционизм и эссенциализм в исследова ниях инвалидности).
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
660-664 773
Реферат
В статье представлен анализ различных миграционных процессов в современном глобализи рующемся мире, а также причин их возникновения. Сопоставляются положительные и отрицательные проявления миграции, ее влияние на различные сфе ры жизни и деятельности государств, вовлеченных в нее. Автор уделяет особое внимание трудовой миг рации на макроуровне и очерчивает круг проблем, которые оказывают прямое воздействие на состо яние стран-участниц. Приводятся статистические данные о миграционных процессах на международ ном и всероссийском уровнях, подтверждающие по ложительную динамику международной миграции, миграционный прирост в городской местности. Одной из важнейших проблем, вызванных мигра ционными процессами, являются конфликты, воз никающие в результате межкультурного взаимо действия. Представители разных культур боятся утратить свою самобытность, следовательно, про цесс локализации становится неизбежным. Проект глобального мира, угроза культурной унификации вызвали среди человечества в разных уголках пла неты демонстративную манифестацию своей куль турной неоднородности. Таким образом, культурное многообразие современного мира не только не сокра щается под воздействием интеграционных процес сов, а становится все более сложным и конфликт ным, нарастает плотность культурных границ.
665-669 609
Реферат
В статье, посвященной детскому и взро слому словотворчеству, ставится цель показать несостоятельность утверждения, что словотвор чество - «несерьезный» процесс, свойственный только детям по причине бедности их словарного запаса. Словотворчество характерно и для взро слых. Общим основанием для разновозрастного сло вотворчества является единый механизм, который осуществляется посредством актов опредмечива ния - распредмечивания - сотворчества. Важное значение для изучения детского языка - конвен ционального языка субкультуры детства - име ют дневниковые записи родителей. Показано, что всплеск интереса к этой форме фиксирования образ цов-окказионализмов относится к 1920-м гг., что совпадает с расцветом краеведения. Проведена ана логия между культурой отношений «мир детства - мир взрослых» и «столица - провинция», позволяю щая утверждать, что мир детства не менее богат, культурно насыщен, чем мир взрослых. Но такая уникальность все чаще подавляется средствами массовой информации, которые оказывают сильное воздействие на ребенка. Это приводит в ряде случа ев к неправильному выбору словесной модели, в соот ветствии с которой конструируется слово. В целом язык ребенка логичен, последователен, экономичен. Его номинация не требует уточнений, тогда как во взрослом языке пояснение одного понятия содержит термины, требующие, в свою очередь, дополнитель ных интерпретаций. Детское словообразование связано с детским фольклором, поскольку первое вы ступает основой и инструментом для второго.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
670-679 1169
Реферат
В ходе многочисленных социологических исследований, проведенных в России, был воссоздан социальный портрет публики искусства, карти на художественной жизни и отношения населения к искусству. В статье предпринимается попытка дополнить эту картину описанием существенных закономерностей поведения населения в отношении искусства. По результатам проведенного исследова ния автор делает вывод, что содержание и струк тура досуга населения в последние годы претерпели существенные изменения. Меняется и досуговая роль искусства, его доля в структуре досуга населе ния. Анализ результатов социологических опросов населения позволил выявить динамику досугового интереса населения к культуре и искусству, а также некоторые существенные закономерности культур но-досугового поведения жителей крупных россий ских городов. Так, исследование позволило сделать вывод, что искусство в том или ином виде входит в функцию досуга большинства людей, но в общей массе их досуговых предпочтений составляет весь ма незначительную долю. Вместе с тем ретроспек тивный анализ социологических данных за более чем 30 лет выявил изменчивость отношения населения к искусству и его досуговой роли. В статье показа на обусловленность культурно-досугового поведения людей и досуговой роли искусства макросоциальны ми изменениями, влекущими трансформацию образа жизни и ее качества, распространение новых и из менение содержания многих традиционных видов досуга, оценены связанные с этим социокультурные риски для художественной культуры.
680-688 707
Реферат
В статье осуществляется попытка выявления границ человеческого бытия, которые имплицитно содержатся в таких произведениях современного массового кинематографа, уделя ющих внимание проблематике трансгуманизма, как «Превосходство» (2014) и «Робот по имени Чаппи» (2015). Посредством обращения к фило софским идеям Нового времени, в первую очередь к идеям, сформулированным Рене Декартом, уста навливается то имплицитное основание, опираясь на которое создаются проекты синтеза челове ческого и технического, артикулированные в ука занных фильмах. Отдельное внимание отводится анализу отношения «постчеловека», синтезиро ванного существа, ко времени и пространству, ко торое играет существенную роль в кинематогра фе, обращающемся к тематике трансгуманизма. Делается вывод о том, что проекты по синтезу че ловеческого и технического, представленные в сов ременном кинематографе, имеют своим истоком философию модерна, и в частности картезианст во с его противопоставлением души и тела-маши ны. Отличительной особенностью человеческого сознания, синтезированного с техникой, в массо вом кинематографе выступает то, что оно при обретает атрибуты идеи «мирового разума» ев ропейских мыслителей, преодолевающего условия пространства-времени и обладающего возможно стью абсолютного знания, что приводит к депер сонализации человеческого существа.
689-695 685
Реферат
В настоящее время в русском языке в об ласти стереоскопического кинематографа при сутствует синонимия двух терминов: «стерео» и «3D». Как показал эволюционный анализ терми нов, синонимия возникла в результате уничтожения в конце XX - начале XXI в. отечественной кинопро мышленности и кинотехнической науки и прихода в современное отечественное кинопроизводство исключительно импортных технологий и техники. Прагматический анализ терминов не выявил суще ственных преимуществ какого-либо из терминов. Семантический анализ терминов позволяет реко мендовать к преимущественному использованию в кинематографе термина «стерео» как правильно ориентирующего и обладающего максимально воз можной степенью точности, оставив за термином «3D» только коммерческое и рекламное применение.
НАСЛЕДИЕ 
696-702 1252
Реферат
Статья посвящена творчеству фран цузского художника Доминика Папети, копии афонской живописи которого явились одним из источников «византийского проекта» князя Г.Г. Гагарина, будущего вице-президента Импера торской Академии художеств, поставившего сво ей целью возрождение в России «национального» церковного искусства. Анализ работ Папети и его взглядов на искусство позволяет заключить, что в своих религиозных полотнах художник вдохнов лялся искусством далекого прошлого, в частности Византии, в то время как в светских - ориентиро вался на живописцев позднего Ренессанса, на тре тью манеру Рафаэля, на Тициана, Микеланджело, Поля Веронезе, Беллини, Франча. Особое внимание уделено поездке художника на Афон, предпринятой им в 1847 г. под впечатлением афонской рукописи наставлений для иконописцев, опубликованной дву мя годами раньше археологом А.-Н. Дидроном. По наблюдению автора статьи, выполненные Папети на Афоне копии фресок греческого мастера Пансе линоса, относящиеся, как полагали афонские мо нахи, к XII в., несут на себе печать академического образования французского художника, совершенно го владения им навыками передачи пластической формы. Эта особенность копий Папети позволила автору сделать вывод о том, что для Гагарина они стали наглядным доказательством плодотвор ности идеи соединения «греческой христианской мысли» с «греческой языческой формой», на осно ве которой впоследствии он попытался возродить «национальный стиль» церковной живописи.
703-711 911
Реферат
Мощные социально-культурные измене ния в пореформенной России конца XIX - начала ХХ в. рассмотрены на примере провинциального Царицына, получившего наименование «Русский Чикаго» и став шего своеобразным маркером процесса российской мо дернизации. Диспропорция в его развитии выразилась в относительно медленном становлении общест венных институтов, оформление которых произош ло лишь в 10-е гг. ХХ века. Изучение генезиса первого и единственного музыкального общества Царицына проведено в контексте диалектики его взаимоотно шений с другими просветительскими организациями и влияния на формирование культурного ландшафта региона. Узкий кружок любителей был преобразован в организацию, объединившую представителей ин теллектуальной и культурной элиты региона, дея тельность которой вылилась в «инновационные» для Царицына формы музыкально-просветительской дея тельности и конкретные материальные результаты. Итогом сложной системы взаимоотношений местного отделения Императорского русского му зыкального общества и Общества содействия вне школьному образованию стало строительство Дома наук и искусств в Царицыне. В научный оборот введе ны сведения о церемонии открытия Дома, явившейся своеобразным «смотром» потенциала просветитель ских и творческих сил региона. Очерчены не изучен ные ранее особенности «освоения» Дома различными учреждениями, драматические события, предварив шие перепрофилирование Дома в объект муниципаль ного подчинения с функциями госпиталя. Диспропорция в развитии социокультурной сферы, отсутствие необходимого человеческого потенци ала для формирования активов нескольких обще ственных организаций, отстраненность властей привели к тому, что общественное движение в Ца рицыне поддерживала небольшая группа альтруи стов, выступавших идеологической и финансовой опорой различных проектов. В этих условиях наибо лее ценно, что в городе сложной исторической судь бы сохранился Дом науки и искусства как памятник этой подвижнической деятельности.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
712-719 1728
Реферат
Писатель второй волны русской эмигра ции С.С. Максимов, как и многие другие зарубеж ные деятели отечественной литературы, почти не известен на родине. В статье сделана попытка ввести его имя в научный и культурный оборот на шей страны. Анализируется небольшое по объему, но заслуживающее внимания творческое наследие этого автора. С.С. Максимов пробовал свои силы практически во всех литературных жанрах, в том числе в драматургии. Его перу принадлежат: боль шое прозаическое полотно (роман-эпопея), повесть, рассказы, поэмы, полномасштабная пьеса и скетч. Центральной темой в творчестве С.С. Максимова стала судьба талантливого художника в услови ях нарастающего тоталитаризма, конкретнее - в годы сталинских репрессий в СССР. Ее раскрытию посвящены и главная книга автора - роман «Денис Бушуев», и повесть «В сумерках», и значительная часть «лагерных» рассказов. В произведениях писа теля дана также (на основе собственного опыта) яркая картина жизни в сталинских лагерях, просле жена судьба обычного политического заключенного от момента ареста до существования с «поражени ем в правах» после освобождения. Произведения С.С. Максимова периодически попада ли в поле зрения видных деятелей литературы рус ского зарубежья и, как правило, получали достаточ но высокую оценку. Его признавали продолжателем традиций русской классической литературы, в пер вую очередь - Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина.
720-725 1423
Реферат
Русские гастроли Гектора Берлиоза до сих пор остаются малоизученной областью истории му зыки и франко-русских музыкальных отношений в XIX веке. Тем более ценными представляются новые доку менты, проливающие свет на эту тему. Настоящая статья посвящена двум ранее неизвестным письмам Гектора Берлиоза к директору Придворной певческой капеллы, музыканту-любителю - Алексею Федорови чу Львову, хранящимся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Эти письма относятся к периоду второй поездки французского маэстро в Рос сию в начале 1868 года. Изначально предназначенные лично А.Ф. Львову, они стали достоянием обществен ности и были опубликованы в журнале «Литератур ное прибавление к Нувеллисту» (1868). С тех пор они не были включены в собрание переписки Берлиоза ни на французском, ни на русском языках. Анализ писем (приведенных на французском и в переводе на русский) позволяет раскрыть новые подробности московского концерта Берлиоза 1867 г. (исполнения им националь ного гимна «Боже, царя храни» сочинения Львова), а также узнать мнение французского композитора о некоторых сочинениях Львова, в том числе о его вер сии «Stabat Mater». Эти письма на данный момент - самые поздние свидетельства многолетней переписки двух музыкантов, отражающей их дружеские и про фессиональные взаимоотношения. Для Г. Берлиоза дружеское содействие директора Императорской капеллы стало залогом успешного приема в кругах петербургской аристократии, а для А.Ф. Львова про фессиональная поддержка и положительная оценка его творчества французским маэстро способство вала утверждению его статуса музыканта в России.
КАФЕДРА 
726-735 769
Реферат
Задача статьи - привлечь внимание к од ному из современных направлений гуманитарного знания, известному как performance studies. Этому по нятию пока еще нелегко найти адекватный русский аналог: так называют исследования перформатив ности, театральной антропологии, антропологии зрелищности, этнологии исполнительских форм куль туры. Сегодня часто говорят о «перформативном повороте» - повсеместном переходе от исследований культуры как текста к исследованиям культуры как перформанса. Перформансом называют не только театрализованные представления, культурно марки рованные зрелища, исполнительские (перформатив ные) формы культуры и т. п., но и едва ли не каждое явление и событие. В статье уточняются границы этого понятия, анализируются важнейшие аспекты performance studies и типы перформанса. Предлагает ся описание целей и задач, основных исследователь ских подходов, терминологии названной области, а также анализ функций и контекстов различных пер формансов. Дается обзор современной литературы, анализируются отдельные труды и серии моногра фий, развивающие эту область антропологии.
ORBIS LITTERARUM 
736-745 673
Реферат
Статья посвящена книге, хранящейся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в собрании Е.Е. Егорова, содержащей полемическое богословское произведение «Исти ны показание к вопросившим о новом учении» ино ка новгородского Отенского монастыря Зиновия. Уточненная современная научная датировка руко писи (1560-е гг.), а также ее углубленный почерко ведческий и текстологический анализ, позволяют заключить, что первая половина книги является автографом писателя, созданным им незадолго до смерти. Сопоставление книги с другим предполагае мым автографическим списком «Истины показания», хранящимся в Российской национальной библиотеке и датируемым также 1560-ми гг., но выполненным иным каллиграфическим почерком, дает основание для вывода, что первая половина егоровского списка является незаконченным черновиком автора, содер жащим вторую краткую редакцию «Истины пока зания», а более ранняя рукопись РНБ была написа на по заказу Зиновия неким писцом-каллиграфом в качестве «беловой» копии его сочинения первичной пространной редакции. Последняя книга послужила не только протографом всех списков первой редак ции, но и оригиналом (антиграфом) для второй - завершающей части егоровского списка, написанной особым почерком и на особой бумаге (кон. 1560-х го дов). В таком сочетании - из двух кодикологически самостоятельных частей - егоровский список стал протографом всех копий второй краткой редакции «Истины показания». Располагая образцом почерка Зиновия Отенского, исследователи теперь имеют возможность обнаружить и другие автографы это го выдающегося новгородского писателя и богослова.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
746-754 805
Реферат
Статья посвящена интерпретациям понятия «реализм» в конце 1960-х годов. Разно чтения в понимании границ «социалистического реализма» - единственного допустимого мето да советского искусства, утвержденного властью в середине 1930-х гг., - начались вскоре после смер ти Сталина и стали предметом публичных дискус сий в годы «оттепели». В середине 1960-х гг. в ре зультате ужесточения государственной политики в области культуры подобные обсуждения стали проводиться реже. Охлаждение культурных отно шений с Европой и Америкой положило конец череде масштабных выставок западного искусства ХХ в., во многом определявших художественную жизнь «оттепели» и дававших пищу для дискуссий. Не смотря на то что произведения искусства сталин ской эпохи по-прежнему подвергались критике как в официальных постановлениях, так и во внутрен них дискуссиях союзов творческих работников, можно заметить преемственность между рито рикой конца 1960-х и 1930-х гг., выраженное, пре жде всего, в неприятии модернизма, представлении об искусстве как области идеологии и стремлении к возрождению «национальных традиций». Статья основана на данных архивов Московского отделе ния Союза художников РСФСР (МОСХ) и освеща ет круг вопросов, наиболее часто встречающихся в стенограммах в связи с проблемой реализма. Пре жде всего это вопросы о допустимости и границах формального эксперимента в рамках реализма, о соотношении формы и содержания в произведе нии искусства, о поиске новых путей развития те матической картины, а также о необходимости переосмыслить такие традиционные понятия, как «партийность» и «гражданственность».
755-761 1678
Реферат
Рассматриваются проблемы культурной памяти, воплощенной в жанре военной песни. Ана лизируя вышедшую на английском языке книгу Е. По людовой «Советские военные песни в контексте русской культуры», автор поднимает такие вопро сы, как восприятие культуры Другого, трансляция текстов культуры в инокультрной среде, специфи ка жанра песни в русской музыкальной культуре, трансформация культурных форм в массовой куль туре, проблема культурной памяти в эпоху пост модернизма с его игровым характером и утратой чувства истории. Хотя некоторые положения книги Е. Полюдовой представляются спорными и недо статочно проработанными, в целом изданию дает ся высокая оценка как с точки зрения введения темы русской военной песни в западный академический ди скурс, так и в плане важности данной темы и для российской публики, выросшей в информационную эпоху и нуждающейся в ценностных ориентирах, основанных на богатом историческом культурном наследии нашей страны.
ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)
ISSN 2588-0047 (Online)