КОНТЕКСТ 
Современная ситуация определяется множественностью неопределенностей социального, экономического, экологического и технологического характера, вызывающих неустойчивость развития и формирующих новый этап общественного развития, который условно принято называть цифровой цивилизацией. Многозначность трактовки и интерпретации этого термина отражается и на его производных, что в полной мере относится к понятию цифровой экономики.
Развитие цифровой инфраструктуры, переход на сетевые принципы коммуникации, персонализация Интернета выступают факторами, меняющими этические принципы и основания социокультурного взаимодействия. Вопрос об индивидуальных и коллективных культурных практиках и моделях поведения, базирующихся на новой иерархии ценностей, приобретает особую актуальность в социально-гуманитарном знании. Инсценирование доверия и уязвимость свободы в информационном обществе свидетельствуют о переходе общества в новое качество — «нормальной аномии».
Цель настоящего исследования — на основании анализа научных проектов, документов, некоторых прогнозов и сценариев развития цифровой экономики и ее социальных последствий попытаться проследить отражение связи цифровой экономики с культурой, выявить пути, отражающие включенность культуры в программы развития цифровой экономики. Между тем культура может рассматриваться в контексте этих программ в качестве элемента инфраструктуры, и институционального контура, выступать как часть человеческого и технологического капитала.
Идеи авторов статьи концентрируются вокруг поиска оснований трансформационных изменений, происходящих в научных исследованиях, образовательных и культурных практиках, обладающих потенциалом для формирования устойчивого культурного контекста цифровой цивилизации, который будет поддерживаться с целью предотвращения давления техногенных процессов, ведущих к «дегуманизации» развития.
В прикладной части исследования раскрывается один из аспектов «цифровой культуры» — ее способность насыщать сетевые мультимедийные пространства смыслами и ценностями. Это повышает требования к качеству информации на открытых национальных ресурсах культуры — сайтах библиотек, культурно-досуговых центров, музеев, ведомственных порталах.
Особое внимание уделено в статье анализу согласованности задач по научно-техническому и технологическому «прорыву» с гуманистическими ценностями развития на начальном этапе внедрения проекта «цифровой экономики России». Эти трансформации требуют формулирования четкой и ясной позиции сообщества относительно гуманистического императива развития цифровой экономики и цифровой цивилизации в России и мире. На этом этапе еще можно определить, какая корректировка этого проекта необходима: частичная или основательная, чтобы не оказаться в ситуации ценностно-смыслового хаоса, не потерять главное — социокультурную человеческую составляющую очередного этапа эпохальных изменений. Необходима общественная экспертиза Программы развития цифровой экономики в России, более скоординированная, целенаправленная деятельность гражданского общества по сохранению культурного и человеческого капитала.
В статье анализируется новый статус западных библиотек в рамках цифровых гуманитарных наук Digital Humanities (DH), объемного тренда, сопряженного с радикальной сменой существующей научной парадигмы. Концепция DH, связанная с использованием в исторических, лингвистических, культурологических исследованиях методов машинного анализа текста, обработки больших массивов данных, цифрового картографирования и 3D-моделирования, затронула библиотеки во всем диапазоне присущих им функций: хранителей культурного наследия, провайдеров научной коммуникации, центров организации и распространения знаний.
Цель статьи — восполнить недостаток публикаций, ощущаемый в отечественном библиотековедении, как по концептуальным основаниям, так и по практике применения продуктивного сотрудничества библиотек с проектами DH. Раскрывается содержание кардинального реформирования сути библиотечной работы под эгидой цифровой науки (e-science) в связи с растущей сложностью информационной среды, большими массивами разнородных данных, интерактивным потенциалом современных информационно-коммуникационных технологий, персонализацией пользовательских интерфейсов. Выявлена классификация типов сотрудничества библиотек с проектами в сфере DH, которая сводится к трем основным моделям: сервисной, лабораторной и сетевой. Анализируется диапазон услуг, предоставляемых библиотеками разработчикам проектов DH: от начального консультирования, доступа к инфраструктуре электронных хранилищ, менеджмента цифровых проектов, поиска грантов и оформления на них заявок до продвижения, маркетинга и профессиональной компьютерной помощи.
В статье приведены позитивные примеры ребрендинга библиотеки как места авангардных научных исследований, синергии методов и исследовательских стратегий точных и гуманитарных наук. Рассматривается перечень обязанностей библиотечных центров DH: формирование цифровых коллекций для научных или образовательных целей; создание средств идентификации, построения баз данных и их анализа; управление исследовательским процессом, поддержка веб-сайтов, цифровая публикация и хранение результатов исследования; организация обучения в сфере DH, создание лекционных курсов и программ, организация семинаров и конференций, сотрудничество с аналогичными структурными подразделениями других учреждений.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
До сих пор нет весомых результатов, свидетельствующих об эффективности резко активизировавшейся в последние годы в России программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения. Во многом это объясняется отсутствием системы представлений о стимулах, побуждающих человека практиковать те или иные действия, способствующие чтению. Интенсивность и содержание читательской деятельности определяют объективные процессы общественного развития. Вместе с тем она испытывает на себе влияние системы социальной регуляции читательского поведения, которую осуществляют институциональная и неинституциональная сферы.
Институциональная регуляция, представленная системой властных структур, официальных социально-коммуникационных институтов, реализуется посредством директивных, регламентирующих, нормативно-правовых документов, культурной политики, определяющей культурный ландшафт, а также позиционированием институтов инфраструктуры чтения. Для последних в настоящее время характерна тенденция использования мягких методов побуждения к чтению на основе субъект-субъектного взаимодействия с реальными и потенциальными читателями с помощью специфических средств воздействия. Все шире используются технологии рекламы и пропаганды, методы и средства социальной технологии и социальной инженерии, социального планирования и прогнозирования, элементы психологии управления. В неинституциональной сфере стимулирование читательской деятельности реализуется на основе традиций, обычаев, привычек, настроений, ценностных представлений. Главенствующую роль здесь играет социальное окружение: семья, круг непосредственного общения, референтные и субкультурные группы, сетевые читательские сообщества.
Обе сферы взаимодействуют, по-своему отражая друг друга. Знание о процессах, происходящих в сфере общественной самодеятельности, позволит институтам инфраструктуры чтения гармонизировать собственную деятельность, приведя ее в состояние, соответствующее реальным запросам различных групп потенциальных или реальных читателей на основе социально-психологических механизмов общения, рекомендаций «значимых других», разнообразных проявлений моды в чтении.
В статье показано, что в системе работы по поддержке и развитию чтения необходимо выявлять и называть наиболее действенные стимулы, обусловленные социально-культурным контекстом; стимулы, порождаемые сферой институциональной регуляции на уровне властных структур и институтов инфраструктуры чтения, а также стихийно формирующиеся в сфере неинституциональной регуляции читательской деятельности. Происходящее в неинституциональной сфере должно стать для сферы институциональной важным ориентиром для корректировки собственной деятельности и поиска наиболее результативных управленческих решений и средств взаимодействия с читателями.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Целью данной статьи является актуализация гуманистических принципов творчества Чингиза Айтматова (1928—2008) — одного из ярких писателей-гуманистов XX в., 90-летие со дня рождения которого отмечает мировая общественность. Рассматриваются проблемы экранной интерпретации произведений Ч. Айтматова в советский и постсоветский периоды. Автор трактует интерпретацию литературной классики не только как «перевод» произведения с языка одного искусства на язык другого, но и как «диалог культур» (по М. Бахтину), в данном случае — книжной (культуры слова) и экранной (аудиовизуальной). В статье используются историко-сравнительный и междисциплинарный методы: искусствоведческий и культурологический подходы соединяются с методом художественного анализа текстов. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена как возрождением интереса к творчеству Ч. Айтматова, который возвел проблемы «культурной памяти» и «культурной идентичности» в ранг общечеловеческих, так и повышением научного интереса к вопросам экранной интерпретации. Проанализированы фильмы А. Кончаловского, Г. Базарова, Л. Шепитько, И. Поплавской, С. Урусевского, Т. Океева, Б. Шамшиева, К. Геворкяна, Б. Карагулова и других режиссеров, экранизировавших прозу Айтматова. Автор делает вывод о том, что экранная интерпретация способна «актуализировать», «осовременить» классику в эпоху глобализации, причем задача интерпретатора исключительно сложна и ответственна.
В статье три основных раздела. В первом — «В русле “шестидесятничества”» рассматривается близость творчества молодого Айтматова поискам и открытиям художников эпохи «оттепели». Во втором — «Как человеку человеком быть…» выявляются особенности мироощущения писателя, переосмысливающего советскую реальность, что меняет и атмосферу фильмов, поставленных по его произведениям. В третьем разделе «От драмы к философской притче» автор концентрирует внимание на усилении нравственно-философской проблематики в произведениях Айтматова, усложняющей художественный образ фильма-экранизации, делающей его своеобразным зеркалом эпохи социальных потрясений.
В статье сравниваются взгляды английского писателя У. Голдинга и американского романиста и драматурга К. Маккарти на человека в антиутопическом мире. Актуальность работы обусловлена неугасающим интересом к произведениям этого жанра и отсутствием исследований на данную тему. Сопоставление романов «Повелитель мух» (Lord of the Flies) У. Голдинга (1954) и «Дорога» (The Road) К. Маккарти (2006) представляется возможным, так как в этих произведениях в качестве главных действующих лиц выступают дети/ребенок, а одним из ключевых мотивов становится мотив дороги/движения. Хронотоп в названных романах также схож: авторы не уточняют ни причины катастрофы, ни время действия, прошлое представлено ими как серия флешбеков. Пространство в текстах является ограниченным, в основном характеризуется словами одинаковых тематических групп. Персонажи, оказавшиеся в экстремальных условиях, практически полностью утрачивают человечность и в своем поведении уподобляются животным.
Тем не менее, взгляды авторов на человека отличаются. По мнению У. Голдинга, добро постоянно борется со злом внутри человека, и он может справиться со злым началом, только если его контролируют какие-то сдерживающие общественные установления. К. Маккарти верит, что любовь помогает людям сохранить человечность. Чтобы полнее раскрыть собственное видение данной темы, оба писателя прибегают к символической трактовке огня, который у У. Голдинга трансформируется из орудия спасения в средство разрушения, а у К. Маккарти, наоборот, становится средством, гарантирующим не только физическое выживание, но и помогающим сохранить душу и веру.
НАСЛЕДИЕ 
В литературе о готическом возрождении в Англии существует представление о «выживании» готики, т. е. о возможности ее неотрефлексированного сохранения в далекой провинции, откуда ее в нужное время могли извлечь архитекторы-интеллектуалы, ищущие связи с прошлым или с народной традицией. Это представление, восходящее к литературе начала XX в., может быть убедительно опровергнуто путем анализа тех смыслов, которые в разное время вкладывались в возрождение готики. Цель данной статьи — показать, что обращение к формам готической архитектуры во второй половине XVII — начале XVIII в. было связано с интеллектуальными кругами и не имело отношения к сохранению ремесленных традиций.
Можно считать, что уже придворные английской королевы Елизаветы Тюдор, игравшие в средневековье и рыцарей Круглого стола, осуществили первое из известных готических возрождений. Связь елизаветинской архитектуры с готической традицией неоднократно обсуждалась. Но и в последующие десятилетия — как до гражданской войны, так и после ее завершения — обращение к формам готики было широко распространено в университетском и церковном строительстве.
Опираясь на доступные нам источники, можно прийти к выводу, что хотя в готической архитектурной традиции и не было хронологического перерыва, но все случаи обращения к готике с самого начала приобретают идеологическую окраску. Мы вправе также утверждать, что распространение классицистической архитектуры в Англии не только не уничтожило готическую традицию, но придало ей новое звучание и практически сразу сделало любое обращение к готическим формам идеологически окрашенным высказыванием.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
В статье вводится в научный оборот и исследуется ряд произведений М.В. Добужинского: прослеживается ход работы над ними, выявляются источники (литературные и изобразительные), анализируются стилистические особенности и специфика графической техники. Эти задачи решаются в контексте вопроса о взаимодействии литературы и изобразительного искусства. Актуальность темы определяется тем, что иллюстрации М.В. Добужинского к повестям «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», пьесе «Скупой рыцарь» и стихотворению «Город пышный, город бедный…» А.С. Пушкина впервые стали объектом исследования как произведения изобразительного искусства.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринят опыт определения стилистической принадлежности означенных произведений, выявлен ряд их изобразительных источников. Автор применяет метод комплексного анализа, объединяя источниковедческий анализ воспоминаний М. Добужинского и его писем, работ современников художника, посвященных русскому искусству начала XX в., с традиционным формальным анализом его произведений в сравнении с произведениями Рембрандта, А. Бенуа, А. Дюрера, Ф. Толстого, японскими гравюрами XVIII — начала XIX века. Это позволило значительно расширить существующие представления об изобразительных и литературных источниках творчества художника.
Выявлено, что офорт Рембрандта «Вид Амстердама с северо-запада» оказал влияние на художественное решение иллюстрации «В карете» для повести «Станционный смотритель»; листы Хиросигэ — на иллюстрацию «Вырин у подъезда дома Минского» для нее же. Ксилографии А. Дюрера повлияли на решение иллюстрации «Сцена 1» пьесы «Скупой рыцарь», силуэты Ф. Толстого — на виньетки и художественное решение иллюстраций и украшений для повести «Барышня-крестьянка». Также установлено, что сказки Х.К. Андерсена «Старый дом» и «Старый уличный фонарь» предопределили и обращение М. Добужинского к повести «Станционный смотритель», и образное решение Петербурга в рисунке «Вид петербургского дома». Автор делает вывод о том, что работа М. Добужинского над иллюстрациями к пушкинским произведениям шла в русле его интенсивных творческих экспериментов: поисков нового решения образа Петербурга в книжной графике, переосмысления и «цитирования» мастеров прошлого.
Тексты культуры, выступающие в качестве «генераторов смысла», Ю.М. Лотман в своем труде «История и типология культуры» связывает с проблемой памяти, которая помогает реконструировать историю культуры по ее синхроническим срезам.
Исследование раннего творчества Л.Н. Толстого позволяет судить об образном характере философско-этических интенций категории героического, нашедших отражение в теме «человек и война».
Категория героического отражена в концепции античных философов — Платона («Диалоги»), Аристотеля («Этика», «Поэтика»), в трактате Дж. Бруно («О героическом энтузиазме»), в философии Г.В.Ф. Гегеля («Эстетика») и др. В контексте развития идеи «человек и война» и выявления интереса Л.Н. Толстого к античной философии цель статьи — исследовать воплощение этих интенций в творчестве великого писателя, отметить своеобразные «отзвуки» его мыслей о справедливости, мужестве или трусости в бою на примерах его произведений (рассказ «Набег», «Кавказские рассказы» и др.). Особого внимания заслуживают «Севастопольские рассказы», созданные в период Крымской (Восточной) войны офицером-артиллеристом, служившим на самом опасном месте Севастопольской обороны (Четвертом бастионе), — Л.Н. Толстым. В них раскрывается суть «истинной» и «ложной» храбрости, взаимоотношение солдат-артиллеристов, младших офицеров, тема подвига и другие проблемы, что впоследствии будет развито в романе-эпопее «Война и мир».
Актуальными являются тема традиций (от Платона до Г.В.Ф. Гегеля), развитие идей Л.Н. Толстого, анализ поведения человека в ситуации смертельной опасности, проблема героического и трагического, отраженные в «военной» прозе писателей — участников Великой Отечественной войны: Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, Г.Я. Бакланова, В.О. Богомолова, К.Д. Воробьёва, К.М. Симонова и др.
Статья посвящена истории журнала «Новый мир» второй половины 1950-х — 1960-х гг. и деятельности его главного редактора А.Т. Твардовского. Акцент сделан на второй период редакторства А.Т. Твардовского, первая часть которого пришлась на эпоху «оттепели» (1958—1964 гг.), вторая — на эпоху раннего «застоя» (1965—1970 гг.). Дается оценка профессиональным качествам А.Т. Твардовского-редактора. Рассмотрены его литературные предпочтения, отношение к редакторской деятельности, факторы, повлиявшие на коренные изменения в его мировоззрении. Исследуется редакционная политика журнала в контексте политических изменений общественной жизни. В рамках темы показано воздействие на культуру и, в частности, на литературное дело различных партийных и государственных инстанций, в том числе цензуры. Прослеживаются канва событий вокруг журнала «Новый мир», история публикации повести «Один день Ивана Денисовича» и взаимоотношений А.Т. Твардовского и А.И. Солженицына. Проанализированы споры вокруг книги А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом». В статье отмечается разный уровень информативности публикаций эпох «застоя» и перестройки.
Цель исследования — определить место «Нового мира» А.Т. Твардовского в литературно-политической борьбе второй половины 1950-х — 1960-х гг. и влияние журнала на формирование мировоззрения поколения интеллигенции, сыгравшей существенную роль в перестройке 1980-х годов. Актуальность статьи обусловлена тем, что журнал «Новый мир» второй половины 1950-х — 1960-х гг. занимает одно из центральных мест в истории русской советской литературы и журналистики. «Новый мир» А.Т. Твардовского был самым последовательным проводником политики десталинизации в эпоху «оттепели», продолжал избранный курс, несмотря на брежневскую политику ресталинизации, став, таким образом, легальным журналом, оппозиционным действующей власти. Новизна статьи заключается в том, что для исследования данной темы были использованы источники мемуарного характера: воспоминания и дневники участников событий — известных писателей, литературоведов, членов редколлегии и сотрудников журнала «Новый мир» — «Рабочие тетради» и «Новомирский дневник» А.Т. Твардовского. Данные источники позволяют дополнить известные факты, реконструировать события, связанные с историей легендарного журнала. Выводы и наблюдения, сделанные автором, могут быть использованы для дальнейшего изучения истории и деятельности журнала «Новый мир».
ORBIS LITTERARUM 
Анализируются читательские интересы воспитанников духовных семинарий второй половины XIX — начала XX века. Библиотеки были обязательным элементом функционирования духовных семинарий. Статья написана на основе изучения мемуаров бывших семинаристов. В поле зрения автора — анализ государственной политики по формированию идеологического воспитания детей духовенства. Характеризуется содержание библиотек духовных семинарий и механизмы их пополнения. Цель исследования — показать, что фонды библиотек не соответствовали интересам семинаристов, а круг чтения молодых людей находился под влиянием общественного подъема в России второй половины XIX века. Большое воздействие оказывали революционеры-народники. Воспитанники духовных семинарий стремились читать произведения передовых авторов того времени: Г.Т. Бокля, Г. Спенсера, Н.К. Михайловского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Анализ архивных документов показал, что правительство предпринимало попытки следить за тем, что читают воспитанники в духовных семинариях: книги передовых авторов запрещались и изымались. Семинаристы стремились сами создавать свой круг чтения. Поэтому многие воспитанники делали попытки посещать городские библиотеки, брать книги у друзей и знакомых, организовывать свои нелегальные коллекции.
В статье рассказано об истории тайных библиотек в Костроме и Владимире. Благодаря исследованию установлено, что авторы мемуаров делились читательскими интересами дабы показать пользу от чтения передовой литературы. Большинство авторов мемуаров утверждали, что интерес к подпольным кружкам был вызван стремлением разнообразить монотонную семинарскую повседневность. Запрещенную литературу воспитанники семинарии читали из-за внимания к наиболее актуальным проблемам России и общества.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
Уникальность исторического города заключается в его древности происхождения (середина XVIII в. и ранее); в сохранившейся историко-культурной и архитектурной среде; во взаимосвязи города со значимыми историческими событиями страны; в существующих до настоящего времени традиционных народных промыслах, ремеслах, народном творчестве. Он позиционируется как уникальный объект наследия, содержащий основные социокультурные характеристики нации.
Попытки научного обоснования феномена малого исторического города как потенциала культурного наследия в контексте его социокультурной значимости для государства, общества и местного сообщества с его достоинствами и проблемами предпринимались в трудах некоторых авторов начиная с 1980-х годов.
Цель настоящего исследования — показать потенциал малого исторического города в реализации государственной культурной политики. Представлен анализ различных научных подходов к содержанию понятия «исторический город». Терминологическая цепочка «культурный ресурс», «культурный ресурс хозяйственной деятельности» и «объект историко-культурного наследия» также введена в контекст статьи.
Неоценимо значение исторических городов в воспитании, образовании и просвещении граждан. В научно обоснованных выводах и официальных документах констатируется, что большинство малых исторических городов самостоятельно не могут решить накопившиеся проблемы. Значительное количество памятников истории и культуры требует реставрации.
Включение потенциала малого исторического города в социокультурное пространство целесообразно осуществлять на основе программ сохранения наследия, развития туризма, народного творчества и художественных промыслов, публикаций результатов исторических и культурологических исследований, формирования комплекса научно-документальных фильмов и телепрограмм.
Рассмотрен опыт Великобритании по охране культурного наследия.
Проанализированы российские законодательные акты за последние 50 лет в отношении архитектурных памятников, исторических городов и поселений. Уделено внимание и эволюции подходов к управлению историко-культурным наследием России за последние годы.
Полученные данные показывают, что координаторами деятельности в сфере охраны культурного наследия, туризма могут стать региональные органы исполнительной власти, организаторами — органы местного самоуправления.
Работа посвящена творческим командировкам советских живописцев и графиков в Среднюю Азию — яркому и пока практически не изученному явлению художественной жизни Советского Союза. Цель настоящей статьи — отчасти восполнить пробел, существующий в изучении художественной жизни СССР 1930-х годов. Впервые предметом исследования являются произведения П. Староносова и Н. Котова, созданные ими в 1932 г. во время пребывания на Памире в составе экспедиции Академии наук СССР. На основе ранее не публиковавшихся архивных материалов, а также советской периодической печати воспроизведен маршрут следования художников, освещается специфика творческой работы в полевых условиях. Описываются, анализируются и сопоставляются малоизвестные произведения П. Староносова и Н. Котова.
Рассматриваются как чисто технические, так и художественные задачи, поставленные перед художниками на Памире: от выбора инструментов и красок, которые целесообразно было использовать в дороге, до проблем пространственно-перспективного построения и передачи цвета. Творческие эксперименты художников во многом были обусловлены специфической природой Памира: разнообразные ландшафты с равнинами и возвышающимися над ними отвесными скалами меняли восприятие пространства, а восточное солнце преображало краски, открывая необозримое поле для экспериментов с цветом. Кроме того, облик местных жителей, их быт, одежда и украшения очень отличались от привычных европейскому глазу реалий. В связи с этим насущной необходимостью стал поиск тонкой грани между этнографическим подходом и полным отрицанием традиционного Востока, нередко встречавшемся среди художников и литераторов того времени.
В статье уделяется внимание отчетной выставке «Таджикская ССР — Памир», организованной по итогам творческой командировки. Исчисляемые сотнями рисунки, эскизы и наброски, созданные художниками в творческой командировке на Памир, предоставляют возможность для дальнейших более углубленных исследований.
К сведению авторов 
ISSN 2588-0047 (Online)