КОНТЕКСТ 
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
В статье поднимаются вопросы взаимоотношений современной режиссуры и музыкального текста оперы. Автор предлагает для рассмотрения три основные формы диалога: режиссёр и композитор, режиссёр и зритель, режиссёр и актёр. В статье высказывается мнение, что в процессе взаимодействия режиссёра и оперного текста возник ряд мифов, которые мешают развитию данного процесса и обусловливают конфликтные ситуации при анализе конечных результатов. К такого рода мифам автор относит представление о режиссёре-концептуалисте как разрушителе композиторского замысла, о безусловности определения этого замысла и о так называемой «обратной логике» в музыкальном театре. Рассматривая функционирование каждого из этих мифов на конкретных примерах, автор приходит к выводу о необходимости их «развенчания» для дальнейшего успешного развития музыкального театра. С данной позиции в статье анализируются фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов и их сценическое воплощение. В диалоге «режиссёр – зритель» определяются два основных пути взаимодействия участников: театр как форма эскапизма и театр как «катализатор» интеллекта. Автор подчёркивает необходимость существования обоих путей и возможности выбора для зрителя. Наиболее положительными для современного театра автор считает взаимоотношения режиссёра и актёра, которые привели к появлению нового типа исполнителя на современной оперной сцене: певца-артиста, в полной мере владеющего актёрской техникой. В статье делается вывод о неоднозначной, но достаточно перспективной и позитивной ситуации в современном музыкальном театре, обусловливающей дальнейшие пути развития жанра.
В статье говорится об электронной образовательной услуге, оказываемой в стенах библиотеки инструкторами-добровольцами, помогающими пользователям, в первую очередь безработным и пожилым лицам, освоить азы компьютерной грамотности, работу с Интернетом, осуществлять информационный поиск, особенно касающийся рынка труда. Программа «Кибернавигаторы», запущенная в Чикагской публичной библиотеке, где волонтеры в условиях проявления так называемого феномена «библиотечной аксиомы» действуют как цифровые социальные работники, стала одной из самых востребованных и способствовала сокращению цифрового неравенства в этом мегаполисе. Ознакомившись во время образовательной поездки в США с американской практикой в сфере библиотечного волонтерства, польские специалисты, изучающие зарубежный опыт организации современного добровольчества ввиду низкого уровня его развития в своей стране, решили перенять новую услугу, адресованную лицам с затрудненным доступом к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Для этого ими был создан и реализован экспериментальный проект под названием «Информация для граждан — кибернавигаторы в библиотеках». Его главная цель заключалась во внедрении систем ы непрерывного электронного обучения лиц с затрудненным доступом к ИКТ в виде специальной услуги «кибернавигаторов», реализуемой в библиотеках. Авторы проекта ставили перед собой задачи по введению в библиотеках цифрового и медийного обучения как для пользователей, «разделенных цифрой», так и для библиотекарей по освоению различных форм занятий с такими посетителями (тренинги, инструктажи, консультации и др.); по выявлению потребностей в сфере цифрового обучения пользователей и привлечению волонтеров в профессиональную библиотечную деятельность, основываясь на опыте американских библиотек с учетом польских реалий. Идея кибернавигаторства оказалась настолько своевременной и плодотворной, что библиотеки включили эту неформальную образовательную услугу в перечень постоянных.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Статья посвящена исследованию принципов микрографики в художественном пространстве и графическом дизайне ХХ века. Микрографика, охарактеризованная как художественный феномен, рассматривается в качестве важного элемента изобразительного искусства и графики. Речь идет об изучении микрографических принципов, которые можно считать важной составляющей изобразительной системы. В то же время микрографические элементы определяют специфику современного дизайна — их можно обнаружить и в рамках визуальной системы «новой волны», и в изобразительной программе графического дизайна. Отмечается, что микрографические принципы являются распространенным явлением в изобразительных системах на протяжении всего XX столетия, определяют облик художественных течений и дизайна. Уделено внимание типографике и визуальной практике «новой волны» — важнейшему направлению графического дизайна второй половины XX в., центральному феномену современного дизайна, чья специфика оказала значительное влияние на развитие графического дизайна в целом. Микрографические приемы имели формообразующее значение для явления «новой волны». Исследуются основные формы микрографики. Предпринята попытка определения этого художественного приема. Предложена характеристика изобразительных параметров «новой волны». Микрографика рассматривается как форма, востребованная в современном художественном пространстве, и как система, оказавшая заметное влияние на становление и развитие дизайна ХХ века.
НАСЛЕДИЕ 
Исследуются абхазо-аланские культурные контакты на примере анализа памятников архитектурной пластики этих народов. Новизна исследования определяется выделением архитектурной пластики в качестве культурного маркера абхазов и алан для периода VIII—X веков. Данная постановка вопроса актуальна прежде всего для изучения материальной культуры этносов, проживавших в непосредственной близости от маршрута пролегания Великого шелкового пути, который рассматривается как мощный катализатор культурного обмена между многочисленными племенами и народами, обладавшими самобытными и разнообразными художественными навыками. Проведено сопоставление ряда артефактов: фрагментов алтарной преграды из Анакопии (Республика Абхазия, Новый Афон) и фрагментов алтарной преграды Ильичевского городища (Краснодарский край, Отрадненский район), что позволяет автору констатировать наличие общих орнаментальных схем в монументальном искусстве этих народов в период, предшествующий времени XIII—XIV веков. Проанализированы орнаменты и зооморфные изображения «зверей в геральдической позе» из храма на горе Лашкендар (Республика Абхазия, Ткуарчалский район) и собаки из аланской гробницы Кяфарского городища (Карачаево-Черкесия, Зеленчукский район), что дает дополнительные аргументы в пользу идентификации животных. Автор исследует образную систему аланской гробницы, чтобы определить семантику изображения собаки в декоре христианского храма, и приходит к выводу о том, что символика образа собаки связана с дохристианскими верованиями (в частности зороастрийского толка). Подчеркивается плодотворность изучения алано-абхазских контактов на примере архитектурной пластики: становится возможным идентифицировать некоторые изображения и уточнить их датировку. Автором предложен вариант идентификации рельефа с горы Лашкендар, определено место этого уникального памятника в ходе формирования самобытной художественной культуры Абхазского царства; отмечены разнородные влияния на этот процесс, исходившие как с территорий различных регионов Византийской империи (Константинополь, Каппадокия и др.), так и Закавказья (Армения, Грузия). Абхазо-аланский пласт культурных контактов выделен особо.
В статье исследуется оформление книги второй половины XV в., выполнявшееся в художественных мастерских Венеции и Падуи. Определены и показаны основные этапы развития принципов изображения пространства в живописном оформлении рукописных и печатных книг. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что она долгое время находилась на периферии исследовательского внимания, заслоненная другими историко-художественными проблемами. Научная новизна состоит в том, что обращение к ней позволяет проследить становление способов построения пространственной композиции и сложение новой типологии изображенного пейзажа в венецианском искусстве. В качестве основного исследовательского метода используются приемы формально-стилевого и структурного анализа. Их применение дает возможность показать, как одновременно с изменением структуры оформляемого листа в распоряжении художника-миниатюриста появлялись новые возможности для размещения пространственной композиции. На раннем этапе поверхность листа занимало изображение архитектурного мотива в форме триумфальной арки или классического алтаря с нанесенным на него текстом. Со временем оно заполняет весь лист целиком и получает облик фасада с размещенным на лицевой плоскости фрагментом текста и орнаментальными мотивами (т. н. архитектурный фронтиспис). В ходе последующего развития на декорируемом листе появляется изображение природы, со временем получающее вид законченной пейзажной композиции, как в произведениях книжной иллюстрации ведущего венецианского мастера рубежа XV—XVI вв. Бенедетто Бордона. Проанализированы разные типы художественного оформления листа, содержащие изображение пейзажа, рассмотрены его основные иконографические мотивы. Основной интерес исследования состоит в том, что оно показывает истоки тех художественных идей, которые в XVI в. сыграли основополагающую роль в сложении нового жанра мифологической картины, в который перешли характерные для книжных иллюстраций композиционные и стилистические приемы.
Ежегодно в Псковском государственном университете проводится Международная научно-практическая конференция «Мухинские чтения», получившая свое название в честь доктора психологических наук, почетного профессора кафедры педагогики и психологии Юрия Михайловича Мухина. 24 июля 2018 г. ему исполнилось бы 95 лет. Многие десятилетия своей жизни он посвятил поиску и систематизации художественных открыток с изображением шедевров мирового изобразительного искусства, которые использовал в научной и педагогической деятельности. Знаменитая коллекция открыток Ю.М. Мухина насчитывает более 12,5 тысяч экземпляров, из которых 10 994 подарены вдовой ученого Псковской областной универсальной научной библиотеке (ПОУНБ), где они хранятся ныне в отделе литературы по культуре и искусству, а также в региональном центре по работе с редкими и ценными документами ПОУНБ. В статье рассказывается о содержании и значении данной коллекции, основная часть которой посвящена живописи, но есть серии открыток с видами графики, гравюры, скульптуры, ювелирного искусства, декоративно-прикладного творчества, книжных иллюстраций и миниатюр, фотографии и т. д. На открытках представлено широкое разнообразие живописных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, а также исторические, военные, религиозные, бытовые сцены. Здесь можно увидеть наборы картин как знаменитых отечественных и зарубежных художников, так и произведения малоизвестных и совсем неизвестных авторов. Представленные репродукции показывают, какими ценностями располагают крупнейшие мировые галереи и музеи, охватывая исторические периоды с самой древности и до конца XX в., знакомят с живописными произведениями, на которых воспитаны многие поколения. Поистине коллекция Ю.М. Мухина является гордостью псковичей и представляет собой уникальную энциклопедию искусства, художественный мир в миниатюре.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
Статья является первой попыткой ввести в отечественный культурный оборот творческое наследие В.Б. Свена, 120-летие со дня рождения которого отмечалось в 2017 году. Этот писатель второй волны русской эмиграции в настоящее время почти неизвестен на родине. Произведения его, однако, вполне заслуживают внимания отечественных читателей и исследователей. Во-первых, творчество В.Б. Свена в силу высокого художественного уровня его произведений является неотъемлемой частью российской культуры. Во-вторых, писатель отразил в литературе целый ряд интересных историко-культурных феноменов, характерных для эпохи, о которой он пишет. Литературоведческий анализ произведений В.Б. Свена дается в соотнесении с его необычной биографией. Многие факты из жизни писателя отражены только в малодоступных источниках, в настоящей работе они впервые представлены широкой аудитории. Специфика творческого почерка В.Б. Свена рассмотрена в статье в эволюционном развитии. Разработана периодизация литературного массива, созданного писателем, и обоснована условность его деления по периодам. Показано влияние на творчество В.Б. Свена М.М. Пришвина, определено место писателя в эмигрантской литературе, проанализированы отзывы на его произведения современных автору критиков-эмигрантов. Значительное внимание уделяется художественному новаторству В.Б. Свена, его экспериментам в области художественной формы, характерным для поздних произведений. Особо отмечен мистический элемент в мировоззрении и, соответственно, в творчестве писателя и тесно связанный с ним специфический культурный феномен — «система» Миклашевского, ставшая содержательным и структурным центром одного из произведений. В статье проводится различие между сложностью увидеть прижизненные печатные издания В.Б. Свена, с одной стороны, и доступностью собственно текстов его произведений в оцифрованном виде — с другой. Акцентируется значимость в такой ситуации информации о существовании произведений, об их достоинствах и о возможности доступа к ним. В списке источников дан перечень сайтов, где можно ознакомиться с основными сочинениями автора.
Раскрываются основные особенности периодов творчества выдающегося режиссера и театрального педагога XX в. М.О. Кнебель, со дня рождения которой в мае 2018 г. исполнилось 120 лет. В исследовании применены историко-культурный, социокультурный и искусствоведческий методы. На основе систематизации и обобщения биографических сведений, а также анализа творческого пути в статье прослеживается становление М.О. Кнебель от актрисы второго плана до режиссера и театрального педагога. Актуальность исследования заключается в том, что М.О. Кнебель недооценена как личность, в которой гармонично сочетались актерские, режиссерские и педагогические интенции. Уделено внимание главному парадоксу творческого пути М.О. Кнебель, заключающемуся в понимании, что без опыта актрисы в эпизодических ролях она не пришла бы к режиссерскому и педагогическому пути. Все творческие достижения М.О. Кнебель возникли из ее не совсем удачной актерской карьеры. Поэтому в ходе исследования доказана взаимосвязь опыта М.О. Кнебель в качестве актрисы вторых ролей в Московском Художественном академическом театре и ее успешной реализацией режиссерских и педагогических стремлений. Для выявления скрытых пружин деятельности М.О. Кнебель внимание уделено контексту ее творчества: анализируется окружение — педагоги, коллеги, ученики. Подчеркнуто, что М.О. Кнебель была своего рода связующим звеном между театральными поколениями. Являясь пропагандистом учений великих К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и продолжая традиции своих учителей, она воспитала целую плеяду выдающихся режиссеров. Таким образом, личность М.О. Кнебель, представленная в широком контексте, причислена, в свою очередь, к контекстуальному кругу для обобщения творчества новых режиссеров и актеров. В статье показан результат исследования, опровергающий представление о второстепенной культурной значимости актеров, не ставших знаменитыми и не получивших выдающегося признания, но сформировавшихся в великих педагогов и режиссеров, которые создали целую творческую школу.
ORBIS LITTERARUM 
Исследуется и публикуется неизвестная ранее запись-автограф Ореста Настурела — знаменитого книжного деятеля первой половины XVII в., внесшего существенный вклад в народное просвещение Валахии. Орест Настурел занимал высокую должность второго логофета при дворе валашского господаря Матея Басараба. Несмотря на занятость, значительную часть своего времени он посвящал собирательству древних рукописей, переводам латинских и церковно-славянских книг на румынский язык, а также их изданию. Установление фактов биографии Ореста Настурела основано в историографии на анализе записей, оставленных им на книгах. Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что впервые вводится в научный оборот собственноручная владельческая запись Ореста Настурела, обнаруженная в рукописной книге «Поучения огласительные» Феодора Студита в Собрании славяно-русских рукопис ных книг Е.Е. Егорова Российской государственной биб лиотеки (ОР РГБ. Ф. 98. № 949). Согласно этой записи, датированной 1642-м г., Орест Настурел, инспектируя однажды государевы монастыри, нашел в монастыре Снагове (совр. Румыния) древнюю рассыпающуюся от ветхости рукопись. Поскольку спасти ее было невозможно, Орест Настурел совершил длительное путешествие в г. Рыбницу (совр. Приднестровская Молдавская Республика), где известный книжный мастер по имени Николай выполнил для него в 1642 г. копию этой книги, вложенную затем Орестом в Троицкий монастырь Козия (совр. Румыния). В XIX в. книга, по-видимому, была вывезена русскими старообрядцами в Россию, где сначала попала в коллекцию антиквара-букиниста И.Л. Силина, а затем была куплена у него Е.Е. Егоровым. Проведены датировка рукописи по филиграням (40-е гг. XVII в.) и сопоставление почерка записи с известными автографами Ореста Настурела. Отмечается, что прекрасная заставка и инициалы егоровского сборника близки рукописному «Октоиху» середины XVII столетия, хранящемуся в Белграде в Библиотеке Сербской патриархии. Согласно имеющейся в нем приписке, «Октоих» выполнен в одном из славянских монастырей Афона. Установлено, что подобное художест венное оформление было достаточно популярным для южнославянских рукописей в середине XVII в., и, следовательно, оно вряд ли было скопировано писцом Николаем с древнего оригинала. Основными результатами исследования являются обнаружение, идентификация, атрибуция, прочтение и публикация неучтенной ранее записи-автографа, а также географическая и хронологическая локализация списка. Автор подчеркивает ценность егоровского сборника для изучения специалистами в области филологии и лингвистики и ставит перспективную задачу воссоздания содержания, языковых особенностей и датировки утраченного протографа.
Статья посвящена монографии А.И. Гоголева «Происхождение народа саха и его традиционной культуры» (2018) — исследованию этногенеза якутского народа (самоназвание — саха) и истоков его материальной и духовной культуры. Источниками для автора книги послужили археологические, этнографические, лингвистические, исторические данные всего центрально-азиатского и дальневосточного ареала, а также сопредельных и отдаленных территорий. Особенно тщательно исследовано то, что относится к району Средней Лены, поскольку именно этот район стал этносообразующим для народа саха. Автор обнаружил скифо-сибирские, древнеалтайские и хуннские корни культуры саха, проследил сложение ее основ под влиянием древних и средневековых тюркских племен Южной Сибири, Центральной Азии и Прибайкалья. В последнем отношении А.И. Гоголев особенно внимательно отнесся к историко-культурным связям якутов с тюркоязычными народами Южной Сибири и бурятами. Перед исследователями встают новые задачи: достичь окончательной ясности в вопросе о том, кем в этническом отношении были исконные аборигены Средней Лены; определить, какое влияние на духовную и материальную культуру якутов имела древнейшая религия — тенгрианство; более основательно изучить истоки письменности народа саха.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
Обращение к прошлому во имя решения проблем сегодняшнего дня — весьма плодотворная, хотя и не единственная стратегия выработки культурной идентичности. Деятельность английского архитектора О.У.Н. Пьюджина трактуется в литературе как одно из ключевых явлений эпохи историзма XIX века. Однако картина мира, раскрывающаяся в текстах архитектора, решительно неисторична. О.У.Н. Пьюджин, чья деятельность разворачивалась в первой половине XIX в., мог выбирать между тремя стратегиями использования прошлого — классицизмом, историзмом и антикварной традицией (пассеизмом). Классицизм активно изменяет мир во имя идеала, находящегося вне исторического контекста. Историзм имеет дело с прошедшими культурами, но не претендует на тотальное преобразование мира по подобию какой-либо из них. Среди множества образцов он ищет не идеального, но комплиментарного своим настроениям или настроениям момента. Антикварная традиция имеет дело с неким предыдущим состоянием своей культуры и стремится (в отдельных случаях) его восстановить. Фигура О.У.Н. Пьюджина важна в данном контексте как пример серьезного и прямолинейного отношения к историческим прообразам, сочетающегося с эстетической критикой современного ему общества. Благодаря особенностям своего воспитания и жизненного пути, О.У.Н. Пьюджин воспринимал архитектуру первой половины XIX в. со стороны, как маргинал или аутсайдер. Тем не менее ему удалось оказать на нее существенное влияние, и в статье предпринята попытка показать, что это влияние было закономерным следствием его взглядов. Мировоззрение О.У.Н. Пьюджина и его тексты (в особенности «Противопоставления») оказываются для своего времени полностью анахроничными, поскольку следуют антикварной традиции XVI—XVII веков. Парадоксальным образом именно эта анахроничность позволила ему стать реформатором архитектуры: не придавая значения изменившимся общественным условиям, он старался возвратить архитектуру в некое идеальное состояние, полагая таковым готику.
В статье рассматриваются особенности актуализации промышленной архитектуры, ее перепрофилирование, использование. Недостаток исследований, связанных с данной деятельностью, объясняется тем, что промышленные здания до относительно недавнего времени были заняты непосредственно самим производством. Лишь на рубеже XX—XXI вв. промышленные мощности было решено перенести за пределы крупных городов, что в результате и создало социальный запрос на актуализацию промышленной архитектуры. Это, в свою очередь, позволяет подробно рассматривать специфику данной деятельности и результаты, которых удалось достигнуть за последние десятилетия, в чем и заключается новизна исследования. Актуальность проблематики обусловлена низкой степенью исследованности данной темы. В рамках форм актуализации, связанных с индустриальным наследием, можно выделить специфику по различным признакам, привносящим свои запросы и интересы в проекты актуализации. Рассматриваются как государственные проекты, так и случаи частного инвестирования. Ключевой интерес представляет выявление возможностей и перспектив дальнейших исследований в этой области. Анализируются как отдельные вопросы истории подходов к актуализации промышленной архитектуры, так и успешные современные проекты в данной области. Отдельное внимание уделяется перспективам взаимодействия между государством и частными проектами, а также выявляются основные плюсы и минусы в государственных и частных проектах, что позволяет говорить о возможном улучшении самой актуализации на основе совмещения позитивных сторон подходов к ней. Статья может быть интересна как специалистам, изучающим вопросы сохранения и актуализации архитектуры, так и читателям, не обладающим профессиональными знаниями по теме, благодаря подробному рассмотрению базовых аспектов важности актуализации как таковой и особенностей актуализации индустриального наследия как специфической формы архитектуры, которую невозможно использовать по прямому назначению. Данная проблематика порождает очевидную необходимость в систематическом анализе и составлении проектов на основе изменения функций строения.
К сведению авторов 
ISSN 2588-0047 (Online)